- 1.
В конец, в песнех, Давиду, Псалом.
И настоящий псалом надписывается: в конец, потому что учит взирать на конечное исполнение содержащегося в пророчествах его предмета, так как и сей псалом сказывается от лица находящегося в вавилонском плену иудейского народа, и пророчествует об освобождении его из Вавилона: поселюсь, говорит, в жилище Твоем во веки. Посему то оный и поставлен рядом за предыдущим псалмом. Он относится и к христианскому народу. Надписан: в песнях, потому что Давид песнословит в нем Благодетеля Бога, повествуя о благодеяниях Его . При чем надобно знать, что тот псалом, в котором надписано только—в песнях, был пет одними устами, без музыкального орудия—псалтири; а тот, на котором надписано: в песнях псалом, был пет, по словам безыменного истолкователя псалмов, с употреблением при том и музыкального орудия.
Слова вел. Афанасия: Давид приносит благодарение Богу за себя и за спасенный верою народ и обещается в вечных обителях, когда достигнет их, бесконечно воссылать Ему хвалу.
- 2.
Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей.
О сих воззваниях: услышь и внемли, мы сказали в изъяснении 26 псалма, о чем и смотри там.
Григорий Богослов в ямбических стихах говорит, какое различие имеет моление от молитвы. Моление есть прошение нуждающихся; а молитва— находящихся в лучшем состоянии. Слова Афанасия: Поелику смотря на преобладание и жестокость демонов я исполняюсь уныния; то посему молю, чтобы Ты, явившись, избавил нас от руки насильствующих.
- 3.
От конец земли к Тебе воззвах.
Концами земли в повествовательном значении называет Вавилон, так как он находился на краю известной тогда части свита. В высшем значении под концами земли можно разуметь земные заботы, отдаляющие человека от Бога.
Слова Феодорита: Поелику Вавилон удален от Палестины на многие расстояния, то жившие в нем пленники думали, что они живут на последних пределах земли, почему и говорит, что они взывают с пределов вселенной. Афанасия: Выражение: с концов земли, значит то, что он приносит молитвы за всю вселенную. Безыменного толковника: Написано у Екклезиаста: Не спеши устами своими и сердце твое пусть не скоро износит слово пред лицем Божиим, ибо Бог на небе—горе; а ты на земле. Посему да будут слова Твои малочисленны (Еккл 5:1); а сим означается не местное расстояние, но различие существа не созданного от созданий; Бог называется пребывающим горе—на небе, по причине преимущества чести, а бытие человека находящимся долу—на земле, потому что он пришел в бытие из ничтожества.
Внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя ecи.
Камнем Давид называет надежду на Бога, как по твердости, неподвижности, так и по высоте ее и возвышению: всякий раз, говорит, как только я унывал, изнемогая от скорбей, Ты, Господи, возводил меня в надежде на Тебя, как бы на некий высокий и твердый камень.
Слова Вел. Афанасия: Унывает и скорбит всякий боголюбивый, доколе пребывает в сей смертной жизни, скорбит и по человеколюбию, видя множество погибающих. Итак, поелику и Давид, взирая на свирепство и жестокость демонов, падал в уныние; то посему он просит, чтобы Господь своим явлением избавил нас от руки делающих насилие. Выше же демонов стали мы чрез Христа, Который от блаженного Павла наименован камнем.
- 4.
Наставил мя ecи (указывал мне путь). Яко был ecи yпoвание мое,—столп крепости от лица вражия.
Ты, говорит, Господи, указывал мне путь к добру или к добродетели; потому что Ты был упованием моим на спасение и сверх того Ты был для меня столпом крепости, иначе крепким в виду врагов моих, чтобы препятствовать и не позволять ему нападений на меня.
- 5.
Вселюся в селении Твоем во веки.
Это пророчество; ибо, по Феодориту, в нем пророчествуется об освобождении пленного в Вавилоне народа и перемещении его снова в Иерусалим. А жилищем Божием называет Иерycaлимский храм, как мы говорили многократно. Сказал: во веки, вместо: на всегда. Но сие пророчество исполнилось на нас—христианах, по причине злонравия иудеев и произведенного ими богоубийства; так как, по истреблении их римлянами, они уже не селились более при Иерусалимском храме, который и сам разрушен был до основания; а между тем народ христианский всегда живет при храмах Божиих, находящихся по местам, поелику в каждом месте устроена божественная церковь.
Другой говорит: (Это слово) относится и к тому народу, который уверовал из язычников. Они то называют церковь жилищем, в которое вселилось происшедшее от Бога Бог-Слово, без заколения ежедневно закалаемое. А крылами и здесь называет древний и новый Завет. Феодорит крылами называет попечение Божие.
Покрыюся в крове крыл Твоих.
