- 1. После общих замечаний о первом обществе христианском в Иерусалиме, дееписатель обращается снова к описанию частных событий в этом обществе, имевших для него особенно важное значение. Таковым было чудесное исцеление ап. Петром хромого от рождения при вратах храма. Выше (Деян. 2:43) дееписатель заметил, что через апостолов много чудес совершалось в Иерусалиме; одно из них, особенно разительное и имевшее особенно важное значение для Церкви Христовой, он теперь и описывает. «Другие знамения опустил писатель этой книги, а о том, которое произвело великий ужас и всех поразило, говорит» (Злат., ср. Феофил.). Когда это чудо совершилось, дееписатель не указывает; но кажется, надобно полагать, что довольно долго спустя после дня Пятидесятницы, потому что после сего он делает снова общие замечания о жизни первохристианского общества в Иерусалиме (Деян. 4:32 и д.), чего не нужно было бы, если бы событие случилось вскоре после Пятидесятницы, так как о жизни христиан в это время он уже сделал общие замечания. — «Петр и Иоанн шли вместе в храм» и пр.: выше дееписатель заметил, что верующие каждый день единодушно пребывали в храме (Деян. 2:46 и прим.); частный случай, здесь описываемый, разъясняет это замечание: верующие сходились, не все вместе, массой, но порознь, в храм ко времени установленных ежедневных молитв и молились там вместе с народом, расходясь по домам после этих часов молитв. И время и место общественных народных молитв были для учеников Христовых святы и священны, и они держались их до времени при ежедневных религиозных упражнениях своих (см. прим. к Деян. 2:46). – «В час молитвы девятый»: троекратные в день молитвы при храме, не установленные в законе, во времена Христа и апостолов были твердо установившимся обычаем. Молились в часы третий, шестой и девятый дня (по-нашему – в 9-й и 12-й часы утра и в 3-й пополудни); первый и последний совпадали с узаконенным утренним и вечерним жертвоприношением. Следы троекратной ежедневной молитвы встречаются впрочем в еврейской истории еще давно: пророк Даниил во время плена Вавилонского ежедневно три раза молился на коленях (Дан. 6:10); в одном из псалмов Давидовых указывается на молитву вечером и утром и в полдень (Пс. 54:18).
- 2. «Хромой от чрева матери»: ему было уже лет более сорока (Деян. 3:22), – тем поразительнее было чудо исцеления его. Господь однажды чудесно исцелил слепого от рождения (Ин. 9:1 и дал.), ап. Петр исцеляет хромого от рождения, и – сбывается обетование Господа, что верующий в Него сотворит такие же дела, какие и Он творил (Ин. 14:12). – «При дверях храма, называемых красными»: название – еще нигде не встречающееся и прошедшее без сомнения от особенной красоты или великолепия этих врат сравнительно с другими вратами храма. Это были вероятно главные восточные (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий (о войн. иуд. 5, 5. 3) описывает как самые красивые, превосходившие красотою все прочие ворота храма. – «Просить милостыню»: по всеобщему и всегдашнему, даже у язычников, обычаю. Милостыня убогим и нищим – одна из самых важных добродетелей (Мф. 5:7), привлекающая на милостивых милость Божию, а потому идущие в храм на молитву для умилостивления Бога охотнее чем в другом месте и в другое время исполняют сию добродетель. Потому убогие и собирались и собираются преимущественно около храмов. Таков был и хромой, которого носили и сажали каждый день при красных вратах, вероятно всегда или по большей части на одном и том же месте, как есть обычай у убогих.
- 3-5. «Всмотревшись – взгляни – пристально смотрел»: примечательно это взаимное напряжение взглядов между хромым и апостолами; это было как бы взаимное приготовление к необычайному делу – чуду. Петр с Иоанном всматривались в убогого полным Христовой любви и сострадания взором и этим взглядом, равно и привлечением на себя взгляда хромого (взгляни на нас) хотели узнать, насколько в нем есть духовной восприимчивости к преднамереваемому чудесному благотворению (ср. Деян. 14:9), а равно сосредоточить его дух и возбудить веру и надежду. Но надежды хромого привязаны были более к земному: он смотрел на апостолов пристально в надежде получить от них милостыню. Впрочем вероятно во взоре его апостолы усмотрели и нечто большее, почему и сочли его достойным и способным получить необычайный дар милости Божией.
