< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90

Глава 65

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, песнь Псалма, (о) воскресении

    Сей псалом надписывается «в конец» по причине содержащегося в нем пророчества, как мы сказали и о многих других псалмах, имеющих туже надпись. Ибо он пророчествует о вере язычников и сверх того о мучениках Христовых. О значении же: песни псалма, мы сказали в 9й главе предуведомления, где можешь видеть это. Присовокупление в надписи: о воскресении, значит то же, что: о переселении порабощенных евреев из Вавилона в Иерусалим; ибо на случай сего постановления сочинен этот псалом, сказывающий, какие слова может говорить каждый из евреев при вступлении в путь, ведущий в Иерусалим. Но тот же псалом идет и к каждому христианину, переселяемому и переходящему из греха (в который пал, быв поражен стрелами страстей и порабощен демонами) и приступающему к покаянно и добродетели.

    Божественные Кирилл и Афанасий говорят, что этот псалом сказывается и от лица Апостолов, изъясняющих, что они претерпели за евангельскую проповедь и как скорби привели их к вечным радостям. Феодорит: Ни еврейский текст не имеет этого прибавления (т. е. о воскресении), ни другие толковники, ни 70 в 6-ти столбцевом, но, как кажется, и его приложили некоторые. А что значит 6-ти столбцовая, об этом смотри 13-ю главу предисловия в замечаниях.

  • 2.

    Воскликните Господеви вся земля.

    Восклицание собственно значит победный голос побеждающих на брани, каковый голос сильно устрашает врагов в начале победы над ними, как мы сказали о том в изъяснении 46-го псалма. Итак, Давид сими словами побуждает Иудеев восклицать к Богу победную песнь, потому что Он устрашил пленивших их Вавилонян и избавил от плена порабощенных ими иудеев. Говорит: вся земля, то есть, все люди живущие на земле, как и Симмах перевел. Здесь заметь, читатель, что Давид сими словами пророчествует о призывании всех народов.

    Слова Феодорита: Как иудеи освободились от рабства Вавилонянам, так и все люди, по вочеловечении Бога и Спасителя, избавились от жестокой власти диавола.

    Пойте же имени Его, дадите славу хвалы Его.

    При изъяснении девятого псалма мы сказали, что имеющие любовь к кому-либо обыкновенно составляют для него песни, которыми удовлетворяют желанию и любви своей. Подобно сему и Давид побуждает иудеев петь имени возлюбленного ими Бога и давать славу, то есть, честь и великолепие хвалению Его, говоря как бы так: славно хвалите Его, как Бога, по словам Афанасия, и не так, как хвалите земных людей.

  • 3.

    Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя! во (при) множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои.

    Воскликните, говорит, Богу так: Господи! страшны чудеса, произведенные Тобою в Египте и все, что Ты сделал до них и после них. И поелику Богопознание и вера в Тебя распространилась по всей земле, то посему многие враги истины, убоявшись великой Твоей силы, находящейся в царстве православных, будут притворяться, то есть, лицемерно показывать веру в Тебя. Ибо ложью здесь называет лицемерие, по словам Феодорита и Исихия. И действительно мы находим, что многие еллины и еретики приняли православную веру во Христа по страху и по власти православных христианских царей, равно как многие приняли иудейство по причине угрозы и силы царей Иудейских.

    Почему Иосиф в XI-й книге Древностей говорит, что многие из неприятелей— еллинов приняли обрезание притворно исповедуя Иудейство. И повествователь в книге Есфири говорит, что многие другие народы из страха к иудеям обрезывали срам (т.е. тайный член), приобретая себе чрез то безопасность. Слова Афанасия: Как иудеи лгали пред Тобою, хотя и видели производимые Тобою чрезмерные знамения; то вместо их поклонится все множество народов.

  • 4.

    Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний!

    Здесь яснее открывается призывание всех народов. Да поклонятся, говорит, покорившись прежде, все живущие на земле язычники, и потом да поют. Пророк смело дает такое повеление, поелику был уверен, что повеления его имели послушаться народы. Пусть, говорит, они же поют имени Твоему, Господи, как сказал и выше. От великой радости Давид напоминает язычникам о чудесах Божиих, повелевая петь и воспевать избавителя их Бога.