Укроюсь, говорит, под кровом крыл Твоих, Господи, как малая птичка. Это согласно с сим местом: под кровом крыл Твоих укроешь меня (Псал 16:8).
- 6.
Яко Ты, Боже, услышал ecи молитвы моя и дал ecи достояние боящымся имене Твоего.
Ты, говорит, Господи, услышал молитвы мои, когда я призывал Тебя, и дал боящимся имени Твоего наследство, которое в низшем смысле есть дольний Иерусалим и земля обетованная, а в высшем— горний Иерусалим и царство небесное, как говорит Афанасий. Ибо придите, скажет Господь, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от основания мира (Матф 25:34).
Слова Афанасия: Наследие царства небесного дается в будущем веке. Как же говорит: Ты дал? Поелику хотя и ожидается (оно) по воскресении, но как еще ныне приготовлено, то и дано уже тем, которые имеют получить его в надлежащее время. Замечай, что наследство сие дано боящимся Бога. Итак, если оно дано и им—низшим, то не гораздо ли более—на высшую степень восшедшим, то есть, любящим Бога?
- 7.
Дни на дни царевы приложиши.
Ты, говорит, Господи, приложишь дни многие к дням царя Зоровавеля за боголюбие и благоразумие его. А прочие слова уже не относятся к древнему Зоровавелю, но к новому Зоровавелю по плоти, то есть ко Христу, как изъясняет Феодорит, так как Зоровавель был образ Христа в том отношении, что как первый извел пленных евреев из Вавилона в Иерусалим, так и Христос, отведя пленных людей от заблуждения, состоявшего в обожании идолов, привел в горний Иерусалим и в самое небо, которое было истинное отечество людей, потому что душа дана человекам в начале мира свыше от Бога.
Слова Божеств. Кирилла: Не думай, что об одном каком либо царе говорит сие, напротив знай, что и о всяком избранном для царства небесного (говорит), которого и называет пребывающим пред Богом во век; ибо те, которые сделались сообразными Христу по общению в страданиях Его, с Ним и царствовать будут непрерывно и будут с Ним всегда, приемля царство, как говорит Апостол, непоколебимое. Евceвия: Сказал прежде: Ты, Боже, услышал молитвы мои, пророк с переложением слов присовокупил следующее: дни на дни царя приложишь: услышав, говорит, молитвы мои, дни на дни царя приложишь; а в средине между сими мыслями упомянуто о боящихся имени Господня, поелику и им пророчество сие обещало достояние, a сие достояние было жизнь вечная. Другой может сказать, что Давид говорит это о себе, что посему он будет поминаем не только в том роде, в котором жил, но и в каждом роде, или в двух некоторых родах, так что писание сим указывает на народ из обрезания и народ из язычников. Итак, и в людях он получит сие блаженство, и у Бога никогда не погибнет, находясь непрестанно пред пречистыми очами.
Лета его до дне рода и рода.
Лета, говорит, царства Христова будут продолжаться до последнего из двух родов, то есть, древнего народа израильского и нового, составившегося из язычников, иначе—до скончания миpa; ибо даже до того времени протянутся два сии рода, хотя и по скончании снова будет продолжаться вечное царство Христово.
- 8.
Пребудет в век пред Богом
Сими словами изъясняются изложенные выше. Из всех, бывших от века, царей один Христос живет пред Богом: так как хотя и Он умер, но и опять воскрес, по истечении трех дней, и сел одесную Бога и Отца.
Милость и истину Его кто взыщет?
Кто, говорит, постигнет милость и истину Божию? иначе—никто. Потому что Бог есть море милости, равно как бездна истины. О милости и истине мы сказали и в 56 псалме при изъяснении слов: послал Бог милость свою и истину свою, где и смотри его.
Великий Афанасий читает сии слова в обратном порядки так: кто будет искать милости и истины Его, тот в бесконечных веках пребудет пред Богом. И это яснее перевел Симмах: Милость и истина будут охранять его. Ибо они, то есть милость и истина Божии будут для него причиною бессмертия. Слова Феодорита: Кто, говорит, может сокровенную и праведную милость Божию постигнуть в точности? Ибо судьбы Его—бездна.
- 9.
Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.
Как теперь, говорит, бряцаю на псалтири и песнословлю имени Твоему, Господи, так буду славословить Тебя и всегда, чтобы таким образом мне воздать Teбе обещания мои с (одного) дня на (другой) день, или (воздать) в продолжении дней; так как Давид многократно в предыдущих псалмах обещал петь Богу всегда.
Слова Афанасия: Так буду петь. Как? Разве сделавшись вечным пред Тобою в будущем веке. Ибо тогда только, когда удостоюсь блаженного оного стояния, непрерывно буду воссылать песни (в изд. Своде).
Ничего нет для сопоставления. - 3.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > Псалтирь > Глава 60