- 1.
И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру
От нашего внимания не должно ускользнуть историческое описание того, какие и какого рода были поколения, произошедшие от Хеттуры. Ибо, помня о таких вещах, мы скорее поймем, что говорится о различных народах в Библии. Например, когда говорится, что Моисей взял в жены дочь Иофора, священника Мадиамского, сам Мадиам есть не кто иной, как сын Хеттуры и Авраама. Узнаем тогда, что жена Моисея происходит из семени Авраама и не относится к инородцам. А когда написано о Кедаре, не менее интересно знать, что Кедар происходит из самого рода Хеттуры и Авраама.
Гомилии на Бытие.
Если выражение: дела Авраамовы делали бы равнозначно выражению: «все дела Авраамовы делали бы», то не следует тому, кто имеет жену, телесно сближаться со служанкой; а тому, кто по указанию Спасителя хочет стать чадом Авраама на основании того, что он делает дела Авраама, не следует после смерти жены в старости брать другую жену. Из этого мы ясно научаемся, что тому, кто иносказательно понимает все повествование об Аврааме, следует духовно делать каждое из сделанного им, начиная с повеления: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе, что было сказано не только Аврааму, но каждому, кто станет его чадом.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
Святой апостол всегда открывает нам возможности для духовного понимания и усердным из нас показывает знаки, по которым то, что Закон духовен, познается во всем. И хотя таких знаков немного, они, тем не менее, необходимы. Павел в одном месте говорит, размышляя об Аврааме и Сарре: не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его почти столетнего уже омертвело и утроба Саррина омертвела. Апостол говорит о телесной смерти этого человека в возрасте ста лет, который в таком возрасте породил Исаака скорее благодаря силе веры, нежели плодовитости тела. Теперь же Писание говорит, что тот взял жену по имени Хеттура и родил от нее множество сыновей, когда от роду ему было сто тридцать семь лет. Ибо о жене его Сарре записано, что она была младше его на десять лет; а поскольку Сарра умерла в сто двадцать семь лет, из этого видно, что Аврааму было более ста тридцати семи лет, когда он взял в жены Хеттуру. Что же? Полагать ли нам, что у патриарха в таком возрасте расцвели желания плоти? И думать ли, что у того, кто однажды уже омертвел телесно, плоть вновь ожила для любовной страсти? Или же, как мы уже не раз говорили, браки патриархов указывают на некое таинство, на нечто священное, вроде брака того, кто высказался о мудрости: я рассудил принять ее в сожитие с собою? Возможно, по этой причине Авраам уже тогда думал нечто подобное. И, будучи мудрым, он по причине того понимал, что нет предела мудрости и даже преклонный возраст не знает предела познанию. Ибо когда может муж, привыкший вести брачные отношения указанного рода, то есть разделяющий ложе с добродетелью, прервать такие отношения? И смерть Сарры должна пониматься как успение добродетели. Но муж полной и совершенной добродетели должен всегда быть погружен в некое учение, в образование; это образование на божественном наречии и называется его супругой.
Xeттypa, которую Авраам в старости берет в жены, означает thymiama, то есть фимиам, или аромат. То есть этим он говорил то же самое, что сказал Павел, ибо мы Христово благоухание Богу. Посмотрим же, как Христово благоухание достигается. Грех имеет тяжелый запах. Например, грешники сравниваются со свиньями, которые в грехах, как в навозе, погрязли, а Давид, раскаявшийся грешник, говорит: смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Но нет ли среди вас такого, в ком уже нет никакого запаха греха, но только запах правды, приятность милосердия? И если такой человек, непрестанно молясь, всегда жертвует Богу фимиам и говорит: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя, то он взял в жены Хеттуру. Именно таким образом, я полагаю, браки старцев понимаются более адекватно, и таким образом союзы патриархов в их последнем и увядшем возрасте находят более достойное толкование; и таким же образом необходимо расценивать перечисление рожденных детей. Для такого рода союзов и означенного потомства не столько юные, сколько пожилые мужи подходят. Ибо насколько он ослаблен телом, настолько более крепок духом и настолько более открыт объятиям мудрости.
Так и ты можешь, если захочешь, стать мужем в браке такого рода. Например, если отличаешься гостеприимством, то будет заметен этот твой союз. И если добавишь к этому заботу о бедных, то это будет уже вторая твоя жена. Но если также возьмешь себе терпение и кротость и другие добродетели, то будет у тебя столько жен, скольким добродетелям ты рад. Отсюда понятно, отчего Писание упоминает, что иные патриархи имели сразу несколько жен, а иные брали новых, когда прежние их жены умирали. Эти образы указывают на то, что одни могут одновременно совершенствоваться в нескольких добродетелях, в то время как другие не могут прельститься новыми, пока не доведут до совершенства прежние. Поэтому Соломону, о котором говорится, что он имел множество жен одновременно, Бог дал столь великую мудрость, которой, по Его словам, не было прежде тебя, и после тебя не восстанет. И затем Господь дал ему столько мудрости, которая как песок при море, чтобы он мог управлять народом своим в премудрости. И оттого он в одно время мог проявлять несколько добродетелей.