    Безыменный толковник говорит: Для чего, сказав: да поет Тебе, прибавил: да поет имени Твоему? Без сомнения Он повелевает петь выше Отцу, а потом Сыну, или в прежнем стихе Сыну, а здесь Отцу; ибо имя и слава Отца—Сын, а равно и Сына—Отец. Как и у нас каждый узнается по имени, кто он, так и Сын по Отцу и Отец по Сыну, а равно и Духу Святому; почему и Христос говорил: Я пришел во имя Отца Моего.

  • 5.

    Приидитe и видите дела Божия, коль страшен в советех, паче сынов человеческих.

    Приидите, говорит, все народы и посмотрите своими глазами, как удивительны и страшны дела, производимые ежедневно Господом! Посмотрите, сколь велик и страшен Господе в советах своих, что Симмах перевел: в художествах; так как Он искусно производит истинно страшные дела, когда хочет спасти народ свой. Таковые чудные дела измыслил Он против Египтян, всегда побеждая хитрости и сопротивления людей. За сим Давид исчисляет древние чудеса.

  • 6.

    Обращали море в сушу.

    Сие чудо произведено при Чермном море, когда оно разделилось на две части и осушилось дно его, по которому народ израильский прошел, не омочивши ног, как повествует книга Исхода. Вместо же прошедшего времени: превративши, сказал в настоящем: превращающий.

    Евсевий говорит, что буквально это сбылось однажды, а мысленно сбывается всегда, потому что Бог обращаем, возмущаемые горькими волнами сей жизни и всяким ветром учения души к добродетели и познании; ибо Он изменил волнующиеся страсти наши, повергнув огонь на земле, слово, иссушающее всю влагу для удобного прохождения пути.

    В реце (реку) пройдут ногами.

    Это чудо было над рекою Иорданом при переходе во первых кивота Божия, а потом всего Израильского народа посуху. И здесь употреблен замен времени; вместо того, чтобы сказать: перешли предки наши, он сказал: перейдут. Ногами—значит то же, что: пешие и своими ногами перешли Иордан, как сухую землю. Давид здесь воспоминает Богу о произведенных Им чудесах, при возвращении евреев из Египетского рабства в землю обетованную, потому что и теперь они же возвращались из вавилонского рабства в ту же землю обетования, воспоминает для того, чтобы, как тогда Он уравнил предкам их путь, так и теперь облегчил потомкам их обратный путь. Симмах сохранил время, сказав: превративши море в сушу, также реку перешли ногою.

    Тамо возвеселимся о Нем.

    См. Толкование на (Пс 65:7)

  • 7.

    Владычествующем силою своею (над) веком.

    Там, говорит, то есть, в городе Иерycaлиме, в который идем, будем духовно радоваться о Боге. Под силою Божиею мы разумеем беспредельное и непобедимое могущество Его; а владычествует Бог и над настоящим и над будущим веком, как имеющим бесконечное и далее всех веков простирающееся царство.

    Афанасий согласно с Кириллом говорит: Там воцаримся со Христом, когда Он будет царствовать над новым веком, И там возвеселимся о Нем, ибо там Он отрет слезу нашу, там освободит от всякой печали. Слова Феодорита: Там возвеселимся, т. е. при Иордане, как язычники при Божественной купели; ибо и тогда разделился Иордан для народа, и теперь тот же Иордан, приняв Творца и Зиждителя всех, одевает людей спасением.

    Очи Его на языки призирает.

    Очи, говорит, Божие призирают на народы, потому что Он имеет принять их в наследство и усвоить Себе чрез веру. Итак, знай, иудей, что Бог отнял от тебя посещение свое и обратил оное на народы.

    Слова великого Афанасия: Под очами Божиими должно разуметь Апостолов, а под огорчающими иудеев.

    Преогорчевающии да не возносятся в себе.

    Преогорчевающими здесь называет иудеев, как постоянно роптавших и противоречивших Богу. Пусть иудеи, говорит, не возносятся в самих себе, и не говорят, что, будто, их одних знает и любит Бог, потому что они огорчили Бога. И пророк Иезекииль называет евреев домом огорчающим: не убойся, говорит, лица их, ибо дом огорчающий они (Иез 3:9). Те же евреи называются огорчающими и в другом отношении, как давшие в пищу Владыки Христу горькую желчь, и во время жажды Его напоившие Его уксусом, смешанным с горькою смирною. Слова пророков загадочны и темны по тем причинам, о которых мы сказали в главе 12-й предисловия сей книги. Читатель, можешь называть еще огорчающими и неприятельские народы и демонов, имея посетителем и промыслителем своим Бога.