- 6-8. «Петр сказал»: как в день Пятидесятницы, по сошествии Св. Духа, все апостолы стали вместе с Петром (Деян. 2:14), но один Петр возвысил голос и повел речь в объяснение события, так и здесь: Петр вместе с Иоанном идут в Храм, но чудо совершает и затем говорит речь опять один Петр. Час Иоанна еще не настал. – «Серебра и золота нет у меня» и пр.: хромой, пристально смотря на апостолов, надеялся получить от них милостыню, и Петр, угадав это желание его, от него берет повод к речи и действию. Он прямо разрушает надежду хромого словами, что у него нет того, на что он рассчитывает, давая сим разуметь хромому свою проницательность в его мысли и чувства; но вместе с сим вселяет в него высшую надежду и немедленно вслед за сим дарует ему то, что имеет и чего конечно не ожидал хромой, – исцеление. – «Даю тебе»: апостол еще до совершения чуда имеет полную уверенность, что чудо совершится. Такая уверенность основывалась без сомнения на обетованиях, данных апостолам Господом (Мк. 16:18. Лк. 9:1. Ин. 14:12 и под. и парал.), и на ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, каковое ощущение и выражает он словами: «что имею». – «Во имя Иисуса Христа встань и ходи»: не своею силою (ст. 12), но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает чудо над хромым. Апостол считает себя только орудием чудотворной силы Христа, являемой им чрез призвание имени Его, ибо Он есть «источник исцелений». Петр сим наглядно удостоверяет, что распятый и умерший Иисус жив и действует на мир и людей из той премирной области, куда Он вознесся с препрославленною плотью своею. – «Назорея»: см. Деян. 2:22 и примеч. – «Взяв его за руку» и пр.: к слову апостол присоединяет внешнее действие, как поступал иногда и сам Господь (ср. Мк. 9:27 и парал.), для возбуждения еще большей энергии веры в больном. – «И вдруг укрепились» и пр.: тотчас вслед за словом и действием апостол всемогущею силою Господа укрепились расслабленные ступни и колена, главные составы ног, и получил силу, какой не имели доселе, силу – держать тело и приводить его в движение, – больной совершенно выздоровел. – «Вскочив», припрыгнув, как бы пробуя свои силы, больной «встал и начал ходить», как здоровый. – «Вошел с ними в храм», т.е. во дворы храма. Не в дом свой отправился он, но во храм – принести благодарение Богу за свое исцеление. – «Ходя и скача» и пр.: выражение радостного, восторженного настроения души исцелевшего.
- 9-11. «Весь народ»: собравшийся и собиравшийся во дворах храма в этот вечерний час молитвы. Самое чудо совершено было вероятно не пред многими, проходившими в эту минуту чрез красные врата во храм; но когда весь народ видел бывшего хромого ходящим и узнал в нем именно того хромого, который обычно сидел у красных дверей для испрошения милостыни: то свидетелем этого чуда над хромым был весь этот народ и – свидетелем достоверным. – «Исполнились» (весь народ) «ужаса и изумления» – выражение, означающее высшую степень народного удивления; необычайное дело произвело необычайное впечатление на народ, оно поразило его в высшей степени. – «Не отходил от Петра и Иоанна»: в чувстве благодарности к благодетелям своим больной следовал неотступно за апостолами, громко прославляя Бога и их. Естественно, что сие привлекло к апостолам и исцеленному множество народа и – конечно – чем более распространялась молва о сем среди собравшихся богомольцев, тем более их стекалось к апостолам, так что наконец весь народ бывший во храме сбежался к ним, находясь под влиянием глубокого чувства удивления, возбужденного сим необычайным событием. Апостолы и исцелевший были в это время в так называемом притворе Соломоновом, обширной крытой галерее, чрез которую вели во храм красные врата (см. прим. к Ин. 10:23).
