- 1.
Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских.
Исаию следует называть скорее евангелистом, чем пророком, поскольку он описывает все тайны Христа и Церкви так ясно, что можно подумать, что он описывает историю того, что уже было, нежели пророчествует о том, что будет.
В Ветхом Завете также говорится, что весь народ видел глас Божий. Поэтому пусть смолкнут бредни Монтана, полагающего, что пророки предсказывали будущее в экстазе, в умоисступлении, ибо, не будучи в сознании, они не могли и видеть. Я знаю, что некоторые объясняют Иудею и Иерусалим [у Исаии] как небесные, Исаию - как образ Господа Спасителя, потому что он-де предвозвещает пленение той страны на нашей земле и затем возвращение и восшествие на гору святую в последние дни. Но мы все это отвергаем, считая противным вере христианской, и, следуя исторической истине, в смысле духовном объясняем таким образом, что все, что они бредят о Небесном Иерусалиме, относим к Церкви Христовой и к тем, которые по причине грехов выходят из нее, равно и к тем, которые вследствие раскаяния возвращаются на прежнее место - в Церковь.
Комментарии на пророка Исаию.
- 3.
Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.
И положила Его [Мария] в ясли, потому что не было им места в гостинице. И положила Его Матерь. Иосиф же, который знал, что не от него Сын, не решался прикоснуться: дивился, радовался Рожденному. И положила Его в ясли. Почему в ясли? Чтобы исполнилось пророчество Исаии пророка: Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего.
Гомилия на Рождество Господа.
Как прочие евреи, так и Израиль не познал Владетеля своего, и народ не уразумел яслей Господина своего. Смысл ясен: «Я усыновил их, как детей, сделал особенным народом Своим, частию Своею, уделом наследия Своего и назвал первенцами; они же не сделали даже и того, что делают неразумные животные, чтобы растрогаться благодеяниями и уразуметь пастыря и питателя своего». И сравнил их не со псами, потому что это самый умный род животных и за небольшое количество пищи охраняет дома хозяев, - но с более глупыми волом и ослом, из которых один возит повозки и переворачивает с помощью плуга твердые глыбы земли, а другой - перевозит тяжести и облегчает людям труд передвижения, почему они и называются рабочим скотом, так как помогают людям. Можно это место понимать и о Боге Отце, но оно более относится к Сыну, потому что народ Израильский не познал и не принял Его, день Которого видел Авраам и возрадовался и к пришествию которого обращены были чаяния всех пророков.
Комментарий на пророка Исаию.
- 6.
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
Смотрите, как созидается Иерусалим: исцеляются сокрушенные сердцем. Ты сердце свое изранил, и Господь уврачует раны твои. Так говорится не о тех, которые приносят покаяние, а о тех, кто не приносит покаяния: Не пластырь наложить, ни мазь, ни перевязку.
Трактат на Псалмы.
- 7.
Ст. 7-8 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
Когда снимаются плоды, то шалаши из засохшего кустарника и шатры остаются в запустении по удалении сторожа, которому уже нечего стеречь. Так и Всемогущий Бог оставил храм и сделал город пустым, чего нет нужды доказывать словами, в особенности нам, видящим Сион пустым, Иерусалим разрушенным и храм уничтоженным до основания. А что он называет Сион дщерью, то это указывает на любовь премилостивого Отца. И не удивительно, если называет Сион дщерью, когда и Вавилон весьма часто называет дщерью. Ибо все мы - по природе сыны Божии, но по своей вине делаемся чужими. В иносказательном смысле виноградником Божиим и плодовым садом может быть названа душа наша, которою, если будет управлять ум, то есть VOU^, то она имеет стражем ума - Бога. Если же будут опустошать нас пороки, как некие зверьки, то мы оставляемся стражем - Богом, и все наше придет в запустение.
Комментарий на пророка Исаию.
- 8.
И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
См. Толкование на (Ис 1:7)
- 9.
Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
Из предшествующего видно, что чем речь пророческая угрожала Иерусалиму и Иуде, не должно относится ко времени вавилонского пленения, а к последнему римскому плену, когда в апостолах сохранились остатки народа иудейского и когда в один день уверовали три тысячи, а в другой день - пять тысяч, и евангелие посеяно во всем мире. Вместо Господа воинств, как мы перевели на латинский, следуя Акиле, в еврейском тексте читается: Господь Саваоф, - что семьдесят толковников, сообразно с особенностями мест, переводят двояко: или Господь сил, или Господь Всемогущий. Следует поставить вопрос, об Отце ли говорится это или о Сыне? Несомненно, что это читаемое в двадцать третьем псалме: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы ? - Господь крепкий и сильный. ((Пс 23:7)), то есть Господь сил, Он есть Царь славы, относится к Христу, Который после торжества страдания вознесся, как победитель, на небеса. И в другом месте о Господе говорится, что Он есть Царь славы: Если бы познали, то не распяли бы Господа славы ((1 Кор 2:8)). Таким образом, не только по Апокалипсису Иоанна и апостолу Павлу, но и в Ветхом Завете Христос называется Господом Саваофом, то есть Всемогущим. Ибо если все принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну, и как Он Сам говорит в Евангелии: Дана Мне всякая власть на небесах и на земле ((Мф 28:18)), и все Мое - Твое, и Я прославился в них ((Ин 17:10)), то почему не относить ко Христу и имя Всемогущего, чтобы, будучи Богом как Сын Божий и Господом как Сын Господа, Он был и Всемогущим как Сын Всемогущего?
Комментарии на пророка Исаию.
- 16.
