- 20.
И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону
Мне представляется, что в данном высказывании содержится осуждение египтян, поскольку ты едва ли обнаружишь такое место в Писании, где было бы сказано о евреях, что голод одолевал их. Ибо, хотя и написано, что голод усилился на земле, тем не менее не написано, чтобы он «одолевал» Иакова или его сыновей, подобно тому, как это говорится о египтянах, что голод одолевал их. Ведь, хотя голод приходит даже и к праведным, тем не менее он не одолевает их. По этой причине праведные похваляются голодом - как Павел, который охотно изъявляет радость во время такого рода страданий, говоря: в голоде и жажде, в стуже и в наготе. Следовательно, то, что для праведного есть упражнение в добродетели, то для неправедного - наказание за грех. Ибо записано еще во времена Авраама: И был голод на земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод на земле. Конечно, если, как некоторые полагают, текст Священного Писания был составлен беспечно и неумело, то он мог бы сказать, что Авраам спустился пожить в Египет, потому что голод усилился над ним. Однако вглядитесь, какое великое различие использует Слово Божие, какую проницательность проявляет. Когда оно говорит о святых, то сообщает, что усилился голод на земле; когда же говорит о неправедных, то сообщает, что их одолевал голод. Голод, следовательно, не одолевал ни Авраама, ни Иакова, ни их сыновей. Но также, если голоду надлежало стать сильным, то говорится, что он усилился на земле. И во времена Исаака все так же написано: Был голод на земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама. Но голод не мог одолеть Исаака настолько, чтобы Господь сказал ему: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою. В согласии с данным наблюдением, как я полагаю, спустя много времени и пророк сказал: Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба; и в другом месте: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного. Из всех этих высказываний следует утверждение о том, что земля может быть одолеваема голодом, как и те, кто мыслят о земном. Но исполняющие волю Отца Небесного, чью душу питает хлеб живый, сошедший с небес, никогда не могут страдать от неутолимого голода. И оттого Писание осмотрительно не говорит, чтобы страдали от голода те, кому, как оно знает, были ниспосланы знание Бога и пища небесной премудрости.
Гомилии на Бытие.
- 21.
И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого
Согласно Писанию, ни один египтянин не был свободным. Ибо фараон сделал народ рабами, и не оставил никого свободным от одного конца Египта до другого, и вся земля Египетская лишилась свободы. И, быть может, поэтому написано: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Египет, следовательно, сделался домом рабства, и, что еще прискорбнее, добровольного рабства. Но, хотя сказано о евреях, что они были обращены в рабство и, по причине потери свободы, несли иго тирании, тем не менее упоминается, что они с жестокостью были приведены к этому состоянию. Ибо написано: Египтяне боялись сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали их жизнь горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
Гомилии на Бытие.
- 24.
когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим
Давайте сравним народ египетский с народом израильским, ибо впоследствии сказано, что после голода и рабства египтяне должны отдавать пятую часть фараону, и напротив, народ израильский отдает десятую часть священникам. Заметь, как и в этом Божественное Писание опирается на великую разумность. Увидь египтян, отмеривающих взнос при помощи числа «пять», поскольку пять чувств насчитывается у тела, которому служит народ плотской, - ибо всегда египтяне поклоняются вещам видимым и телесным. А народ израильский почитает число «десять» как число совершенства - поскольку он принял десять слов Закона и, будучи связан силой Десятисловия, неизвестные этому миру таинства Божии щедро передал. Но также и в Новом Завете подобным же образом «десять» почитается, так что и о плоде Духа говорится, что он произрастает при помощи десяти добродетелей, и верный слуга протягивает Господину своему десять мин прибыли с оборота и получает в управление десять городов… Если ты все еще служишь плотским чувствам, и если все еще платишь пятую часть и смотришь на видимое и временное и не смотришь на невидимое и вечное, - то знай, что ты принадлежишь к народу египетскому.
Гомилии на Бытие.
- 26.
И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону
Желаешь ли знать, в чем различие между служителями Бога и служителями фараона? Фараон землями наделяет своих служителей - Бог Своим служителям не дает удела и части земли, но говорит им: Я часть твоя. Поэтому обратите внимание на всех служителей Господа, вы, читающие эти слова, и узнайте, в чем различие между служителями, - и да не покажутся вам те из них, кто частями земли владеют и земным делам и заботам предаются, служителями Бога, а не служителями фараона. Ибо это фараон желает, чтобы его служители владели частями земли и обрабатывали поля, а не души возделывали, отдавали труд пашне, а не Закону. Услышим, как наш Господь Иисус Христос служителей Своих наставлял: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
Трепещу, произнося эти слова. Ибо прежде всех становлюсь своим собственным обвинителем и над самим собой зачитываю приговор. Христос отрицает, что человек, которого Он заметил во владении чем-либо и который не отрешился от всего, что имеет, является Его учеником. А как мы живем? Как мы сами читаем и народу объясняем эти слова - мы, которые не только не отрешаемся от того, чем владеем, но и стяжать хотим то, чего у нас никогда не было до обращения ко Христу? Можем ли мы, поскольку совесть нас укоряет, скрывать и не распространять то, что написано? Не хочу стать виновным в двух преступлениях. Каюсь и открыто перед слушающим народом говорю, что это написано, хотя и признаю, что пока еще не выполнил этого. Но, по крайней мере, будучи наставлены этим, поспешим выполнять, поспешим перейти из служителей фараона, которым принадлежат уделы земли, в служителей Господа, для которых нет части на земле, для которых часть есть Господь.
Гомилии на Бытие.
- 27.
И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились
Гесем переводится как «близлежащее» или «рядом расположенное». Тем самым показывается, что, хотя Израиль живет в Египте, он не теряет близости к Богу, а пребывает рядом и в соединении с Ним, как Он и Сам говорит: Я сойду с тобою в Египет и Я буду с тобою. И следовательно, если даже по видимости мы спустились в Египет, если, будучи заключены во плоти, претерпеваем битвы и борьбу мира сего, если живем среди служителей фараона, но при этом находимся рядом с Богом, живя в созерцании Его заповедей и старательно изучая Его постановления и законы (ибо вот что означает быть рядом с Богом: всегда мыслить о том, что угодно Богу, искать того, что угодно Богу), - то Бог всегда будет с нами, через Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.
Гомилии на Бытие.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Бытие > Глава 47