Глава 47

  • Закрыть сопоставления
  • 20.

    И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону

    Мне представляется, что в данном высказывании содержится осуждение египтян, поскольку ты едва ли обнаружишь такое место в Писании, где было бы сказано о евреях, что голод одолевал их. Ибо, хотя и написано, что голод усилился на земле, тем не менее не написано, чтобы он «одолевал» Иакова или его сыновей, подобно тому, как это говорится о египтянах, что голод одолевал их. Ведь, хотя голод приходит даже и к праведным, тем не менее он не одолевает их. По этой причине праведные похваляются голодом - как Павел, который охотно изъявляет радость во время такого рода страданий, говоря: в голоде и жажде, в стуже и в наготе. Следовательно, то, что для праведного есть упражнение в добродетели, то для неправедного - наказание за грех. Ибо записано еще во времена Авраама: И был голод на земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод на земле. Конечно, если, как некоторые полагают, текст Священного Писания был составлен беспечно и неумело, то он мог бы сказать, что Авраам спустился пожить в Египет, потому что голод усилился над ним. Однако вглядитесь, какое великое различие использует Слово Божие, какую проницательность проявляет. Когда оно говорит о святых, то сообщает, что усилился голод на земле; когда же говорит о неправедных, то сообщает, что их одолевал голод. Голод, следовательно, не одолевал ни Авраама, ни Иакова, ни их сыновей. Но также, если голоду надлежало стать сильным, то говорится, что он усилился на земле. И во времена Исаака все так же написано: Был голод на земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама. Но голод не мог одолеть Исаака настолько, чтобы Господь сказал ему: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою. В согласии с данным наблюдением, как я полагаю, спустя много времени и пророк сказал: Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба; и в другом месте: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного. Из всех этих высказываний следует утверждение о том, что земля может быть одолеваема голодом, как и те, кто мыслят о земном. Но исполняющие волю Отца Небесного, чью душу питает хлеб живый, сошедший с небес, никогда не могут страдать от неутолимого голода. И оттого Писание осмотрительно не говорит, чтобы страдали от голода те, кому, как оно знает, были ниспосланы знание Бога и пища небесной премудрости.

    Гомилии на Бытие.

  • 21.

    И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого

    Согласно Писанию, ни один египтянин не был свободным. Ибо фараон сделал народ рабами, и не оставил никого свободным от одного конца Египта до другого, и вся земля Египетская лишилась свободы. И, быть может, поэтому написано: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Египет, следовательно, сделался домом рабства, и, что еще прискорбнее, добровольного рабства. Но, хотя сказано о евреях, что они были обращены в рабство и, по причине потери свободы, несли иго тирании, тем не менее упоминается, что они с жестокостью были приведены к этому состоянию. Ибо написано: Египтяне боялись сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали их жизнь горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

    Гомилии на Бытие.

  • 24.

    когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим

    Давайте сравним народ египетский с народом израильским, ибо впоследствии сказано, что после голода и рабства египтяне должны отдавать пятую часть фараону, и напротив, народ израильский отдает десятую часть священникам. Заметь, как и в этом Божественное Писание опирается на великую разумность. Увидь египтян, отмеривающих взнос при помощи числа «пять», поскольку пять чувств насчитывается у тела, которому служит народ плотской, - ибо всегда египтяне поклоняются вещам видимым и телесным. А народ израильский почитает число «десять» как число совершенства - поскольку он принял десять слов Закона и, будучи связан силой Десятисловия, неизвестные этому миру таинства Божии щедро передал. Но также и в Новом Завете подобным же образом «десять» почитается, так что и о плоде Духа говорится, что он произрастает при помощи десяти добродетелей, и верный слуга протягивает Господину своему десять мин прибыли с оборота и получает в управление десять городов… Если ты все еще служишь плотским чувствам, и если все еще платишь пятую часть и смотришь на видимое и временное и не смотришь на невидимое и вечное, - то знай, что ты принадлежишь к народу египетскому.

    Гомилии на Бытие.

  • 26.

    И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону

    Желаешь ли знать, в чем различие между служителями Бога и служителями фараона? Фараон землями наделяет своих служителей - Бог Своим служителям не дает удела и части земли, но говорит им: Я часть твоя. Поэтому обратите внимание на всех служителей Господа, вы, читающие эти слова, и узнайте, в чем различие между служителями, - и да не покажутся вам те из них, кто частями земли владеют и земным делам и заботам предаются, служителями Бога, а не служителями фараона. Ибо это фараон желает, чтобы его служители владели частями земли и обрабатывали поля, а не души возделывали, отдавали труд пашне, а не Закону. Услышим, как наш Господь Иисус Христос служителей Своих наставлял: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

