< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 23

  • Закрыть сопоставления
  • 2.

    и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи

    На сказанное: на Моисеове седалище седоша книжницы. Всякое слово, оставляемое без дела, мертво и бесполезно, особенно же слово, произносимое теми, которые почтены высоким саном священства. Чем с большим, казалось бы, удобством пользуются они словом, тем более не верят ему обращающие внимание на их жизнь. Посему, должно им показать в себе великое превращение и великую перемену, подвизаясь и пребывая в безмолвии, не заботясь о своем обогащении, если хотят, чтобы кто-нибудь обратил к ним свою мысль. Ибо, если сделают это, не только благоустроятся дела подчиненных, но и сами будут прославлены.

    А сказанного с тем, чтобы у подчиненных не оставалось никакого предлога к оправданию, а именно: на Моисеове седалище седоша книжницы и фарисее; вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, - да не представляют в собственное свое оправдание и в заграждение уст другим. Ибо мнимое оправдание увеличит обвинение, не только уготовляя неизбежное наказание, но и укоряя в неразумии. Если ученикам и полезно слышать сие, то наставникам не прилично произносить то, что выставляет на позор их нерадение. Ибо сказано: по делом же их не творите, глаголят бо и не творят.

    Христос с намерением не дать места никакому предлогу к оправданию, повелел обращать внимание не на жизнь учителей, когда видящим ее представляется повод к укоризне, не на их частные поступки, если они не согласны с небесными сказаниями, но на одно учение, преподаваемое в церквах. Потому упомянул и о седалище Моисея Законодателя, ибо в сем случае они говорят не свое, а заимствованное из Писаний, сами же они не в праве произносить и сие, как показывающее все их лукавство. Напротив того, им следовало бы стараться по возможности отсечь всякий предлог к укоризне.

    Если же и живущие хорошо не приносят иным пользы, то сие ни в коей мере не может быть поставлено им в вину. Как живущие худо не участвуют в награждении венцами, уготовленными благоискусным, так и живущие хорошо не будут иметь части в наказаниях с согрешающими. А ты благоустрой касающееся тебя, разумею жизнь и слово. Сего от тебя требую и, если принесешь пользу, порадуюсь с тобою, а если не принесешь, не лишу чести, но даже увенчаю; потому что каждый получит мзду свою по мере труда своего, а не по следствиям труда. Сие содержа в мыслях, наставники и ученики да стремятся к добродетели, не давая места никакой отговорке.

  • 5.

    все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих

    Что значат слова: величают хранилища своя? Поскольку писал ты о желании твоем узнать, что значит сказанное: величают хранилища, - то знай, что были небольшие свитки с написанным на них законом, которые носили при себе наставники иудейские, как ныне женщины носят малые Евангелия. Законодатель, внушая Иудеям необходимость исполнения закона и не давая места забвению, постановил: навяжеши, то есть прикрепишь и повесишь, оправдания на руку твою (Втор 6:8). Они же не имели и помышления об исполнении, но прилагали великое старание о книжных свитках и сим заслужили порицание.

  • 38.

    Се, оставляется вам дом ваш пуст

    Увеличение грехов, благоразумнейший мой, даже Божественное и бесстрастное естество как бы принуждает из естественной благости переходить в противоестественный гнев, Божию естеству не благоугодный, для нас же при всем этом полезный. Сие и Господь говорит Иудеям: колькраты восхотех собрати вас и не восхотесте? Се оставляется вам дом ваш пуст. То есть: поскольку не принимаете человеколюбия, то познаете власть из наказания.

    Письма. Книга I.

1.Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2.и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

3.итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте;
по делам же их не поступайте,
ибо они говорят, и не делают:

4.связывают бремена тяжелые и неудобоносимые
и возлагают на плечи людям,
а сами не хотят и перстом двинуть их;

5.все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди:
расширяют хранилища свои
и увеличивают воскрилия одежд своих;

6.также любят предвозлежания на пиршествах
и председания в синагогах

7.и приветствия в народных собраниях,
и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8.А вы не называйтесь учителями,
ибо один у вас Учитель — Христос,
все же вы — братья;

9.и отцом себе не называйте никого на земле,
ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10.и не называйтесь наставниками,
ибо один у вас Наставник — Христос.

11.Больший из вас да будет вам слуга:

12.ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет,
а кто унижает себя, тот возвысится.

13.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что затворяете Царство Небесное человекам,
ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь:
за то примете тем большее осуждение.

15.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что обходите море и сушу,
дабы обратить хотя одного;
и когда это случится,
делаете его сыном геенны,
вдвое худшим вас.

16.Горе вам, вожди слепые, которые говорите:
если кто поклянется храмом, то ничего,
а если кто поклянется золотом храма,
то повинен.

17.Безумные и слепые!
что больше:
золото, или храм, освящающий золото?

18.Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего,
если же кто поклянется даром, который на нем,
то повинен.

19.Безумные и слепые!
что больше:
дар, или жертвенник, освящающий дар?

20.Итак клянущийся жертвенником
клянется им и всем, что на нем;

21.и клянущийся храмом
клянется им и Живущим в нем;

22.и клянущийся небом
клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что даете десятину с мяты, аниса и тмина,
и оставили важнейшее в законе:
суд, милость и веру;
сие надлежало делать, и того не оставлять.

24.Вожди слепые,
оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что очищаете внешность чаши и блюда,
между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26.Фарисей слепой!
очисти прежде внутренность чаши и блюда,
чтобы чиста была и внешность их.

27.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что уподобляетесь окрашенным гробам,
которые снаружи кажутся красивыми,
а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28.так и вы по наружности кажетесь людям праведными,
а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что строите гробницы пророкам
и украшаете памятники праведников,

30.и говорите: если бы мы были во дни отцов наших,
то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31.таким образом вы сами против себя свидетельствуете,
что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32.дополняйте же меру отцов ваших.

33.Змии, порождения ехиднины!
как убежите вы от осуждения в геенну?

34.Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников;
и вы иных убьете и распнете,
а иных будете бить в синагогах ваших
и гнать из города в город;

35.да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле,
от крови Авеля праведного
до крови Захарии, сына Варахиина,
которого вы убили между храмом и жертвенником.

36.Истинно говорю вам,
что всё сие придет на род сей.

37.Иерусалим, Иерусалим,
избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!
сколько раз хотел Я собрать детей твоих,
как птица собирает птенцов своих под крылья,
и вы не захотели!

38.Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39.Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне,
доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!