    Слова Феодорита: Оставшиеся в нечестии еллины много о себе думают, что они не увлеклись множеством. Им то пророческое слово утверждает повеление: Огорчающие пусть не возносятся в себе, ибо они огорчают против себя праведного Судью и привлекают на себя праведное наказание.

  • 8.

    Благословите, языцы, Бога нашего, и услышан сотворите глас хвалы Его.

    Вы, говорит, народ, на который призрел Господь, прославляйте Бога и вслух издайте, то есть возвысьте голос, славословя Богу с великою силою, чтоб услышали Его и потомки ваши.

  • 9.

    Положшаго душу мою в живот, и не давшего во смятение ног моих.

    Как рабство подобно смерти, по выражению мудрых; то посему жизнью Давид называет здесь свободу: Бог, говорит, извел душу мою в свободу и не попустил мне предать жизнь мою смятению и совращению в нечестие.

    Григорий Нисский дает сим словам значение высшее: Бог даровал душам нашим жизнь, не только потому, что вдохнул в нас духа жизни, но и потому, что дал нам закон жизни, при сохранении которого Адам остался бы в живых и не были бы преданы ноги его смятению, которые враг обманом своим поколебал. Но Бог опять дает душе нашей жизнь чрез веру и не предает во смятение ног внутреннего человека, ибо поставил и утвердил их на камени, каковый камень был Христос—неразрывное Божие Слово. Другой говорит: Дает жизнь души, когда она приобретает совершенство веры во спасение верным, так сказать приложением. И душа моя для Него живет; а живет душа тогда, когда имеет добродетель и мудрость и умирает душа для Бога, когда согрешает. Правдою Твоею оживотвори меня. Не колеблются ноги у того, который утвердился в крепчайшем Божием слове, говоря с благодарностью: Ты поставил на камени ноги мои.

  • 10.

    Яко искусил ны ecи, Боже.

    Сии слова произносятся со стороны любящих добродетель и праведных евреев, каковы: Даниил, три отроки и подобные им, где исчисляются виды наказания, которыми они испытаны были в изгнании; Ты, говорит, Господи, испытал нас искушениями, чтоб узнать, имеем ли мы веру в Тебя и терпение.

    Разжегл ны ecи, якоже разжизается сребро.

    Это сказывается об усиленном в семь крат пламени пещи, в которую брошены были три отроки, впрочем можно разуметь и об огне и пламени скорбей, как сребро очищающем скорбящих.

    Феодорита: То же самое сказано и от лица страстотерпцев, пострадавших по временам за Христа. Исихий: Желая показать всем неподдельность нашего благочестия, Ты попустил нам испытать сие. Ибо блажен муж, который подвергается искушению; ибо быв искушен, он получит венец жизни. Иезекииль от лица Божия: Сын человеческий! вот сделался для меня дом Израилев весь смешанный с медью, железом, оловом и свинцом. Посему так говорит: где соберу и солью вас и сольетесь посреди его, как сливается сребро в пещи (Иез 22:18).

  • 11.

    Ввел ны ecи в сеть; положил ecи скорби на хребте нашем.

    Сие сказывает по словам Феодорита, о львином рве, в который бросали Даниила. Впрочем под сетью можно разуметь и всякое стеснение и злострадание. Скорбями на хребте называет раны и биения. Ибо должно думать, что евреи, как пленники, биты были вавилонянами на улицах. Или скорбями на хребте называет бремена искушений, а хребтом все тело, называя частью целое по обороту—синедохи.

    По словам Афанасия и Кирилла, это сказывается и от лица Апостолов о различных скорбях, понесенных ими за евангельскую проповедь.

    Некто, изъясняя слова: положил скорби на хребте нашем, изъяснительнее говорит: Когда враги мои хотели оскорблять меня, Ты повергнул их назад меня, настроив меня тотчас бежать; почему враги, спеша настигнуть меня, остаются позади. Посему скорби у меня на хребте; и я не хочу и воззреть на них и не обращаюсь к ним.

  • 12.

    Возвел ecи человеки на главы наши.

    Ты, говорит, Господи, подчинил нас врагам нашим и предал нас попиранию их. Это слово взято от подобия и переносно. Таково было у древних царей обыкновение, что после победы над врагами они наступали на главы побежденных, торжествуя таким образом и открывая всем одержанную над ними свою победу.

