< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 15 16 17 19 20 21 22 24 25 26 28 29 30 32 34 36 37 38 39

Глава 7

  • Закрыть сопоставления
  • 9.

    и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

    И сказал Ахаз: Не буду просить и не буду искушать Господа. Не по смирению, а по гордости он не хочет просить у Господа знамения. Ибо хотя написано во Второзаконии: Не искушайте Господа, Бога вашего ((Втор 6:16)), - и хотя это свидетельство привел Спаситель против дьявола (Мф 4), однако, получив повеление просить, он из повиновения должен был исполнить повеление, особенно когда и Гедеон и Маной просили и получили знамение… Ибо знал нечестивый царь, что если бы он попросил знамения, то получил бы его и прославился бы Господь. Поэтому как почитатель идолов, ставивший жертвенники на всех перекрестках, на горах и в тенистых рощах и вместо левитов имевший жрецов, он не хочет просить повеленного ему знамения.

    Комментарии на пророка Исаию.

  • 14.

    Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

    Пусть теперь Исаия высказывает тайну нашей надежды и веры: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Знаю, что евреи обыкновенно возражают, что на еврейском слово ‘almǎ означает не девственницу, а молодую женщину. И действительно, девственница называ ется собственно bǝtûlǎ, но молодая девица или девушка называется не ‘almǎ, а nа‘ãrǎ. Итак, что же значит ‘almǎ? Сокрытую деву, то есть не только деву, но и деву по установлению, ибо не всякая дева сокрыта и удалена от нечаянной встречи с людьми.

    Против Иовиниана.

  • 15.

    Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;

    Это говорится в доказательство истинности тела человеческого. Однако, еще повитый пеленами и питаясь маслом и медом, Он будет различать доброе и худое, и отвергая худое, будет избирать доброе; будет отвергать или избирать не потому, что будет это делать, а потому что будет разуметь отвергать и избирать, так что из этих слов мы научаемся, что детство тела человеческого не причиняло ущерба Божественной мудрости. Потому-то о Нем, лежащем в яслях, ангелы возвещают пастырям и Ему поклоняются волхвы, пришедшие с Востока. Их, конечно, следует признать избранными, а Ирод, книжники и фарисеи, напротив, отвергаются, ибо из-за одного Младенца они умертвили много тысяч людей.

    Комментарии на пророка Исаию.

1.И было во дни Ахаза,
сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского,
Рецин, царь Сирийский,
и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский,
пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его,
но не могли завоевать.

2.И было возвещено дому Давидову
и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой;
и всколебалось сердце его и сердце народа его,
как колеблются от ветра дерева в лесу.

3.И сказал Господь Исаии:
выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу,
к концу водопровода верхнего пруда,
на дорогу к полю белильничьему,

4.и скажи ему: наблюдай и будь спокоен;
не страшись и да не унывает сердце твое
от двух концов этих дымящихся головней,
от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

5.Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло,
говоря:

6.пойдем на Иудею
и возмутим ее,
и овладеем ею
и поставим в ней царем сына Тавеилова.

7.Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;

8.ибо глава СирииДамаск,
и глава Дамаска — Рецин;
а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;

9.и глава Ефрема — Самария,
и глава Самарии — сын Ремалиин.
Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

10.И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:

11.проси себе знамения у Господа Бога твоего:
проси или в глубине,
или на высоте.

12.И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

13.Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов!
разве мало для вас затруднять людей,
что вы хотите затруднять и Бога моего?

14.Итак Сам Господь даст вам знамение:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Ему: Еммануил.

15.Он будет питаться молоком и медом,
доколе не будет разуметь
отвергать худое и избирать доброе;

16.ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь
отвергать худое и избирать доброе,
земля та, которой ты страшишься,
будет оставлена обоими царями ее.

17.Но наведет Господь на тебя
и на народ твой и на дом отца твоего дни,
какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды,
наведет царя Ассирийского.

18.И будет в тот день:
даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской,
и пчеле, которая в земле Ассирийской, —

19.и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым
и по расселинам скал,
и по всем колючим кустарникам,
и по всем деревам.

20.В тот день обреет Господь бритвою,
нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским,
голову и волоса на ногах,
и даже отнимет бороду.

21.И будет в тот день:
кто будет содержать корову и двух овец,

22.по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло;
маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле.

23.И будет в тот день: на всяком месте,
где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников,
будет терновник и колючий кустарник.

24.Со стрелами и луками будут ходить туда,
ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником.

25.И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками,
не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника:
туда будут выгонять волов,
и мелкий скот будет топтать их.