Глава 125

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Песнь степеней». Кир, воцарившись, повелел всем Иудеям возвращаться в отечество, но многие по злонравию, и потому что во всем противились Божиим законам, не пожелали возвратиться. А все, которые заботились о благочестии предков и вожделевали служения закону, с охотою пускались в обратный путь. Сии то, видя собственное свое освобождение, изъявляют радость в настоящем псалме и молятся о том, чтобы и единоплеменники их получили также свободу.

    «Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени». Речение: «яко» означает здесь усиление речи. Пророк говорит: ощутили мы великую радость, когда Бог положил конец наказанию, и даровал пленным свободу.

  • 2.

    «Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия». Преисполнившись радости, немедленно подвигли мы язык к песнопению. Слово: «веселия» Акила перевел: хвалы, а Симмах: благословения.

    «Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними». А сие сделало нас у всех славными; потому что удивляются сему великому Божию делу – освобождению нашему от горькаго этого рабства. И мы взываем:

  • 3.

    «Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся». Странно было бы лишенным Божественнаго ведения удивляться явленному на нас человеколюбию, а нам сподобившимся благодеяния болезновать неблагодарностию.

  • 4.

    «Возврати Господи пленение наше: яко потоки югом». Желают, чтобы и другие единоплеменники наслаждались благами, каких сподобились сами они, и умоляют общаго Владыку, и им даровать свободу, чтобы множество возвращающихся уподоблялось потоку. «Югом» же называя Иерусалим, Пророк дает сие название по местоположению. Так именуют его Иезекииль и Аввакум. Но пророческое слово указывает и на другое нечто. Южный ветер, будучи влажен, наполняет воздух облаками, приносит сильные дожди, и заставляя обыкновенно таять снег, наполняет потоки водами. Так повели, говорит Пророк, и нашим единоплеменникам, разсеянным повсюду, собраться, и подобно потоку устремиться в путь.

  • 5.

    «Сеющии слезами радостию пожнут». Не напрасно приносим сии моления, но зная плоды слез. Ибо ввергающие семена со слезами веселятся, видя обильную жатву.

  • 6.

    «Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: Грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя.» Ту же мысль Пророк выразил различно, желая разнообразием учения доставить большую пользу.

Ничего нет для сопоставления.