    Так мы читаем в 10-й главе Иисуса Навина, что Иисус повелел всем израильтянам наступать ногами на шеи пяти Иевусейских царей, по одержанию над ними победы: И созвал Иисус всех Израильтян с начальствовавшими в брани и сказал им: Идите вперед и наступайте ногами вашими на шеи им (Иис. Нав. 1,24).

    Проидохом сквозь огнь и воду.

    Под огнем и водою разумей скорби и бедствия, ибо скорби и жгут душу, как огонь, и заливают и потопляют ее, как вода. Здесь может кто либо спросить: как евреи называют Бога виновником своих бедствий, тогда как причиняли им бедствия вавилоняне: ибо Ты, говорят, разжег нас и ввел в сеть и подобное тому? В разрежение сего должно сказать, что евреи признавали Бога виновником терпимых ими бедствий, потому что Бог хотя и не по предварительной, но по последующей воле попустил вавилонянам пленить рабов Его за грехи их.

    И извел ecи ны в покой.

    Наказав нас рабством за грехи наши, Ты, говорит, Господи, опять помиловал нас и извел в покой и свободу. Надобно знать, что слова: Ты испытал нас и прочее до сего места, сказаны пророчески от лица мучеников Христовых, так как они испытали все сии роды мучений, как и Апостол Павел исчисляет различные искушения их в 11-й главе послания к Евреям.

    Другой говорит: Огнем называет огненные обстоятельства и водою те же, как погружающие и потопляющие не переносящих их мужественно; но кто прошел их, тот, при помощи Божией, исходит в покой, ожидая воздаяний за них. И поелику успех есть наш, а конец дар Божии, то в одном месте говорит: мы прошли, а в другом: Ты извел. Говорится также и у Исаии о сих обстоятельствах: не бойся, ибо Я избавил тебя; Я нарек тебя именем твоим: ты Мой; и если пройдешь воду, Я с тобою; и реки не сомкнутся над тобою; и если будешь проходить огонь, не сожжешься, огонь не обожжет тебя, ибо Я Господе Бог Святый израилев, спасающий тебя (Ис 43:2) (в изд. Своде).

  • 13.

    Ст. 13-14 Вниду в дом Твой со всесожжением, воздам Тебе молитвы моя, яже, изрекосте. Устне мои и глаголаша уста моя в скорби моей.

    В историческом смысле слова сии очевидно относятся к Иерусалимскому храму Божию; а в высшем смысле, по словам великого Афанасия, дом Божий есть небо. Всесожжения суть всесовершенные добродетельные действия, которые приносят в жертву Богу Апостолы, мученики и все праведные. Далее, говорит, что Иудейский народ исполнит молитвенные желания, то есть, обещания данные Богу. Слово: произнес—служит к изъяснению слов: изрекли уста. Исполню, говорит, Господи, те обещания, которые произнес или пообещал я устами своими хранить.

  • 14.

    Яже изрекосте устне мои и глаголаша уста моя в скорби моей.

    См. Толкование на (Пс 65:13)

  • 15.

    Всесожжения тучна вознесу Тебе.

    Я, говорит, освобожденный народ, стану приносить Тебе всесожжения, не какие-нибудь, но жирные, или тучные, а под таковыми всесожжениями разумеются совершенные и во всем благоугодные Богу добродетельные действия.

    Слова Феодорита: Тучными назвал хорошо откормленные и жирные. Ибо и закон повелевает, чтоб были непорочные и совершенные; и пророк Малахия проклинает имеющих таковые, а приносящих с недостатками: проклят, говорит, кто был в состоянии и имел в стаде своем мужеского пола; и, когда был на нем обет, он приносил в жертву Господу растленное (Мал 1:14); также: и приносимы были похищенные и хромые и страдавшие чем либо (там же 13). Такова (жертва) была началом стольких зол и для Каина. Из сего научаемся и мы почитать Бога тем, что у нас дороже. Слова Афанасия: Войду в дом Твой, то есть, небесный, со веесожжениями, то есть не чувственными, а мысленными. Ибо апостолы (и мученики) всецело возложили себя в честь Богу на подобие всесожжений. Слова Феодорита: Всесожжениями называет всех мучеников, ибо они всецело сожгли себя, и именно: души чрез добродетели, а тела чрез мучения. Сих церковь приносит, как тучных, то есть, сильных и здоровых, так что они презирали муки и посмеивались мучителям.

    С кадилом и овны, вознесу Тебе волы с козлы.