Гомилии на Бытие.
- 6.
а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную
Поистине, если помимо того, чему обучаемся из Закона Божия, мы также заимствуем нечто из наук, которые очевидно принадлежат внешнему миру, например, из литературы, или грамматики, или из иных, будь то геометрия, или арифметика, или даже диалектика, и привлекаем для наших целей все эти взятые извне вещи, и одобряем их в утверждении нашего Закона, - тогда мы похожи на женящихся на иноплеменницах или даже на живущих с наложницами. И если мы, от такого рода союза, через полемику и рассуждение и обличение противящихся, сможем обратить некоторых в веру; если, побеждая оппонентов их же логикой и искусством, мы убедим их воспринять истинную философию Христа и истинное почитание Бога, - тогда это будет выглядеть так, будто мы от диалектики или риторики, словно от какой иноплеменницы или наложницы, сынов породили.
Гомилии на Бытие.
- 8.
и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему
Что более полного можно сказать о смерти Авраама, чем говорит Слово Божие в Евангелиях? Говорит: А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Все они, следовательно, живы. Давайте же поэтому надеяться и мы на такую смерть, о которой говорит апостол, чтобы умереть для греха, а жить для Бога. Так надо понимать смерть Авраама, которая настолько расширила грудь его, что все святые, которые с четырех концов света происходят, могут быть отнесены Ангелами на лоно Авраамове.
Гомилии на Бытие.
- 11.
По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои
Бог благословил Исаака, сказано, и: Исаак жил у колодезя видения. Вот и все благословение, которым Господь благословил Исаака: чтобы тот жил у колодезя видения. Однако сколь велико это благословение для посвященных. Если бы только и меня благословил Господь, чтобы и я заслужил жить у колодезя видения! Кто может знать и понимать, каково было видение Исаии, сына Амосова? Кто может знать, что есть видение Наума Елкосеянина? Кто может понимать, что содержит видение Иакова в Вефиле по пути в Месопотамию, когда тот сказал: это не что иное, как дом Божий, это врата небесные? И если кто может знать каждое видение в Пророках и в Законе, знать и понимать, - то он живет у колодезя видения. Однако не упусти из виду, что Исаак заслужил благословение Господа на жизнь у колодезя - но когда же мы сможем вполне заслужить благословение, чтобы хотя бы пройти у колодезя видения? Он заслужил пребывания и жизни в видении; мы же, которые в столь малой степени освещены милосердием Божиим, едва ли в состоянии видеть или даже подозревать в себе хотя бы одно видение.
Если смогу уловить какое-либо одно значение из видений Божиих, то это можно будет передать так, словно я один день провел у колодезя видения. Если смогу постичь нечто не только по букве, но и в духе, то словно два дня проведу у колодезя видения. Если же прикоснусь к моральному смыслу, то проведу уже три дня. Или же, если всего не смогу понять, но, тем не менее, деятельно погрузившись в Священное Писание, буду размышлять о Законе Его день и ночь и никогда не оставлю вопрошания, размышления, исследования и, что, без сомнения, главное, - моления Богу и прошения о понимании от Того, Кто учит человека разумению, - тогда окажется, что я живу у колодезя видения. Но если буду я нерадив, и ни дома не буду совершенствоваться в Слове Божием, ни достаточно часто посещать Церковь, чтобы слышать там Слово, как я вижу то в вас, посещающих Церковь только по праздникам, - то такие не живут у колодезя видения. Опасаюсь я также, что такие нерадивые люди, даже когда приходят в церковь, тем не менее не пьют из колодезя жизни, не получают для себя освежения, но проводят время в делах и заботах своего сердца, принесенных с собой, и выходят от колодезей Писания нимало не утолившими жажды воды.
Поэтому поспешайте и делайте достаточно, чтобы пришло к вам то благословение Господа, которым вы можете жить у колодезя видения - чтобы Господь открыл глаза ваши и вы бы узрели колодезь видения и могли получать воду живую, которая может сделаться в вас источником воды, текущей в жизнь вечную. Но если кто редко посещает Церковь, редко черпает из источников Писания и, будучи занят другими делами, услышанное тотчас по выходе из Церкви забывает, - тот не живет у колодезя видения.
Гомилии на Бытие.
- 21.
И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его
Прежде всего задумайтесь, почему о столь многих из святых женщин в Писании говорится как о некогда неплодных, как о Сарре, и теперь о Ревекке. Но также и Рахиль, возлюбленная Израиля, была неплодной. И об Анне, матери Самуила, написано, что она была неплодна. Но также и в Евангелиях упоминается, что Елизавета была неплодной. Во всех этих случаях одно это выражение используется, ибо все они затем родили и дали жизнь святому мужу.
