Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 11.

    Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

    Подлинно, из рожденных женами никто не больше Иоанна Крестителя; потому что он — полнота всех Пророков. Все пророчествовали о Господе, издали показывая Его пришествие; но Иоанн, пророчествуя о Спасителе, представил Его пред очи всех, взывая и говоря: «се Агнец Божий! »Как сладостен и прекрасен глас того, кто прямо указует на проповедуемаго им! Никто из рожденных женами не больше Иоанна Крестителя: «мний же во царствии небеснем болий его есть». Это свыше рожденные от Бога Апостолы, приявшие начаток Духа Утешителя; ибо они сподобились судить со Христом, быть сопрестольниками Христовыми, соделались избавителями человеков. А найдешь также, что они разделяют море лукавых сил, и приводят верные души; найдешь, что они делатели, возделывающие душевный виноград; найдешь, что они други жениховы, обручающие Христу души; ибо сказано: «обручих вас единому Мужу» (2 Кор 11:2); найдешь, что они дают жизнь человекам; одним словом, найдешь, что они многочастно и многообразно служат Духу. Сей-то «мний болий» есть Иоанна Крестителя.

    Собрание рукописей типа II. Беседа 28.

  • 28.

    Приидите ко Мне еси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы

    Как тогда Бог повелел, чтобы и самые бессловесные животные покоились в субботу, вола не влекли под ярмо необходимости, и на осла не возлагали бремени; потому что самые животные упокоевались от тяжелых работ: так Господь, пришедши и даруя истинную и вечную субботу, упокоил душу, обремененную и отягченную бременами беззакония, нечистых помышлений, творящую дела неправды по нужде, потому что она в рабстве у жестоких властителей, и облегчил ее от неудобоносимых бремен, от суетных и нечистых помышлений; снял с нее тяжкое иго дел неправды, упокоил ее утружденную в нечистых помышлениях.

    Ибо Господь призывает человека к покою. говоря: «приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы». И те души, которые покоряются и приходят, Он упокоевает от сих тяжких обременительных и нечистых помыслов; делаются они праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник неизглаголанной радости и веселья, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. И это есть истинная и святая суббота. Посему, будем и мы умолять Бога, чтобы и нам войти в покой сей, упраздниться от срамных, лукавых и суетных помышлений; а таким образом, прийти в возможность служить Богу от чистого сердца, и праздновать праздник Духа Святого. И блажен, кто войдет в оный покой.

    Собрание рукописей типа II. Беседа 35.

1.И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим,
перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

2.Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых,
послал двоих из учеников своих

3.сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти,
или ожидать нам другого?

4.И сказал им Иисус в ответ:
пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:

5.слепые прозревают и хромые ходят,
прокаженные очищаются и глухие слышат,
мертвые воскресают и нищие благовествуют;

6.и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7.Когда же они пошли,
Иисус начал говорить народу об Иоанне:
что смотреть ходили вы в пустыню?
трость ли, ветром колеблемую?

8.Что же смотреть ходили вы?
человека ли, одетого в мягкие одежды?
Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9.Что же смотреть ходили вы?
пророка?
Да, говорю вам,
и больше пророка.

10.Ибо он тот, о котором написано:
се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим,
который приготовит путь Твой пред Тобою.

11.Истинно говорю вам:
из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя;
но меньший в Царстве Небесном больше его.

12.От дней же Иоанна Крестителя доныне
Царство Небесное силою берется,
и употребляющие усилие восхищают его,

13.ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14.И если хотите принять,
он есть Илия, которому должно придти.

15.Кто имеет уши слышать, да слышит!

16.Но кому уподоблю род сей?
Он подобен детям,
которые сидят на улице
и, обращаясь к своим товарищам,

17.говорят:
мы играли вам на свирели, и вы не плясали;
мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18.Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет;
и говорят: в нем бес.

19.Пришел Сын Человеческий, ест и пьет;
и говорят: вот человек,
который любит есть и пить вино,
друг мытарям и грешникам.
И оправдана премудрость чадами ее.

20.Тогда начал Он укорять города,
в которых наиболее явлено было сил Его,
за то, что они не покаялись:

21.горе тебе, Хоразин!
горе тебе, Вифсаида!
ибо если бы в Тире и Сидоне
явлены были силы, явленные в вас,
то давно бы они во вретище и пепле покаялись,

22.но говорю вам:
Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23.И ты, Капернаум, до неба вознесшийся,
до ада низвергнешься,
ибо если бы в Содоме
явлены были силы, явленные в тебе,
то он оставался бы до сего дня;

24.но говорю вам,
что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25.В то время, продолжая речь, Иисус сказал:
славлю Тебя, Отче,
Господи неба и земли,
что Ты утаил сие от мудрых и разумных
и открыл то младенцам;

26.ей, Отче!
ибо таково было Твое благоволение.

27.Все предано Мне Отцем Моим,
и никто не знает Сына, кроме Отца;
и Отца не знает никто, кроме Сына,
и кому Сын хочет открыть.

28.Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас;

29.возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,
ибо Я кроток и смирен сердцем,
и найдете покой душам вашим;

30.ибо иго Мое благо,
и бремя Мое легко.