< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 65 66

Глава 30

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Горе, чада отступившая… сотвористе совет не Мною. Это говорится о тех Иудеях, которые бежали в Египет, не вопросив об этом Господа.

  • 3.

    Ст. 3-5 Будет бо вам крепость фараонова в постыдение, потому что и фараона поразит царь Ассирийский. Яко… он в Тане, то есть отмститель в Танисе (Цоане). Старейшины его, и вестницы его зли… пойдут к народу, иже не упользуют их. Князья народа Иудейского обратились к Египтянам, но Египтяне не помогут им, потому что Господь предаст их посрамлению и бесчестию.

  • 4.

    потому что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса.

    См. Толкование на (Ис 30:3)

  • 5.

    Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но - стыд и срам.

    См. Толкование на (Ис 30:3)

  • 6.

    Видение четвероногих юга, в земле печали и тесноты. Лев и львичищь: оттуду аспиды и змий парящий, иже везяху на хребтах ослов… богатство свое. Пророк обличает Иудеев, которые, будучи утесняемыми Ассириянами, искали убежища в Египте. И одни из них уподобляются льву и львенку, а другие аспиду и летучим змеям. Они везут богатство свое к Египтянам, напрасно надеясь на их помощь.

  • 8.

    Ныне убо сед напиши сия на дске и в книгу; изобрази те бедствия, какие постигнут Иудеев и Египтян, у которых они искали прибежища. И все это начертай и напиши на скрижалях, открытых для всякого, чтобы осталось на будущее время.

  • 9.

    Ст. 9-10 Сынове… иже не похотеша слышати закона Божия, глаголюще … видения видящым: не имейте видений… и пророком… не глаголите нам укоризны, но … глаголите угодное нам, то есть удержите язык от несносных для нас обличений, и не изрекайте нам пророчеств скорбных.

  • 10.

    которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть », и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;

    См. Толкование на (Ис 30:9)

  • 11.

    И совратите нас с пути сего, о котором говорите, что приведет нас к убежищу сокровенному. И отымите от нас Святое Израилево, чтобы не отягощать более наш слух тягостными предсказаниями Божиих пророков, непрестанно повторяющих нам: «Так глаголет Святый Израилев».

  • 13.

    Сего ради будет вам грех сей, аки расселина, грозящая падением, и аки стена высокая, ейже абие настоит падение, то есть упадет в предопределенное время, когда враги подвигнутся, нападут и сокрушат.

  • 14.

    И падение его будет яко сокрушение сосуда глиняна, разбиваемого без пощады, то есть подобно разрушению глиняного, еще необожженного сосуда.

  • 15.

    Ст. 15-17 Тако глаголет Господь, Господь Святый Израилев: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися… но рекосте не тако: на конех всадники будем, и… на легких… побегнем. Того ради побегнете, и легцы будут гонящии вас… дондеже оставлени будете аки щогла на вершине гор и яко знамя носяй на холме. Пророки возвещали Иудеям: «Когда воздохнете и покаетесь, тогда будете спасены». Крепость ваша будет в уповании. Но вы говорили: Нет, на конех всадники будем, и… на легких… побегнем.

  • 16.

    и говорили: «нет, мы на конях убежим », - за то и побежите; «мы на быстрых ускачем », - за то и преследующие вас будут быстры.

    См. Толкование на (Ис 30:15)

  • 17.

    От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме.

    См. Толкование на (Ис 30:15)

  • 19.

    Плачем не восплачитеся, по причине отчаяния.

  • 21.

    И ушеса ваша услышат словеса созади глаголющаго. Услышат не словеса пророков, вещающих вам в лицо, но глас народов чуждых, которые будут славословитъ Бога и побуждать к упованию на Того, Кто избавил вас от Ассириян.

  • 24.

    Юнцы ваши и волове… наядятся плев смешенных со ячменем, извеяных лопатою и веялом. Пророк обещает чудное изобилие, среди которого и волам, возделывающим землю, не будут заграждать уста, по причине обилия земных плодов; на самом гумне, где молотится хлеб, будут они насыщаться плевами с ячменем.

  • 25.

    Ст. 25-26 И будет на всяцей горе высоце и на всяцем холме вознесенне… потекут… потоки вод… в день оный, егда погибнут мнози, и егда падутся столпи. И усилится свет небесных светил. Разнесется повсюду радостная весть в день великого истребления Ассириян и расхищения их стана, представленного в образе столпа.

  • 26.

    В тот день истреблением Ассириян изцелит Господь сокрушение людий Своих, сынов Иудиных. Это же можно отнести и к Господу нашему. Слова: в день оный, егда погибнут мнози, - исполнились в сокрушении Иерусалима, сатаны и смерти, представленных в образе столпов. От апостолов и через них во все края вселенной потекли потоки радостного благовестия. Усугубился свет…, то есть не чувственный свет солнца видимого, который при страдании Иисуса Христа прелагался во тьму, но духовный свет ведения, представленный в образе небесных светил. И этот свет рассеял духовный мрак, лежавший на сердцах язычников.

    См. так же Толкование на (Ис 30:25)

  • 27.

    Се, имя Господне, идет издалеча, горящая ярость Его: и славно видение Его. Это говорится о суде, произнесенном на царя Ассирийского.

  • 28.

    И дух Его аки… поток… приидет даже до выи… еже смутити языки за обольщение суетным, и узду обольщения. Пророк говорит о хулах Ассириян и о гордости их уст, с какой дерзнули на брань с Тем, Кто побеждает всех.

  • 29.

    Песнь ваша будет победным венцом, который освятится в праздник Иудеев по причине истребления Ассирийских полчищ. И веселием сердца, то есть весельем воздаст вам Господь за ту радость, с какой Ассирияне восходили безнаказанно на гору Божию, подступая к Иерусалиму.

  • 30.

    И слышану сотворит Господь славу гласа Своего, соделав спасение народа Своего. И ярость мышцы Своея покажет на царе Ассирийском. С яростию и гневом, и со пламенем… с дождем и градом. Под этими образами представлена брань с Ассириянами.

  • 32.

    Ст. 32-33 И во всех делах его будет жезл рабства, который упокоит на нем Господь. Все народы будут превозноситься перед Ассириянами, когда услышат, что пала сила их и восстала свобода. И будет… ратовати… нань сильною бранию, потому что прежде времени уготовил он пищу себе, то есть умыслил поглотить град Божий, и злоба его уготовалась, в глубину и широту распространила жилище. Злоба царя Ассирийского замыслила покорить святой град и надеялась, что владычество его будет вечно. Древа его многа, то есть многочисленны войска его, но от тени Господней, как огонь воспламенятся.

  • 33.

    Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его.

    См. Толкование на (Ис 30:32)

Ничего нет для сопоставления.