    Трепещу, произнося эти слова. Ибо прежде всех становлюсь своим собственным обвинителем и над самим собой зачитываю приговор. Христос отрицает, что человек, которого Он заметил во владении чем-либо и который не отрешился от всего, что имеет, является Его учеником. А как мы живем? Как мы сами читаем и народу объясняем эти слова - мы, которые не только не отрешаемся от того, чем владеем, но и стяжать хотим то, чего у нас никогда не было до обращения ко Христу? Можем ли мы, поскольку совесть нас укоряет, скрывать и не распространять то, что написано? Не хочу стать виновным в двух преступлениях. Каюсь и открыто перед слушающим народом говорю, что это написано, хотя и признаю, что пока еще не выполнил этого. Но, по крайней мере, будучи наставлены этим, поспешим выполнять, поспешим перейти из служителей фараона, которым принадлежат уделы земли, в служителей Господа, для которых нет части на земле, для которых часть есть Господь.

    Гомилии на Бытие.

  • 27.

    И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились

    Гесем переводится как «близлежащее» или «рядом расположенное». Тем самым показывается, что, хотя Израиль живет в Египте, он не теряет близости к Богу, а пребывает рядом и в соединении с Ним, как Он и Сам говорит: Я сойду с тобою в Египет и Я буду с тобою. И следовательно, если даже по видимости мы спустились в Египет, если, будучи заключены во плоти, претерпеваем битвы и борьбу мира сего, если живем среди служителей фараона, но при этом находимся рядом с Богом, живя в созерцании Его заповедей и старательно изучая Его постановления и законы (ибо вот что означает быть рядом с Богом: всегда мыслить о том, что угодно Богу, искать того, что угодно Богу), - то Бог всегда будет с нами, через Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

    Гомилии на Бытие.

1.И пришел Иосиф и известил фараона
и сказал: отец мой и братья мои,
с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них,
пришли из земли Ханаанской;
и вот, они в земле Гесем.

2.И из братьев своих он взял пять человек
и представил их фараону.

3.И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие?
Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши.

4.И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле,
потому что нет пажити для скота рабов твоих,
ибо в земле Ханаанской сильный голод;
итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем.

5.И сказал фараон Иосифу:
отец твой и братья твои пришли к тебе;

6.земля Египетская пред тобою;
на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих;
пусть живут они в земле Гесем;
и если знаешь, что между ними есть способные люди,
поставь их смотрителями над моим скотом.

7.И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону;
и благословил Иаков фараона.

8.Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей?

9.Иаков сказал фараону:
дней странствования моего сто тридцать лет;
малы и несчастны дни жизни моей
и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их.

10.И благословил фараона Иаков и вышел от фараона.

11.И поселил Иосиф отца своего и братьев своих,
и дал им владение в земле Египетской,
в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон.

12.И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих
и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства.

13.И не было хлеба по всей земле,
потому что голод весьма усилился,
и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.

14.Иосиф собрал все серебро,
какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской,
за хлеб, который покупали,
и внес Иосиф серебро в дом фараонов.

15.И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской.
Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба;
зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?

16.Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш,
и я буду давать вам [хлеб] за скот ваш, если серебро вышло у вас.

17.И пригоняли они к Иосифу скот свой;
и давал им Иосиф хлеб за лошадей,
и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов;
и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их.

18.И прошел этот год;
и пришли к нему на другой год
и сказали ему: не скроем от господина нашего,
что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего;
ничего не осталось у нас пред господином нашим,
кроме тел наших и земель наших;

19.для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим?
купи нас и земли наши за хлеб,
и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян,
чтобы нам быть живыми и не умереть,
и чтобы не опустела земля.

20.И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона,
потому что продали Египтяне каждый свое поле,
ибо голод одолевал их.
И досталась земля фараону.

21.И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.

22.Только земли жрецов не купил [Иосиф],
ибо жрецам от фараона положен был участок,
и они питались своим участком, который дал им фараон;
посему и не продали земли своей.

23.И сказал Иосиф народу:
вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу;
вот вам семена, и засевайте землю;

24.когда будет жатва, давайте пятую часть фараону,
а четыре части останутся вам на засеяние полей,
на пропитание вам и тем, кто в домах ваших,
и на пропитание детям вашим.

25.Они сказали: ты спас нам жизнь;
да обретем милость в очах господина нашего
и да будем рабами фараону.

26.И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня:
пятую часть давать фараону,
исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону.

27.И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем,
и владели они ею, и плодились, и весьма умножились.

28.И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет;
и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет.

29.И пришло время Израилю умереть,
и призвал он сына своего Иосифа
и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих,
положи руку твою под стегно мое и клянись,
что ты окажешь мне милость и правду,
не похоронишь меня в Египте,

30.дабы мне лечь с отцами моими;
вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице.
Иосиф сказал: сделаю по слову твоему.

31.И сказал: клянись мне.
И клялся ему.
И поклонился Израиль на возглавие постели.