- 12. «Увидев сие»: т.е. стечение народа во множестве к апостолам и изумление его, «Петр сказал», собственно – отвечал. Речь Петра была ответом на изумление стекшегося народа, изумление, в котором сам собою заключался вопрос о значении этого необычайного дела, по коему сбежался народ. Ответ апостола в разъяснение сего события распадается на две части: он во-первых указывает народу истинного виновника и цель сего чуда, именно, что не они, апостолы, сотворили чудо сие, но Бог для прославления Господа Иисуса, отвергнутого и умерщвленного Израилем, но воскрешенного Богом (ст. 12-18); во-вторых, увещевает народ к покаянию и обращению для прощения грехов народа и участия его в обетованных благословениях мессианских (ст. 19-26). Эта вторая речь апостола в сущности сходна с первою (гл. 2); как в той, так и в этой доказывается из свидетельств Ветхого Завета мессианское достоинство Господа Иисуса и убеждается народ к покаянию и вере в Него; но образ речи имеет некоторые особенности, как увидим при объяснении частных понятий. – «Что дивитесь, или – смотрите» и пр.: Петр и Иоанн сотворили чудо, достойное поистине удивления, и в том нет ничего удивительного, что народ дивился событию с хромым. Но Петр как будто не одобряет, даже порицает это удивление. Почему? Петр осуждает это народное удивление не само по себе, но по толику, по колику в основе его лежало предположение неправильное, что чудо совершенно или собственною силою, или особенным благочестием апостолов, т.е. неправильно понималась причина этого чуда. Удивленный взор народа, устремленный на апостолов, имел такой смысл: что за силу имеют в себе эти люди, по которой они совершают столь великие чудеса, или: как велико должно быть благочестие этих людей, что Бог прославляет их столь великими чудесами! Первое предполагает в них особенную естественную магическую силу в роде силы заклинателей, второе – особенные чрезвычайные заслуги пред Богом. Ап. Петр отрицает и ту и другую причину, совершенного ими над хромым чуда: не собственною особенною магическою силою и не вследствие собственных особенных чрезвычайных заслуг пред Богом мы совершили это чудо над хромым, говорит апостол. «Это, говорит, принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию» (Злат.). В чувстве глубокого смирения пред Богом апостол отрицает свое особенное благочестие и особые пред богом заслуги, – смирения, по коему человек ничего не считает своим, но все относит к Богу, – по коему самые высокие праведники считают себя великими грешниками пред Богом и самые высокие дела, совершаемые ими, приписывают не себе, но единственно Богу. Апостол Петр имел здесь при сем и особую цель выразить усиленным образом это отрицание собственной силы и благочестия, именно – представить единственно и исключительно Христа действующим чрез них. Как сам Господь все свои дела относил к Отцу своему небесному, так и апостолы относят их к Господу Иисусу Христу и Богу Отцу.
