Глава 17

  • Закрыть сопоставления
  • 5.

    и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов

    Много ответов дается Аврааму Богом, но не все они относятся к одному и тому же человеку: поскольку одни относятся к Авраму, другие же - к Аврааму, то есть одни уже после изменения имени, другие же - человеку, называемому по имени, данному от рождения. И ведь первое прорицание Бога Аврааму до изменения имени гласит: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и прочее, но ни касательно завета Бога, ни касательно обрезания ничего не говорится.

    Ведь не мог он, будучи Аврамом и именуясь от плотского своего рождения, получить завет Бога и знак обрезания. Но только когда он пошел из земли своей и родства своего, то уже в этот период к нему относятся ответы более глубокого духовного характера. И в первую очередь ему говорится: и не будешь ты называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам. Тогда же и завет принял он и в знак веры воспринял обрезание, которое не мог воспринять, когда был в доме отца своего и плотского родства своего и пока звался Аврамом.

    Гомилии на Бытие.

  • 11.

    обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами

    Направляемые апостолом Павлом, мы утверждаем, что, подобно тому, как многое другое было также совершено фигурально, в виде образа грядущей истины, так и обрезание по плоти было образом духовного, в котором достойным и подобающим способом Богом славы даны наставления смертным. Поэтому послушайте, как Павел, учитель язычников в вере и истине, Церковь Христову о таинстве обрезания учит. Берегитесь, говорит, обрезания, - говоря об иудеях, которые обрезываются по плоти; обрезание - мы, служащие Богу духом и не на плоть надеющиеся. Это одно суждение Павла об обрезании. Послушайте другое: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве. Не кажется ли тебе, что подобает скорее таким образом говорить об обрезании среди святых и среди друзей Божиих, чем об усечении их плоти? Однако новизна выражения, вероятно, в состоянии оттолкнуть не только иудеев, но даже некоторых из числа наших братьев. Ведь Павел, который ввел выражение обрезание сердца, казалось, говорил о невозможном. Ведь как такое было возможно - чтобы обрезанию подвергли часть тела, которая закрыта внутренностями и сокрыта от человеческих взоров?

    Гомилии на Бытие.

Ничего нет для сопоставления.