- 19.
Ведь если придя к смоковнице, чтобы напитаться, и не найдя на ней плодов, Господь присудил ей наказание и она тотчас засохла («да не будет же, – сказал Он, – впредь от тебя плода вовек»,), то насколько страшнее наказание душе, в которой не обнаружится плода решимости и обычаев праведности в пищу Господу! Что станет с нею или какому наказанию она подвергнется, невозможно сказать. Ибо вечен Господь; как говорит Апостол: »Если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и ослушание получало праведное воздаяние, то как мы его избежим, вознерадев о толиком спасении!» ((Евр 2:2)-3). Господь ищет от нас доброго плода, доброй нашей решимости и нераздельного желания нашего возлюбить Его от всей души; и взяв, словно добрую пищу, добродетели душ наших, Он заставляет их приносить в нас неизменные и истинные плоды Духа, Божественные и исполненные жизни вечной. Как там еще не время было собирания смокв (Мк 11:13), а Господь потребовал плодов от смоковницы, так и здесь Господь приходит еще до духовного единения, требуя от души плода доброй решимости. Там в явном образе подразумевается Израиль, который достойного плода Господу не дал, не уверовав в Него. А в отношении каждой души это означает, что еще до действия благодати и принесения душою плодов духа (Гал 5:22) Господь требует какого-то собственного плода самой души, искреннего желания и решимости и всю веру, и всю любовь Ему отдать, и всю, насколько есть сил, способность к добрым делам, внутренним ли или внешним. Этого вот Господь ищет от нас, то есть неотступного стремления к Нему; и когда видит такое доброе произволение души и правое стремление к Господу, тогда дарует ей благодать, приходя и обитая в нас, и тогда удостаивает душу, в пору ставшую смоковницей зрелой, плод духа. И в каждую душу заглядывает Господь, взыскуя плода, чтобы Ему войти и успокоиться в ней; ведь за всех Он умер и весь род Адама искупил Своею смертью. Каждая душа должна поэтому умереть в себе самой и Им начать жить и принять Его и устроить и приготовить дом свой и тело свое для Господа, чтобы, войдя и найдя утешение в добрых навыках нашей воли и пищу и питье и одежду и отдых в добродетелях души нашей, Он сказал тогда: »Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня ((Мф 25:34)-35).
Собрание рукописей типа III. Поучение 16.
и пришли в Виффагию к горе Елеонской,
тогда Иисус послал двух учеников,2.сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами;
и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею;
отвязав, приведите ко Мне;3.и если кто скажет вам что-нибудь,
отвечайте, что они надобны Господу;
и тотчас пошлет их.4.Всё же сие было,
да сбудется реченное через пророка,
который говорит:5.Скажите дщери Сионовой:
се, Царь твой грядет к тебе кроткий,
сидя на ослице
и молодом осле, сыне подъяремной.6.Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:7.привели ослицу и молодого осла
и положили на них одежды свои,
и Он сел поверх их.8.Множество же народа постилали свои одежды по дороге,
а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;9.народ же, предшествовавший и сопровождавший,
восклицал: осанна Сыну Давидову!
благословен Грядущий во имя Господне!
осанна в вышних!10.И когда вошел Он в Иерусалим,
весь город пришел в движение
и говорил: кто Сей?11.Народ же говорил: Сей есть Иисус,
Пророк из Назарета Галилейского.12.И вошел Иисус в храм Божий
и выгнал всех продающих и покупающих в храме,
и опрокинул
столы меновщиков и скамьи продающих голубей,13.и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется;
а вы сделали его вертепом разбойников.14.И приступили к Нему в храме слепые и хромые,
и Он исцелил их.15.Видев же первосвященники и книжники
чудеса, которые Он сотворил,
и детей, восклицающих в храме
и говорящих: осанна Сыну Давидову! —
вознегодовали16.и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят?
Иисус же говорит им: да!
разве вы никогда не читали:
из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?17.И, оставив их,
вышел вон из города в Вифанию
и провел там ночь.18.Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;19.и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней
и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев,
говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек.
И смоковница тотчас засохла.20.Увидев это, ученики удивились
и говорили: как это тотчас засохла смоковница?21.Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам,
если будете иметь веру и не усомнитесь,
не только сделаете то, что сделано со смоковницею,
но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, —
будет;22.и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.23.И когда пришел Он в храм и учил,
приступили к Нему первосвященники и старейшины народа
и сказали: какой властью Ты это делаешь?
и кто Тебе дал такую власть?24.Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном;
если о том скажете Мне,
то и Я вам скажу, какою властью это делаю;25.крещение Иоанново откуда было:
с небес, или от человеков?
Они же рассуждали между собою:
если скажем: с небес,
то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?26.а если сказать: от человеков, —
боимся народа,
ибо все почитают Иоанна за пророка.27.И сказали в ответ Иисусу: не знаем.
Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.28.А как вам кажется?
У одного человека было два сына;
и он, подойдя к первому, сказал:
сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.29.Но он сказал в ответ: не хочу;
а после, раскаявшись, пошел.30.И подойдя к другому, он сказал то же.
Этот сказал в ответ: иду, государь,
и не пошел.31.Который из двух исполнил волю отца?
Говорят Ему: первый.
Иисус говорит им: истинно говорю вам,
что мытари и блудницы
вперед вас идут в Царство Божие,32.ибо пришел к вам Иоанн путем праведности,
и вы не поверили ему,
а мытари и блудницы поверили ему;
вы же, и видев это,
не раскаялись после, чтобы поверить ему.33.Выслушайте другую притчу:
был некоторый хозяин дома, который
насадил виноградник,
обнес его оградою,
выкопал в нем точило,
построил башню
и, отдав его виноградарям, отлучился.34.Когда же приблизилось время плодов,
он послал своих слуг к виноградарям
взять свои плоды;35.виноградари, схватив слуг его,
иного прибили,
иного убили,
а иного побили камнями.36.Опять послал он других слуг,
больше прежнего;
и с ними поступили так же.37.Наконец, послал он к ним своего сына,
говоря: постыдятся сына моего.38.Но виноградари, увидев сына,
сказали друг другу: это наследник;
пойдем, убьем его и завладеем наследством его.39.И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.40.Итак, когда придет хозяин виноградника,
что сделает он с этими виноградарями?41.Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти,
а виноградник отдаст другим виноградарям,
которые будут отдавать ему плоды во времена свои.42.Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании:
камень, который отвергли строители,
тот самый сделался главою угла?
Это от Господа, и есть дивно в очах наших?43.Потому сказываю вам,
что отнимется от вас Царство Божие
и дано будет народу, приносящему плоды его;44.и тот, кто упадет на этот камень, разобьется,
а на кого он упадет, того раздавит.45.И слышав притчи Его,
первосвященники и фарисеи поняли,
что Он о них говорит,46.и старались схватить Его,
но побоялись народа,
потому что Его почитали за Пророка.