- 13-15. «Бог прославил Иисуса»: вот, по апостолу, истинный взгляд на чудо, совершенное апостолами над хромым; не наше собственное дело – это чудо исцеления, но дело Божие; Бог этим чудом прославил Господа Иисуса Христа, вами преданного и пр. Этим указывается и виновник и цель чуда: виновник – Бог, цель – прославление Иисуса. Чудеса Господа служили к славе Бога Отца и вместе ими Бог Отец прославлять Сына своего единородного, – так учил сам Господь (ср. Ин. 17:1, 4-5. Ин. 13:31-32), так учат теперь и апостолы. – «Бог Авраама» и пр.: древле-священное наименование Бога истинного, которым именует Себя сам Бог (Исх. 3:6 и др.), употреблено здесь апостолом вероятно нарочито, для сильнейшего указания вины иудеев в отношении к возлюбленному Сыну Его – Мессии Иисусу. – «Прославил»: именно этим чудотворением над хромым, так как именем Его совершено это чудо (ст. 6) и вера во имя Его укрепила расслабленного (ст. 16). – «Сына своего»: собственно – «отрока своего» (παίς). Этим именем в великих пророчествах великого пророка Исаии (гл. 40-46) нередко называется Мессия, как совершитель дела великого совета Божия о спасении людей, и понималось это название именно как название Мессии (см. прим. к Мф. 12:18). Говоря к иудеям, апостол говорит к ним так сказать ветхозаветным языком, как то нередко делают апостолы, делал и сам Господь. – «Которого вы предали» и пр.: клоня речь к убеждению покаяться и обратиться, апостол выразительно и подробно излагает слушателям вину их против прославляемого Богом отрока Иисуса. Чудом исцеления хромого Бог прославил отрока своего Иисуса; это (вводная речь) тот Иисус, которого вы предали, т.е. Пилату для суда и осуждения, от которого отреклись пред лицем Пилата, т.е. отреклись, что этот Иисус есть истинный Мессия Сын Божий (ср. Ин. 19:14-15. Лк. 23:2 и пр.) – «Когда он полагал освободить Его»: (см. Ин. 19:4. Лк. 23:16 и пар.) – «От святого и праведного», по преимуществу пред всеми людьми – так как Он есть истинный Мессия – «отреклись», не считая Его таковым, и просили «даровать вам», т.е. освободить от казни по случаю праздника, «человека убийцу», т.е. Варавву (см. Лк. 23:19 и пар.). – «Начальника жизни убили»: сильное противоположностью понятий выражение при краткости. Характеристично здесь выражение – «начальник жизни» в приложении к лицу Господа: далее – Деян. 5:31 – Он называется начальником и спасителем, Евр. 2:10 – начальником спасения, Евр. 12:2 – начальником и совершителем веры. Соответственно сему понятие начальника (άρχηγός) здесь берется в смысле виновника, источника, первоначального устроителя и вместе совершителя, приводящего к цели. Понятие «жизни» (ср. Ин. 1:4) берется здесь в абсолютном смысле и в полном обширнейшем приложении; оно означает не только высшую духовную жизнь, дарованную Христом человечеству, вечную жизнь или вечное спасение, достигаемое верою во Христа, но и жизнь физическую всего человечества, которой Он есть также первоначальный источник (Ин. 1:4), начальник и совершитель. Сего начальника жизни и телесной и духовной иудеи «убили», т.е. довели до смерти телесной, предав Его на распятие. Но в противоположность сему их действию, их намерениям и ожиданиям, «Бог воскресил Его из мертвых»: образ выражения тот же, что и Деян. 2:24, 32. – «Чему мы свидетели»: см. прим. к Деян. 2:32. Очевидно, что апостол в этой речи имеет намерение представить вину иудеев против Господа Иисуса Христа и Бога Отца чрез противоположения в более ясном свете: Израиль предал Мессию своего язычнику, язычник выразил мнение, что Иисус должен быть освобожден от казни как невинный, а народ избранный напротив признал Его достойным казни и убить; народ освободил от казни убийцу, а начальника жизни убил. «Два обвинения: и то, что Пилат хотел отпустить, и то, что когда он хотел, вы не захотели… Он как бы так говорит: вместо Его вы просили о разбойнике. Представил их поступок в самом страшном виде… Вы, говорит, просили отпустить того, кто убивал других, а Того, который оживотворяет убитых, не захотели» (Злат.). Но Бог отцев их, Бог завета воскресил сего убитого ими Иисуса и теперь прославил Его исцелением во имя Его хромого от чрева матери его.
