- 1.
Псалом Давиду.
Содержание: Псалом этот заключает в себе учение новому народу, внушая ему, удерживаться от дел лукавых и упражняться в делах добрых, и убеждая к тому и другому надеждою уготованною для добрых и наказанием ожидающим лукавых.
Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. Советует убегать лукавства, давая знать, что конец лукавства — утрата всего доброго.
- 3.
И насели землю, и упасешися в богатства ея. Землею называет богодухновенное Писание, в котором богатство святых, т. е. обетования. Советует непрестанно со вниманием изучать божественные словеса, из желания тех благ, какие, по Писанию, уготованы святым.
- 5.
Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит. Явно, говорит, иди угодным Ему путем.
- 6.
И изведет яко свет правду твою. Ибо известно, что в будущем веке, как сказал сам Господь, праведницы просветятся яко солнце ((Мф 13:43)). Свет же правды — ведениe; поелику правда есть мерило добродетелей.
И судьбу твою яко полудне — значит: признает тебя достойным света.
- 7.
Повинися Господеви, и умоли Его. Он покажет в будущем веке, что ты достоин света, а ты повинуйся здесь. Не ревнуй спеющему в пути своем. Не дивись, что человек беззаконный преуспевает, не бери себе в пример благоденствия, пpиoбpетaeмогo беззаконием, не ищи себе в этом поощрения делать подобное. Но если беззаконник и во всем имеет успех, не терзайся этим, и не изъявляй негодования, что лукавые остаются без наказания, даже живут счастливо, как будто некому наказать их.
- 8.
Престани от гнева, и остави ярость. Не смотри на благоденствие их, но ожидай конца, и увидишь гибель. Гнев есть желание наказать, а наказание есть воздаяние за зло. Не ревнуй, еже лукавновати. Несомненно знай, что упокоившие себя божественною надеждою, избравшие жизнь добродетельную, проводят ее в спокойствии и мире, постоянно наслаждаясь чистотою совести, а полагающиеся на временное благоденствие испытают скорую превратность и преданы будут совершенному забвению.
- 10.
И взыщении место его, и не обрящении. Это подобно сказанному: нечестивые же из корене погибнут ((Иов 4:7)).
- 11.
И насладятся о множестве мира. Наслаждение праведнику — множество мира и бесстрастие души при истинном ведении всего сущего.
- 12.
Назирает грешный праведного. Это можно понимать и о диаволе. Псалмопевец же утешает этим обидимых; ибо показывает, что беззаконный печалится и раздражается на возлюбивших жизнь спокойную, праведный же Судия посмевается его предприятию, потому что предвидит скорую его кончину.
- 13.
Господь же посмеется ему. Посмевается злоумышлениям грешника против праведника, зная, что назначен Им день, в который воздаст одному вечную жизнь, а другому — вечное мучение.
- 14.
Ст. 14-15 Мечь извлекоша грешницы, напрегоша лук свой… Мечь их да внидет в сердца их. Лукавые демоны, говорит, потерпели то самое, что замышляли сделать святым.
- 15.
Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.
См. Толкование на (Пс 36:14)
- 16.
Лучше малое праведнику, то есть, малая милость Господня выше всякого богатства в мире.
- 18.
Весть Господь пути непорочных, т. е. одобряет и чтит. И достояние их в век будет. Ибо воздаяния святым нетленны и вечны.
- 19.
Не постыдятся во время лютое. Во времена гонений, при оскудении учителей, сам Господь Духом Своим препитает верующих в Него. Или: время лютое есть время гнева на нечестивых, когда одни испытают на себе праведный суд Божий, а другие воспримут славу, честь, нетление и вечную жизнь.
- 21.
Заемлет грешный, и не возвратит. Грешник не воздает благодарением за то, чем облагодетельствован от Бога. Праведный же щедрит и дает. Воздает щедротами, подражая своему Владыке.
- 22.