    В историческом смысле буквально все означенные роды жертв, курения ладаном, овны и рождающиеся зимою козлы приносимы были Богу. В высшем смысле благовонные курения составляют благовоние, издаваемое чистою душею; овны—владычественные помыслы души, бодущие и воюющие против страстей; волы суть произведенные действия телесные, так как волы суть делатели земли, и тело также взято из земли и действует около земли; козлы суть приносимые за грехи молитвы, подобно тому как и в древнем законе козел был приносим за грехи. Итак, чувственно и умственно освобожденный еврейский и языческий народ говорит, что я принесу Тебе, Господи, все сие за освобождение меня от рабства видимым и невидимым врагам.

  • 16.

    Приидите, услышите, и повем вам, вcи боящиеся Бога, елика сотвори души моей.

    Здесь находится в словах вид переложения, которое может быть исправлено так: приидите, услышьте, все боящиеся Бога, и расскажу вам, что сотворил Он душе моей; то есть, придите, услышьте, сколько добра и благодеяний сделал для меня Бог. Далее говорит, какие именно благодеяния.

    Слова Феодорита: И в 21-м псалме написано: молитвы мои воздам пред боящимися Его; а из сего научаемся иметь их участниками и особенно изъяснять им божественные тайны: ибо не давайте, говорит, святыни псам и не бросайте жемчужин ваших пред свиньями; также: Тайны мои мне и моим (Ис. 24).

  • 17.

    К нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим.

    Я, говорит, воззвал устами моими к Богу и вознес (подразумевается голос мой, призывавший Его на заступление и помощь мне). Здесь должно заметить, что предлог: под, поставлен вместо: на, то есть я вознес голос мой на языке моем. Так должно понимать и следующие слова: под языком его труд и болезнь (Псал 9:28), вместо: на языке его; также: яд аспида под губами их (Псал 139:3), то есть: на губах их, и другие подобные.

    Слова Златоуста: Что значит к Нему я воззвал? Здесь говорит о внутреннем и сильном вопле, который рождается от разжженного сердца. Ибо как вопиющий истощает всю свою силу, так и взывающий от сердца собирает весь ум. И к Нему должно вопить. Есть много таких, которые устами вопиют к Богу, а сердца не чувствуют силы слов. Таковые не молятся Богу. Ибо не какие нибудь молитвенные слова приносят пользу, но с пламенным расположением воссылаемые. Фарисей оный к себе молился, а не к Богу, ибо молитва его возвращалась к нему, как произносимая во грехе гордости. Феодорита: Тотчас вознесся язык мой, ибо как только я принес молитву, вдруг получил по прошению, почему исполнившись веселия, я подвинул язык к благодарной хвале.

  • 18.

    Неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь.

    Когда, говорит, я просил Бога о подании мне помощи, я не примечал в сердце своем никакого зла; и сии слова он подтверждает проклятием, что, если я знал о каком либо зле во мне, пусть не услышит меня Бог на будущее время, сколь ко бы я ни просил Его.

  • 19.

    Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего.

    Поелику, говорит, я просил с чистым сердцем, то посему Он услышал меня и внял голосу моления моего. В этом и мы должны подражать божественному Давиду, и если хотим, чтобы Бог услышал молитву нашу, мы должны просить Его с чистою совестью и и сердцем не обличающим нас ни в чем.

    Божеств. Кирилла: Прекрасно дерзновение святых. Потому они смело молятся Богу и открывают свою честность, сказывая в молитве то, что им прилично. И это не было дело тщеславия, потому что ум святых чужд надменности; но они по благости своей обнаруживают свои правые дела, дабы мы могли получить от них пользу, научаясь у них, как должно весть жизнь свою. Великого Афанасия: И другую некую похвалу приносит Богу—то, что он был далек от всякой неправды. Посему и надеется быть услышанным. А то, что он не замечал неправды в сердце, согласно, как говорит Ориген, с сими словами: ничего за собою не знаю; но я тем не оправдываюсь, как говорит великий Павел, показывая, что Бог может видеть и то, чего мы не видим, также и сими: грехопадения кто уразумеет? От тайных моих очисти меня.

  • 20.

    Благословен Бог, иже не отстави (отринул) молитву мою и милость свою от мене.

    Пусть, говорит, будет благословен Бог, который не отвергнул от Себя, то есть, от благости и человеколюбия своего молитву и не удалил милости своей от меня.

Ничего нет для сопоставления.