- 1.
Скоро твори, страна Завулоня и земле Неффалимля, то есть ускорили обитатели земли Завулоновой идти в плен и обитатели земли Неффалимовой лишиться владений своих. И укрепилось царство, то есть Ассирийское; славен стал венец царей его, усилилось владычество его. И этим указывается время двух царей Ассирийских Феглаффелласара и Салманассара, из которых первый начал, а второй окончательно отвел в плен Израильтян. Путь моря об ону страну Иордана, то есть не берег морской, но те земли Израильтян, через которые лежал путь к морю из мест, находившихся внутри земли обетованной, которые были сопредельны с владениями Тирян и Сидонян. Пророк говорит, что жители их отведены были в плен со всеми, живущими в Галилее языческой.
- 2.
Людие ходящии во тме видеша свет велий: живущии… во… сени смертней, свет возсияет на вы. Это исполнилось, когда Господь наш начал проповедовать спасительное Евангелие Свое и творить знамения в Галилее и в пределах колен, перечисленных ранее.
- 3.
Ты умножил народ, и не увеличил радости. Увеличил число Израильтян, и не доставил тем большой радости Иудеям. Возвеселились пред Тобою… якоже веселятся делящии корысти, то есть падению и пленению Израильтян возрадовался дом Иудин.
- 4.
Зане разсыпа ярем лежай на них. Сокрушил Израильское царство, которое хотело поработить Иудеев. Якоже в день, иже на Мадиама, то есть истребил Израильтян подобно тому, как истреблены Мадианиты при Гедеоне.
- 5.
Всякие гласы слышны среди волнения, то есть голоса Иудеев, радующихся о пленении Израильского царства. Всякая одежда обагрена кровью. Под одеждой подразумевается самый народ Израильский, обагренный собственной своей кровью. Бысть в сожжение и в пищу огню, то есть Израильтяне переданы Ассириянам, которые, подобно огню, истребят их.
- 6.
Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам. Сказанное здесь частично относится к Езекии, но большей частью не может быть приложено к нему, даже и то, что можно бы относить к Езекии, в таинственном смысле должно прилагать ко Господу Езекии, произошедшему от семени его. И нарицается имя Его… Чуден. Господь чуден, потому что Он - истинный Бог и является как человек. Советник, Бог крепкий веков. Пророк свидетельствует, что Сын, Который родися… и дадеся нам, есть Бог веков: и века настоящего, - как Творец, Промыслитель, Попечитель и Животодавец, и века будущего, - как Царь, как Судия, как наследие и блаженство святых. Князь мира, - это может быть отнесено и к миролюбивому Езекии, по причине кротости его правления.
Ныне родился Младенец, и нарицается имя Его Чудный, ибо действительно чудно, что Бог является младенцем.
Гимны на Рождество.
- 7.
И мира Его несть предела. Это исполнилось в Господе нашем. На престоле Давыдове и на царстве его. Господь воцарится на престоле Давида, который был праведен, а не на престоле Ахаза, который был нечестив. Исправити е и заступити… в суде и правде, то есть в суде и правде, как было это в царствование Давида. Отныне и до века - выражение, употреблявшееся при благословении, подобно следующему: да живет господин царь во веки! Ревность Господа Саваофа сотворит сия. Если слова эти приложить ко времени Езекии, то будут они относиться к Филистимлянам, которым сказано: не радуйтеся… иноплеменницы, то есть Филистимляне (Ис 14:29).
- 9.
Ст. 9-10, 12 Людие Ефремовы и живущии в Самарии, в досаждении и высоцем сердцы глаголюще: оставим плинфы… изсечем камение и посечем дикие смоковницы и заменим кедрами, и созиждем себе столп. И поедят Израиля всеми усты. Пророк указывает на Феглаффелласара и союзников его, которые ниспровергли царство Ефремово. И укрепит на него Господь врагов Расина, в котором Израильтяне видели свою надежду и защиту. Но еще рука Его высока, потому что Бог наведет на Израильтян Салманассара, подобного Феглаффелласару.
- 10.
кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами
См. Толкование на (Ис 9:9)
- 12.
Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта
См. Толкование на (Ис 9:9)
- 13.
И людие не обратишася, дондеже язвени быша, то есть пока Салманассар не покорил Самарию и жителей ее не отвел в плен.
- 14.
И отъят Господь от Израиля главу и ошиб, то есть собственных их судей, которых поставлял над ними Господь, и ложных пророков, которых они сами себе находили.
- 16.
И будут блажащии людий сих льстяще, и… поглотят я, то есть нечестивые священники и лживые пророки окажутся льстецами и доведут народ до того, что погрязнет он в Вавилоне. Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует. Израильтяне преданы будут во власть врагов, которые умертвят юношей их, отведут в плен их сирот и вдовиц, яко вси беззаконнии и лукавии, кроме небольшого числа праведников, живущих среди них, которые, однако же, вместе с ними подвергнутся бедствиям. И избранные объяты будут дымом, то есть бедствием, какое постигнет весь народ.
И разгорится яко огнь беззаконие. Гнев раздраженного Господа подвергнет их наказанию. И разгорится в чащах дубравных. Пророк дубравой называет весь народ, а чащей - юношей и мужей, сильных во бранях.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Исаии > Глава 9
Глава 9
Ничего нет для сопоставления.