Глава 106

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Аллилуия.

    Исповедайтеся Господеви, яко благ. По отвержении народа иудейского весьма кстати изображает призвание язычников Апостолами. Поэтому и повелевает восхвалять Бога и исповедаться Ему за великую Его милость.

  • 3.

    От восток, и запад, и сквера, и моря. Кто же эти собранные от четырех стран вселенной, как не все народы, древле чуждые богочестия и не причащавшиеся Божественной влаги, но пребывавшие в великой жажде?

  • 4.

    Пути града обительнаго не обретоша, потому что не было у них доброго жития, но пребывали они в великом обольщении.

  • 5.

    алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе.

    См. Толкование на (Пс 106:8)

  • 7.

    И настави я на путь прав, т. е. привел к вере в Него. Ибо сам Он сказал: Аз есмь путь ((Ин 14:6)). Внити во град обительный. Разумеет Церковь или небесный Иерусалим.

  • 8.

    Ст. 8-9 Да исповедятся Господеви милости Его… Яко насытил есть душу тщу. Какая же это душа? Не душа ли тех, о которых сказано: алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе? ((Пс 106:5)) И душу алчущу исполни благ, т. е. мысленного хлеба.

  • 9.

    яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ:

    См. Толкование на (Пс 106:8)

  • 10.

    Ст. 10-11 Седящия во тме, и сени смертней. Не погрешим, сенью смертною назвав идолослужение и дела совершаемые в безбожии. Ибо они отлучают нас от истинной жизни. Этим-то делам предавались мы прежде, потому что преогорчили Бога и раздражили совет Вышняго. От величества бо и красоты созданий надлежало Рододелателя всяческих познавать ((Прем 13:5)), и присносущную силу Его и Божество от создания мира уразумевать. Но мы, как слепые, которые живем во тьме и сени смертней, у которых окованы и омрачены разумные силы души, изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероногих ((Рим 1:23)). Окованныя нищетою и железом. Пленицами своих грехов кийждо затязается ((Прит 5:22)), обнищав от всего доброго и прекрасного.

  • 11.

    Яко преогорчиша словеса Божия, нимало не приемля Божественного закона, но предаваясь мудрецам века сего. И совет Вышняго раздражиша. Какой же был совет Вышнего? Не тот ли, по которому всем человеком хощет спастися и в разум истины npиumu ((1 Тим 2:4))?

    См. также Толкование на (Пс 106:10)

  • 12.

    Изнемогоша, и не бе помогаяй, потому что никто не был в силах истребить грех.

  • 13.

    И от нужд их спасе я. Какая же нужда больше этой — в неведении Бога, в душевной нищете, в греховном убожестве, быть порабощенными лукавым духам?

  • 14.

    И узы их растерза. Словом растерза показывает мгновенное истребление греха.

  • 15.

    Ст. 15-16 Да исповедятся Господеви милости Его. В другой раз повторил тоже о благодеяниях Его. Яко сокруши врата медная, имеет в виду сошествие Спасителя даже до ада, в которое отверз Он врата адовы, издревле для всех заключенные неразрешимыми узами, потому что невозможно было возвратиться оттуда желавшим выйти. Но Он сказал сущим во узах: изыдите; и сущим во тме: открыйтеся ((Ис 49:9)).

  • 16.

    яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи.

    См. Толкование на (Пс 106:15)

  • 18.

    Всякого брашна возгнушася душа их, потому что не было слова, которое бы могло напитать их. Врата же смертная суть грехи, ведущие к смерти.

  • 22.

    И да пожрут Ему жертву хвалы. Обращает речь к святым Апостолам, потому что они преподали нам таинства Нового Завета.

  • 33.

    Положил есть реки в пустыню. Разумеет необузданный и отверженный род иудейский, ибо томимых прежде голодом и нуждающихся в духовной пище иудеев поселил при оных реках.

  • 34.

    Землю плодоносную в сланость. Разумеет иудейскую синагогу, потому что демоны были гражданами этого земного градоправления, а плодопринесло его нечестие. Но иссушили его солью учения Апостолы, о которых сказано: вы есте соль земли ((Мф 5:13)).

  • 35.

    Положил есть пустыню во езера водная, подразумевает народ из язычников. Ибо пророчество здесь слито и вводит лицо двух народов, говорит об отвержении одного, и о введении другого народа.

  • 36.

    И составиша грады обительны, т. е. благое и небесное жительство.

  • 37.