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Омойтесь, очиститесь. «Вместо вышеупомянутых жертв, всесожжений, жира и крови утучненных волов и козлов, и вместо фимиама и новомесячий, субботы, праздников и постов, новолуний и других празднеств, Я хочу святости евангельской, чтобы вы крестились в крови Моей банею возрождения, что одно только может отпускать грехи. Ибо если кто не возродится водою и духом, тот не может войти в Царство Небесное ((Ин 3:5))». И Сам Господь, восходя к Отцу, сказал: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ((Мф 28:19)).
Комментарии на пророка Исаию.
- 25.
Ст. 25-26 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
Город правды. Это сказано о верном городе Сиона, который впоследствии сделался блудницею, и вместо праведного или правды стали обитать в нем человекоубийцы. Поэтому Господь простирает руку Свою, чтобы очистить его дочиста и уничтожить весь свинец его и восстановить судей его, какими они были вначале, и советников его, как в древности. Прежние судьи были Моисей и Иисус, сын Навин, и прочие, от которых получили имя и книги Священного Писания, а впоследствии Давид и другие праведные цари. Таким образом, восстановит подобных царей или после плена вавилонского, как полагают иудеи: Зоровавеля, Ездру и Неемию и прочих князей, управлявших городом до Гиркана, после которого вступил в царство Ирод; или, может быть, вернее и справедливее, апостолов и тех, которые уверовали через апостолов и поставлены предстоятелями церквей, как мы сказали в начале этого видения, так что и угроза и обетование относятся ко времени страдания Господа и к вере, основавшей Церковь после страдания Его. Тогда будут говорить о тебе: «Город правды, столица верная». Пророческая речь, очевидно, высказывает это относительно Церкви, которая уверует в Господа как из иудеев, так и из язычников. Город же назовется городом Праведного, то есть Господа, о Котором сказано: Не может укрыться город, стоящий на верху горы ((Мф 5:14)). Называя также верным или по LXX - матерью городов (митрополией), показывает, что он будет назван так от тех, которые уверуют в Господа.
Комментарии на пророка Исаию.
- 26.
и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
См. Толкование на (Ис 1:25)
- 28.
всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся.
А высказанное в следующей главе, что в день суда беззаконников и грешников не должно щадить, а они должны быть сожжены вечным огнем, кто может вынести? Запрещаешь ты милосердию Божию и прежде дня судного судишь о приговоре Судии, чтобы, если бы Он соблаговолил пощадить беззаконников и грешников, то не мог бы по твоему предписанию сделать этого? Ты говоришь: «В Псалме 103 написано: Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более ((Пс 103:35)); и у Исаии: Будут гореть беззаконники и грешники вместе, и те, которые оставляют Бога, будут истреблены ((Ис 1:28))». А не знаешь ты, что угроза Божия выражает иногда милость? Ибо не говорит Он, что они будут сожжены вечным огнем, а что они исчезнут от земли и перестанут быть беззаконниками. Иное дело - что погибают навеки и сжигаются огнем вечным. И Исаия, из которого ты представляешь свидетельство, говорит: «Будут гореть грешники и беззаконники вместе», но не прибавляет «вовеки». И оставившие Бога, истребятся. Он говорит это о собственно еретиках, которые оставляют правый путь веры и истребятся, если не захотят возвратиться к Господу, Которого оставили.
Беседы против пелагиан.
которое он видел о Иудее и Иерусалиме,
во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.2.Слушайте, небеса,
и внимай, земля,
потому что Господь говорит:
Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.3.Вол знает владетеля своего,
и осел — ясли господина своего;
а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.4.Увы, народ грешный,
народ обремененный беззакониями,
племя злодеев, сыны погибельные!
Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, —
повернулись назад.5.Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?
Вся голова в язвах,
и все сердце исчахло.6.От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места:
язвы, пятна, гноящиеся раны,
неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.7.Земля ваша опустошена;
города ваши сожжены огнем;
поля ваши в ваших глазах съедают чужие;
все опустело, как после разорения чужими.8.И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике,
как шалаш в огороде, как осажденный город.9.Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка,
то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.10.Слушайте слово Господне, князья Содомские;
внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!11.К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь.
Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота,
и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.12.Когда вы приходите являться пред лице Мое,
кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?13.Не носите больше даров тщетных:
курение отвратительно для Меня;
новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть:
беззаконие — и празднование!14.Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя:
они бремя для Меня;
Мне тяжело нести их.15.И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои;
и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу:
ваши руки полны крови.16.Омойтесь, очиститесь;
удалите злые деяния ваши от очей Моих;
перестаньте делать зло;17.научитесь делать добро,
ищите правды,
спасайте угнетенного,
защищайте сироту,
вступайтесь за вдову.18.Тогда придите — и рассудим, говорит Господь.
Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю;
если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.19.Если захотите и послушаетесь,
то будете вкушать блага земли;20.если же отречетесь и будете упорствовать,
то меч пожрет вас:
ибо уста Господни говорят.21.Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!
Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.22.Серебро твое стало изгарью,
вино твое испорчено водою;23.князья твои — законопреступники и сообщники воров;
все они любят подарки и гоняются за мздою;
не защищают сироты,
и дело вдовы не доходит до них.24.Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев:
о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими
и отмщу врагам Моим!25.И обращу на тебя руку Мою
и, как в щелочи, очищу с тебя примесь,
и отделю от тебя все свинцовое;26.и опять буду поставлять тебе судей, как прежде,
и советников, как вначале;
тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».27.Сион спасется правосудием,
и обратившиеся сыны его — правдою;28.всем же отступникам и грешникам — погибель,
и оставившие Господа истребятся.29.Они будут постыжены за дубравы,
которые столь вожделенны для вас,
и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;30.ибо вы будете, как дуб, которого лист опал,
и как сад, в котором нет воды.31.И сильный будет отрепьем,
и дело его — искрою;
и будут гореть вместе, —
и никто не потушит.