Яко благословящии Его наследят землю. Это подобно тому, что сказано Аврааму: благословлю благословящии тя, и кленущии тя проклену ((Быт 12:3)).
- 23.
От Господа стопы человеку исправляются. Господь одобряет его прохождение деятельной жизни.
- 24.
Егда падет, не разбиется. Если и случится праведному поползнуться в чем-либо малом, не потерпит от сего вреда; потому что имеет опорою Бога.
- 25.
Ниже семене его просяща хлебы. Разумеет мысленные хлебы, а это суть божественные словеса.
- 27.
И вселися в век века. И наследуешь, говорит, вечные селения.
- 29.
Праведницы же наследят землю. Нередко упоминал, что кротким дается земля, убеждая тем вожделевать ее.
- 30.
Уста праведного поучатся премудрости. На языке ли, в уме ли, но должно, говорит, всюду обносить с собою словеса Божии и постоянно упражняться в изучении их. Так научившись поступать, любитель добродетели пребывает бестрепетным и непоколебимым, преодолевая покушающихся низложить его. Это сказал Псалмопевец и в первом псалме: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь ((Пс 1:2)).
И язык его возглаголет суд, т. е. правосудие не судебное, но обнаруживаемое в непогрешительном и здравом суждении.
- 31.
Ст. 31-33 Закон Бога в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведного. Господь же не оставит. Одно и тоже выражает различно, чтобы при многократном изучении тверже сохранилось в памяти. Говорит же, что Владыка не презрит праведного, когда злоумышляют против него лукавые, и не соизволит, когда отважатся они на что-либо подобное, но сделает, что праведник избегнет сетей. Такое промышление видел над собою Авраам при двукратном похищении Сарры, изведал его и Исаак, подвергшись той же опасности, изведал и Иаков, когда завидовали ему брат и тесть, изведал и Иосиф, когда вооружились на него ненависть и клевета. Но нужно ли пересказывать все? Любознательным нетрудно, как собрать ветхозаветные примеры, так и усматривать примеры в новом завете.
- 32.
Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его:
См. Толкование на (Пс 36:31)
- 33.
Ниже осудит его, егда судит ему, т. е. во время суда над ним.
См. также Толкование на (Пс 36:31)
- 34.
Внегда потреблятися грешником, узриши. Увидишь, говорит, грешников истребленными.
- 35.
Видех нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанския. По сказанному: сень наше житие ((Иов 8:9)).
- 36.
И мимо идох, и се не бе. Увидев, что лукавые благоденствуют, размышлял я, как это бывает. А потом, размышляя о сем и вторично задавая себе тот же вопрос, не мог уже их увидеть: даже не в состоянии был отыскать место, на котором, казалось, стояли они.
- 37.
Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. И наказание лукавых, и останок или достояние добрых, да внушат тебе заботиться о простоте сердца.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Псалтирь > Глава 36
Глава 36
1-2.- "Не ревнуй" - не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.3."Живи на земле и храни истину" - стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.4."Утешайся Господом" - находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит "желания сердца твоего".5-6.- Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.8."Не ревнуй до того, чтобы делать зло" - не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.9-11.- "Уповающие на Господа" то же, что и "кроткие" (11 ст.), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они "наследуют землю" - перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.16-17.- Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила ("мышцы") сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что ость у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь "их подкрепляет".18.Под "достоянием непорочных", как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно "пребудет вовек" - указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.21.Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он "берет взаймы, и не отдает", старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам ("милует") и дает нуждающимся из своего достатка.25.Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился "и не видал праведника оставленным", т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.27-28.- "Жизнь вовек" зависит от уклонения от зла и делания добра, так как "Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они". Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали смерть тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения "жизнь вовек", в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.29.Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10-12 ст. и 18.37."Наблюдай за непорочным и смотри на праведного" - поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. "Будущность праведного есть мир" - указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст. ) или загробной (см. 27-28).