    И насея села, и насади винограды. Что разуметь под селами, учить Сказавший: изыде сеяй сеяти семене своего ((Лк 8:5)). А винограды суть Церкви, по сказанному: винограды созреша, даша воню ((Песн 2:13)).

  • 38.

    И скоты их не умали. Скотами называет неразумных в Церкви, по сказанному: скотен бых у тебе ((Пс 72:22)); и: человеки и скоты спасеши Господи ((Пс 35:7)).

  • 39.

    И умалишася, т. е. принадлежащие к народу древнему.

  • 40.

    Излияся уничижение на князи их. Разумеет книжников и фарисеев. И заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути. Ибо блуждают они, не познав Рекшего: Аз есмь путь ((Ин 14:6)).

  • 41.

    И поможе убогу от нищеты. Кто же убогий? Не тот ли, о ком сказано: блажени нищии духом ((Мф 5:3))? И положи яко овцы отечествия. Своими собственными признал, говорит пророк, из всех отечествий собранные паствы.

  • 42.

    Узрят правии и возвеселятся. Кто эти правые? не те ли, о ком сказано: ваша же блаженна очеса, яко видят ((Мф 13:16))? И всякое беззаконие заградит уста своя. — Бог оправдаяй, кто осуждаяй ((Рим 8:33))?

3.Под "морем" здесь разумеется Чермное море, через которое прошли евреи по выходе из Египта. Во всем стихе указываются четыре страны света для обозначения всех мест рассеяния Израиля, из которых он собран снова в Палестину.

4.Предлагаемая здесь картина странствования евреев по пустыне должна пониматься как образ угнетенного нравственного состояния евреев в плену, из которого они стремились к родной Палестине так же, как путник из пустыни к обитаемым местам. - "Не находили населенного города" - точнее можно передать - не находили и не искали места для постоянного поселения, так как из пророчеств они знали, что плен не вечен, равно также зависимая обстановка жизни от владетелей язычников и пребывание среди язычников вызывала жажду восстановления прежней самостоятельности и независимой жизни как в религиозном, так в гражданском и политическом отношениях, которую они утратили вместе с изведением из родной земли. При таком положении в плену и настроении, привлекали и прикрепляли к себе не Вавилонские равнины, а горы Палестины.

7.Господь даровал евреям прямой путь возвращения на родину с воцарением Кира, дозволившего и содействовавшего возвращению евреев в Палестину.

9.Радостное чувство возвращения на родину сравнивается с чувством удовлетворения жаждущим своей жажды и алчущим своего голода.

19-20.- Пребывание в плену сравнивается с заключением в мрачную тюрьму, где заключенные осуждены погибнуть, если бы их не спасло "слово Господа", т. е. обетование, данное еврейскому народу, по которому Господь обещал возвратить его из плена в случае его покаяния, что Он и исполнил теперь. Рассчитывать своими силами возвратить потерянную самостоятельность евреи, конечно, не могли за своею малочисленностью, неорганизованностью и бессилием.

23-30.- Бесправность плененных евреев и необеспеченность существования и жизни, предоставленных капризному своеволию восточных языческих владык, не привыкших считаться с потребностями и нуждами своих подданных, особенно пленных, уподобляло евреев матросам на кораблях, едущим в бурю по взволнованному морю, когда каждый вал последнего легко мог и угрожал потопить их слабое судно. Но Господь спас их из этой пучины и благополучно доставил до желанной пристани, до Палестины.

33-34.- Картина состояния опустошенной войнами и врагами Палестины. По обычаям ведения войны в древнем мире вся неприятельская страна с ее источниками, полями, лесами, колодцами, а не только одни воины, подвергались опустошенно, а потому там, где прежде кипела жизнь, были обработанные поля и источники, после нападения врагов появлялась пустыня, не имевшая ни источников, ни колодцев, культурные растения, без поддержки со стороны человека, погибали, а вырастали солончаковые и т. п.

34-38.- Совершенно обратное происходит теперь, когда водворились здесь прежние владельцы, начавшие с любовью и упорством обрабатывать заброшенные поля: Палестина снова зацвела и Господь наградил тружеников обильным урожаем.

39-43.- Прежние поработители, т. е. вавилоняне гибнут, а праведник, т. е. еврейский народ, восстановляется. Во всей этой истории пленения и изведения из плена ясно видна рука Господа, покровительствующего благочестивым, поэтому при наблюдении за ходом исторических событий как из жизни евреев, так и современных языческих монархий, праведник радуется, а нечестивый молчит, и кто мудр, тот не может не видеть здесь проявлений Божественной милости.