- 16. «Ради веры во имя Его» и пр.: вот сила, даровавшая исцеление хромому, – вера в Господа Иисуса Христа воскресшего. Греческий состав речи допускает неодинаковое объяснение рассматриваемого изречения, оставляя впрочем непререкаемою сущность мысли. «Ради веры во имя» Господа, – чьей? Можно полагать – ради веры апостолов, так что смысл изречения будет таков: по нашей вере в Господа Иисуса, распятого и воскресшего Мессию, мы сделали то, что призвание имени Его укрепило сего хромого. Сему толкованию благоприятствует самый ход речи, ибо выражение – «ради веры во имя Его» непосредственно соединено с предшествующим – «чему» (т.е. воскресению Христову) «мы свидетели», так что апостол тотчас после указания на собственное свидетельство о воскресении Господа указывает необыкновенное действие веры, на которой основывается это апостольское свидетельство. Но можно и так понимать это выражение, что им означается цель, а не причина, именно: «ради веры во имя Его» т.е. для того, чтобы вас привести к вере во Христа, призвание имени Его по вере исцелило сего хромого. И такому толкованию не препятствует состав греческой речи. Наконец можно допустить, что «ради веры», какую имел хромой, во имя Господа, имя Его исцелило его. Какое бы ни принять мнение из сих трех, сущность речи, при соединении с дальнейшими выражениями, одинакова: имя Господа по вере и для веры исцелило хромого, а не собственная сила или благочестие апостолов. – «Имя Его укрепило сего»: так как чрез произнесение имени Господа последовало чудо исцеления (ст. 6), – «Вера, которая от Него» и пр.: вера как дар Христов чрез Духа Святого (1Кор. 12:9), как вера, умноженная или усиленная Господом (ср. Лк. 17:6), эта вера даровала исцеление хромому. Чья опять разумеется здесь вера? По ходу речи, опять надобно полагать, что вера Петра и Иоанна. Их сильная вера в Господа Иисуса, которая в них от Него же самого, от Его воздействия на их дух, совершила сие чудо исцеления. Такое толкование подтверждается самым ходом речи: не собственною силою или благочестием мы сделали то, что он ходит (ст. 12), но ради нашей веры во имя Господа (ст. 16) вера наша, которая от Него же, даровала ему исцеление. Может быть разумеется здесь и вера хромого, дарованная ему Господом же при словах Петра – «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (ст. 6). – «Пред всеми вами»: знающими, что этот ходящий и скачущий теперь, прежде был хром от чрева матери своей. О чуде воскресения Христова свидетели – мы, апостолы; о чуде исцеления по вере в воскресшего Христа сего хромого свидетели – все вы, здесь собравшиеся.
- 17-18. «Впрочем, я знаю» и пр.: представив пред глаза слушателей, иудеев, всю вину их в отношении к Господу Иисусу и Богу Отцу и имея к виду склонить сердца их к покаянию и обращению ко Христу, апостол смягчает речь свою (что выражается и дружеским «братия»), представляя дело убиения ими Иисуса как дело неведения с их стороны (ст. 17) и смерть Господа представляя как необходимое исполнение предвечного совета Божия, возвещенное всеми пророками (ст. 18). Вместе с сим в рассматриваемых словах содержится указание возможности для иудеев покаяния и обращения ко Христу как со стороны их самих (ст. 17), так и со стороны Бога (ст. 18). Как ни тяжек грех, но он может быть прощен им при покаянии их, ибо они, равно как и начальники их, сделали сей грех по неведению. Со стороны Бога возможность отпущения им сего греха условливается тем, что смерть Мессии есть дело, предопределенное в вечном совете Божием и предсказанное пророками. – «Вы»: т.е. слушатели апостола, в лице которых разумеется целая иудейская нация, предавшая в лице своих начальников Господа на смерть. – «Сделали сие по неведению»: так как в Господе Иисусе они не узнали Мессии своего и не признали Его таковым. И сам Господь, молясь на кресте за распинателей своих, говорил, что они не знают, что делают (Лк. 23:34; см. прим.). Апостол Павел, говоря о том же, выражается, что если бы они познали Божию премудрость в лице Христа, то не распяли бы Господа славы (1Кор. 2:8). Конечно, это неведение не извиняет их, так как они имели все средства узнать в Иисусе из Назарета Мессию своего, тем не менее при покаянии их этот тяжкий грех их мог быть прощен им всемилостивым Богом. Апостол «дает им возможность отречься и раскаяться в том, что они сделали, и даже представляет за них благовидное оправдание и говорит: что вы убили невинного, это вы знали, но что убили начальника жизни – этого, может быть, не знали. И таким образом не их только оправдывает от преступления, но и главных виновников зла. А если бы он обратил речь в обвинение, он сделал бы их более упорными» (Злат.). – «Устами всех своих пророков»; апостол говорит, что все пророки предвозвещали о страданиях христовых, в том общем смысле, что основной средоточный пункт пророчества еврейского вообще, а, следовательно, и в частных его представителях, был Христос и совершенное Его смертью дело искупления рода человеческого, хотя бы и не осталось в истории сведений о том, что тот или другой пророк пророчествовал именно о страданиях Христовых. Это – общая идея пророчества, в ней как в фокусе сосредоточивается оно и – в смысле этой общей идеи говорит здесь апостол о пророках. – «Так и исполнил»: в этом деле иудеев – предании Мессии на страдания и смерть – исполнилась воля и определение Божие относительно искупления человечества страданиями и смертью Мессии. Христовы, будучи самостоятельными и ответственными историческими деятелями, были и в сем, как и в других, случае орудиями исполнения воли Божией (ср. Злат.).
