- 12.
Ибо море, когда все реки впадают в него, не наполняется, так и душа, удостоившаяся войти в мир Божества Духа, не пресыщается, сколько (Бог) ни дает ей даров благодати, и сколько получает, взыскует; и сколько ни насыщается, еще желает, и сколько ни наполняется, еще чувствует недостаток, и, как некая ненаполняемая бездна, от многого духовного желания и небесной любви ненасытимой любви Христа устрояется. Она ходит по земле и на небесах с Господом по настроению имеет пребывание. Этих благ удостаиваются получить и такового преуспевания получают возрастание в душе те, кто отдают себя смиренному мудрствованию и не принимают в себе мысли возношения и важничания, но считают себя недостойными перед Богом и людьми и всегда подвизаются, как начинающие, и, таким образом уничижая и смиряя себя, удостаиваются получить эти великие блага. Как говорит Господь: «Смиряющий себя возвысится, и возвышающий себя будет смирен». Ибо ставшие причастниками какой-нибудь малой благодати и предавшие себя возвышению за то, что думают, будто они являются кем-нибудь, оскорбляют благодать Духа и лишаются того блага, которым обладают, за безумие их младенчества.
Собрание рукописей типа I. Слово 21.
<…> обогащающийся Божиею благодатью должен пребывать в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении, почитать себя нищим и ничего неимеющим, думать: „что имею у себя, все то чужое, другой мне дал, и когда захочет, возьмет у меня“. Кто так смиряет себя пред Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать, как сказано: «смиряяйся, вознесется». Будучи Божиим избранником, да осуждает он сам себя, и будучи верным, да почитает себя недостойным. Такие души благоугождают Богу и животворятся Христом.
Собрание рукописей типа II. Беседа 41.
- 26.
Прежде, до того как было явлено это таинство Духа Христова, до Его пришествия и явления, вся красота праведности была внешней: и закон, и обрезание, и очищение, и жертвы, и приношения, и служения. Но с того времени, как явилось спасительное Слово Христово и даровало Дух Святой в сердца людей, слово, написанное не чернилами (2 Кор 3:3), — с этого времени все обретается внутри: служение (стало) внутренним от чистой совести и внутренними (стали) жертвы, ибо Псалмопевец говорит: «Воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс 140:2). И вообще, (Богом) взыскуется внутренняя чистота и красота души, а таким образом и внешнее может быть подлинно чистым, как говорит Господь: «Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Ибо «Кто сотворил внутреннее, сотворил и внешнее» (Лк 11:40). Ибо если раньше люди, не имея внутренней чистоты, украшались через праведность закона, (то теперь), когда душа, имея в себе истинного Христа, очистилась от мрака, намного более, (чем раньше), освящается и украшается также и тело, в полноте (своей) действительности.
Собрание рукописей типа III. Поучение 8.
<…> осуждая фарисея, вернее же – каждого из нас как слепого по внутреннему человеку и не видящего Божественных тайн, Он тоже говорит: «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши, чтобы была чиста и внешность». Ведь старающийся о ясной чистоте того, что внутри, то есть всегда имеющий заботу об уме и о душе, конечно же заодно омоет и внешнее. Об этом прошу: не будем довольствоваться внешними нравами и формами, сделаемся храмом Божиим чистым (1 Кор 3:16), услышим увещевающего нас: »Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными» (Фил 2:15); а непорочен тот, кто не совершает в сердце беззакония, не имеет пятна или порока или чего-либо подобного (Еф 5:27).
Собрание рукописей типа III. Поучение 28.
по делам же их не поступайте,
ибо они говорят, и не делают:4.связывают бремена тяжелые и неудобоносимые
и возлагают на плечи людям,
а сами не хотят и перстом двинуть их;5.все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди:
расширяют хранилища свои
и увеличивают воскрилия одежд своих;6.также любят предвозлежания на пиршествах
и председания в синагогах7.и приветствия в народных собраниях,
и чтобы люди звали их: учитель! учитель!8.А вы не называйтесь учителями,
ибо один у вас Учитель — Христос,
все же вы — братья;9.и отцом себе не называйте никого на земле,
ибо один у вас Отец, Который на небесах;10.и не называйтесь наставниками,
ибо один у вас Наставник — Христос.11.Больший из вас да будет вам слуга:12.ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет,
а кто унижает себя, тот возвысится.13.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что затворяете Царство Небесное человекам,
ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.14.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь:
за то примете тем большее осуждение.15.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что обходите море и сушу,
дабы обратить хотя одного;
и когда это случится,
делаете его сыном геенны,
вдвое худшим вас.16.Горе вам, вожди слепые, которые говорите:
если кто поклянется храмом, то ничего,
а если кто поклянется золотом храма,
то повинен.17.Безумные и слепые!
что больше:
золото, или храм, освящающий золото?18.Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего,
если же кто поклянется даром, который на нем,
то повинен.19.Безумные и слепые!
что больше:
дар, или жертвенник, освящающий дар?20.Итак клянущийся жертвенником
клянется им и всем, что на нем;21.и клянущийся храмом
клянется им и Живущим в нем;22.и клянущийся небом
клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.23.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что даете десятину с мяты, аниса и тмина,
и оставили важнейшее в законе:
суд, милость и веру;
сие надлежало делать, и того не оставлять.24.Вожди слепые,
оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!25.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что очищаете внешность чаши и блюда,
между тем как внутри они полны хищения и неправды.26.Фарисей слепой!
очисти прежде внутренность чаши и блюда,
чтобы чиста была и внешность их.27.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что уподобляетесь окрашенным гробам,
которые снаружи кажутся красивыми,
а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;28.так и вы по наружности кажетесь людям праведными,
а внутри исполнены лицемерия и беззакония.29.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что строите гробницы пророкам
и украшаете памятники праведников,30.и говорите: если бы мы были во дни отцов наших,
то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;31.таким образом вы сами против себя свидетельствуете,
что вы сыновья тех, которые избили пророков;32.дополняйте же меру отцов ваших.33.Змии, порождения ехиднины!
как убежите вы от осуждения в геенну?34.Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников;
и вы иных убьете и распнете,
а иных будете бить в синагогах ваших
и гнать из города в город;35.да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле,
от крови Авеля праведного
до крови Захарии, сына Варахиина,
которого вы убили между храмом и жертвенником.36.Истинно говорю вам,
что всё сие придет на род сей.37.Иерусалим, Иерусалим,
избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!
сколько раз хотел Я собрать детей твоих,
как птица собирает птенцов своих под крылья,
и вы не захотели!38.Се, оставляется вам дом ваш пуст.39.Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне,
доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!