Гомилии на Бытие.
- 22.
Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа
Пошла. Куда пошла? Пошла из того места, в котором не было Господа, к тому, в котором есть? …Разве Господь не везде? Не Сам ли Он сказал: Не наполняю ли Я небо и землю? Куда же тогда пошла Ревекка? Я полагаю, что она пошла не из одного места в другое, а от жизни к жизни, от дела к делу, от хороших к лучшим перешла, от полезного к полезнейшему направилась, от святого к святейшему поспешила. Ибо абсурдным будет предположить, что Ревекка, которая была образована в доме мудрого Авраама и супругой образованнейшего Исаака являлась, могла быть настолько непосвященной, что полагала, будто Господь заключенным в каком-то одном месте живет, и пошла бы туда узнавать, что означало биение младенцев в ее чреве. Хочешь ли видеть, отчего происходит обычай святых, по которому, когда они видят нечто открываемое Богом, то говорят о себе, что пошли или перешли? Моисей, когда увидел терновый куст горящий и несгорающий, будучи поражен этим видением, сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление. Он не имел в виду, конечно, что перейдет некое земное пространство, или взойдет в горы, или спустится по отвесным ущельям в долины. Видение было с ним рядом, перед лицом и глазами его. Но он говорит пойду, чтобы ясно показать, что по напоминанию видения небесного ему следует подняться к жизни более высокой и от того, в чем пребывал, к лучшему перейти.
Сказано о Ревекке: И пошла вопросить Господа, что следует понимать, как мы уже сказали, не так, будто пешком ногами своими отправилась, а так, что умом своим обратилась ко Господу. Следовательно, и о тебе, если начнешь смотреть не на видимое, а на невидимое, то есть не на плотское, а на духовное, не на настоящее, а на будущее, скажут, что ты пошел вопросить Господа. Если вырвешь себя из прежней жизни и из общества тех, с кем вел жизнь позорную и печально известную, и соединишься с честным и религиозным деланием, и если будут искать тебя среди спутников непристойности и в полчище мерзавцев и так и не смогут найти, - то и о тебе тогда будет сказано: пошел вопросить Господа. Так, следовательно, святые переходят не от места к месту, но от одной жизни к другой, от начальных к высшим принципам.
Гомилии на Бытие.
- 23.
Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему
Полагаю, то же можно сказать и о каждом из нас, что два племени и два различных народа находятся внутри нас. Ибо есть народ добродетели внутри нас и в не меньшей мере есть народ греха внутри нас: ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления, а также обманы, вражда, разногласия, зависть, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Видишь, какой большой злой народ есть в нас? Но если мы действительно заслужим того, чтобы произнести следующее слово святых: от страха Твоего, Господи, мы зачали во чреве и родили; дух спасения Твоего соделали по земле, - тогда и другой народ обнаруживается в нас, рожденный в духе. Ибо плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание и им подобное. Ты видишь второй народ внутри нас, но этот народ меньший, а первый больший - поскольку всегда больше злых людей, нежели добрых, и пороки многочисленней добродетелей. Но если мы будем такими, как Ревекка, и удостоимся от Исаака, то есть от Слова Божия, зачать, то также и в нас один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему, ибо тогда плоть будет служить духу и пороки падут перед добродетелями.
Гомилии на Бытие.
- 24.
И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее
Такое выражение, как и настало время родить ей, почти никогда не встречается [в Писании], кроме как применительно к святым женам. Ибо это сказано о Ревекке, и о Елизавете, матери Иоанна, и о Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому такого рода упоминание плода мне представляется отличающим от прочих людей и чем-то исключительным, а полнота времени для рождения мне представляется очевидным указанием на совершенство потомка.
Гомилии на Бытие.
- 25.
Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав
Исав из чрева матери вышел весь красный, как кожа, Иаков же гладким и обычным. Итак, Иаков получил свое имя за борьбу, или подножку брату, а Исав - как говорят те, кто толкует еврейские имена, - получил свое имя от красного цвета или от земли, то есть «красный», или «земной», или же, как представляется другим, его имя означает «творение». Воистину, не мне рассуждать, почему таким образом определены привилегии рождения, почему один из них «подставил ножку» брату и рожден гладким и обычным, в то время как другой красным, как кожа, и, как я бы сказал, опутанным грязью греха и подлости, когда, по словам апостола, оба рождены в одно время от Исаака, отца нашего.
Гомилии на Бытие.
- 26.
Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились
Тот, Кто запнул деятельность противника и Кто один видит Отца, есть Иаков и Израиль, когда Он стал человеком. Поэтому, так же как мы становимся светом, поскольку Он есть Свет мира, мы становимся и Иаковом, поскольку Он зовется Иаковом, и Израилем, ибо носит имя Израиля.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Бытие > Глава 25
Глава 25
Ничего нет для сопоставления.