- 19-21. «Покайтесь»: см. прим. к Деян. 2:38, – «Обратитесь»: т.е. ко Христу, признайте Его своим Мессиею, уверуйте в Него как Сына Божия, искупителя мира. – «Дабы изгладились грехи ваши»: как вышеизложенный грех против Христа и Бога Отца, так и другие грехи. Покаяние и обращение ко Христу суть единственные средства примирения с Богом, как бы тяжки ни были грехи. Прощение грехов представляется здесь, как и в других некоторых местах (Пс. 50:9. Ис. 43:25. Кол. 2:14), под образом изглаждения их из рукописи; грех представляется как бы вписанным в свиток; как скоро он прощается, написанное в свитке стирается, сглаживается, уничтожается. О крещении здесь прямо не говорится, как Деян. 2:38; но оно само собою разумеется под словами «обратитесь» и «изгладятся», особенно при представлении, что не очень давно крестились целые тысячи. – «Да придут времена отрады и да пошлет» и пр.: одно из затруднительных для толкования мест, в объяснение которого составилось довольно мнений. Вероятнейшее из них то, что здесь вообще разумеется царство Христово на земле до скончания века. Быстрым взором апостол обнимает здесь все время царства Мессии на земле до второго Его пришествия, указывая в кратких чертах его отличительный характер сравнительно с царством мирским вообще. По сему воззрению Нового Завета, как и Ветхого, жизнь в греховном мире, в отчуждении от Бога, есть время борьбы, бед и несчастий; жизнь в царстве Божием, в царстве Христовом, в примирении с Богом, есть время успокоения, время отрады. Это время духовного мира или отрады начинается для человека или общества со времени обращения его ко Христу и продолжается в общем постоянно. Это-то идеальное успокоение в царстве Христовом или, по характеристичному выражению, «субботствование» (Евр. 4:1-11) в царстве Христовом и разумеется здесь под выражением – «времена отрады». Эти времена отрады ораторски представляются как бы присущими пред лицем Господа и от лица Его приходящими на землю. Под Господом разумеется здесь Бог Отец, как видно из дальнейшей связи речи. – «Да пошлет Он» и пр.: речь о втором пришествии Господа Иисуса при кончине мира, как видно из дальнейших слов апостола. «О сем послании» Его от Бога Отца говорится в том же смысле, в каком говорится о послании Его для вочеловечения (Ин. 5:23-24). – «Предназначенного»: греческое слово означает определение, решение, предназначение; в приложении ко Христу выражение значит: да пошлет предназначенного вам (т.е. всему народу иудейскому) Мессию. Не исключаются из сего и язычники, но к иудеям первым послан был Мессия (ср. ст. 26). – «Небо должно было принять»: выражение, означающее пребывание Господа Иисуса с прославленною плотью на небе со дня вознесения до указываемого в сем стихе второго пришествия Его на землю. – «До времен совершения всего» и пр.: собственно – до времен «восстановления» всего; греческое слово означает восстановление правильных, истинных отношений, нарушенных чем-либо. Что значит это восстановление всего? Объяснением сего может служить пророческое созерцание апостолом Павлом обращения всего Израиля ко Христу, после обращения язычников, изложенное в послании к римлянам (гл. 11). Отвергнув Мессию своего, иудеи тем разорвали завет свой с Богом; но будет некогда, по пророческому созерцанию ап. Павла, будет некогда время, когда народ иудейский в своей массе, как нация, обратится к вере в Мессию Иисуса из Назарета, и Бог «помилует» народ свой. Об этом обращении Израиля предсказывал Бог чрез пророков своих, как указывает то ап. Павел в упомянутом месте, приводя важнейшие из пророчеств. Это-то время и это событие ап. Петр и называет в рассматриваемом месте восстановлением всего, что говорил Бог устами святых своих пророков от века. Апостол созерцает это время как время пред кончиною мира, после чего Бог пошлет предназначенного им Мессию, т.е. последует второе пришествие Господа Иисуса. Апостол говорит, что о сем Бог говорил «устами всех пророков от века» – в том же смысле, в каком говорил выше (ст. 18), что все пророки предвозвещали о страданиях Христовых. Таким образом в рассматриваемых стихах характеризуется все время царства Христова на земле до самого второго пришествия Его, как время духовной отрады для верующих иудеев (как и язычников) и под конец – время восстановления истинных отношений между Богом и народом избранным, когда и последует второе славное пришествие Господа Иисуса на землю для окончательного суда над всем миром. Для уразумения силы такого апостольского увещания к покаянию и обращению иудеев слушателей апостола ко Христу надобно помнить, что апостолы, побуждая верующих к добродетельной жизни, не редко внушали им иметь в мысли близкое пришествие Христово второе, так как день сего пришествия неизвестен, состоит в воле Божией и придет как тать в нощи (1Фес. 4:15 и д. 1Фес. 5:1 и д. 1Кор. 7:29 и д. и парал.). Общий же «смысл этого текста тот, что многое из предсказанного пророками еще не исполнилось, но исполняется и имеет исполниться до скончания мира, потому что вознесшийся на небеса Христос пребудет там до скончания мира и придет с силою тогда, когда исполнится наконец все, что предсказали пророки» (Феофил.).
- 22-24. «Моисей сказал» и пр.: после вводной мысли о плодах покаяния и обращения иудеев ко Христу (ст. 20, 21) снова возвращаясь к убеждению иудеев покаяться и обратиться ко Христу, апостол в побуждение к сему указывает на одно особенно сильное наречение пророка Моисея, выразительно говорящее о необходимости для иудеев веры в одного великого пророка, подобного Моисею, под которым разумеется Мессия, как показывает самый контекст апостольской речи, как разумела вся древность и иудейская и христианская (ср. Деян. 7:37). Место заимствовано из книги Второзакония (Втор. 18:15, 19), где Моисей предостерегая евреев от мерзостей ханаанских и запрещая слушать гадателей и прорицателей земли той, от лица Божия обещает, что Бог воздвигнет им пророка, которого они должны беспрекословно слушать. Речь идет ближайшим образом о всем сонме пророков еврейских (под общим собирательным именем – пророка), воздвигавшихся Богом; но так как цель всего пророчества ветхозаветного – во Христе и так как Христос есть исполнение всех пророков и венец пророчества: то справедливо вся древность и иудейская и христианская относила это пророчество ко Христу и видела исполнение этого обетования во Христе, тем более, что из всех ветхозаветных пророков ни одного в частности пророка не было такого великого, как Моисей (Втор. 34:10-12), кроме Христа, который еще выше Моисея (Евр. 3:1-6). Для убеждения иудеев к вере во Христа это место должно было иметь особенно важное значение, так как иудеи считали Моисея выше всех пророков и слово его божественным, высшим, чем слова других пророков (ср. Ин. 9:29. Ин. 5:45-46). Место приведено несколько своеобразно, более по Семидесяти. – «Пророка как меня»: пророк – особенный, чрезвычайный посредник между Богом и народом, каков был первый Моисей. В отношении к Иисусу Христу как пророку, слова – «как меня» особенно характеризуют деятельность Его законодательную, какова была и деятельность Моисеева, и приложимы из всех пророков преимущественно, если не исключительно, к Нему (ср. Злат.). – «Слушайтесь Его во всем» и пр.: если Моисей сам повелевал (или Бог чрез него) слушаться во всем этого пророка: то это особенную могло иметь силу убедительности для иудеев. – «Истребится из народа»: с подлинника и у Семидесяти – «Я взыщу с того». Чтобы сильнее подействовать на слушателей угрозою за непослушание, апостол сильное выражение – «Я взыщу с того» заменяет еще сильнейшим, часто встречающимся у Моисея – «истребится из рода», или «Я (Иегова) истреблю из народа», каковые выражения указывают на смертную казнь. Апостол, очевидно, прилагая пророчество к Мессии, этим выражением означает осуждение на лишение участия в царстве Мессии, на казнь геенскую, т.е. на вечную смерть: «неверующий уже осужден» (Ин. 3:18). – «Все пророки предвозвестили дни сии» т.е. дни явления этого великого пророка во Израиле подобного Моисею, т.е. дни Мессии или времена царства Мессии, – в том же смысле, как и выше, ст. 18 и 21. – «От Самуила»: Самуил – величайший после Моисея пророк, с которого начинается непрерывный ряд пророков в еврейском народе, оканчивающийся с окончанием плена вавилонского.
- 25-26. «Вы сыны пророков и завета» и пр.: ближайшее приложение всего сейчас сказанного апостолом к непосредственным слушателям его речи. Вы – сыны и, следовательно, наследники всех обетований закона и пророков, вам принадлежат все эти обетования относительно царства Мессии и исполнение пророчеств о Нем; по дальнейшим словам апостола – вам первым, а потом уже всем прочим племенам. Это обстоятельство апостол и поставляет новым и последним побуждением для иудеев покаяться и обратиться ко Христу. «Говорит – сыны пророков вместо того, чтобы сказать: не должно ни унывать, ни думать, что вы лишились обетований. Вы сыны пророков, так что они вам говорили и ради вас все это совершилось. А что значит: сыны завета? Это вместо: наследники, но наследники не приписанные только, а такие же как сыны. Итак, если вы сами хотите, то вы – наследники» (Феофил., ср. Злат.). – «Бог завещал отцам вашим, говоря Аврааму»: в лице праотца евреев Авраама Бог вступил в завет с отцами евреев, т.е. со всем народом еврейским в лице его представителей. – «В семени твоем благословляется» и пр.: слова взяты из книги Бытия (Быт. 12:3. Быт. 18:18. Быт. 22:18) и были повторены Богом Аврааму при разных случаях. Так как апостол осуществление этого благословения указывает в лице Мессии (ст. 26): то под семенем Авраама он разумеет, как и ап. Павел (Гал. 3:16), не вообще потомство Авраама, но одно лице из этого потомства, именно Мессию. – «Все племена земные»: не одним евреям обещано это благословение, а всем народам земным, но им первым, по особенному завету с ними чрез Моисея. Это их преимущество пред всеми народами земли апостол и указывает в следующем стихе, представляя сие побуждением к обращению их ко Христу и к покаянию. – «Бог, воскресив (см. прим. к Деян. 2:24) Сына (отрока, см. прим. к ст. 13) своего» к вам первым послал Его, и вы должны ценить это преимущество выше пред другими народами и любовь Божию к вам, и – обратиться к вере в сего Воскресшего. – «Благословит вас»: соответственно обетованию Божию, данному Аврааму, благословить – даровать все благодеяния царства Мессии, все блага Церкви Христовой, т.е. спасение и вечную жизнь. «Итак, не считайте себя отринутыми и отверженными» (Злат.). – «Отвращая от злых дел», кои препятствуют входу в царство Мессии. Очевидно в этом «первенстве» Израиля в принятии благ царства Мессии заключается мысль о «всеобщности» этого царства, еще не раскрываемые до времени в подробности.
Ничего нет для сопоставления.