< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92

Глава 67

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, Давиду. Псалом песни.

    Этот псалом надписывается: «в конец» потому что и он, по словам Феодорита и Афанасия, весьма ясно провозвещает о явлении Спасителя и упразднении демонов. О значении же: «псалма песни», мы сказали в 9 главе предуведомления.

    Феодорит полагает, что сей псалом сказывается от лица Давида, когда он, учредив славный праздник, при возвращения кивота, принес многие жертвы, и сам от удовольствия скакал и играл; почему и начало псалму сему дает такое, какое изрек Моисей при поднятии кивота, как написано: Итак, когда поднимали кивот, говорил Моисей: встань, Господи, и да рассыплются враги Твои, и да бежать все ненавидящие Тебя! (Числ. 10,34). И Иоанн Литин говорит в новонапечатанной своей псалтири, что сам Ездра уверяет об особенной высоте предмета сего псалма.

  • 2.

    Да воскреснет (восстанет) Бог и расточатся врази Его!

    Поелику до пришествия Христова демоны господствовали над людьми, и ни ангел, ни человек не в состоянии был подать помощь порабощенным им людям, то посему Давид сими словами просит самого Создателя людей— Бога о подаянии помощи находившемуся под жестокою властью творений Его. При сем надобно прилично представлять Божие восстание, именно—как действие Божие в отношении к защите. Хотя здесь слово: да восстанет, а равно и другие слова имеют (на греческом языке) вид повеления, но они имеют значение желания—такого: о если бы Бог восстал и сделал отмщение! Под врагами же Божиими в собственном смысле разумеются демоны, как отступники и противники Его.

    Слова Oригeнa: Что касается до истины, то Бог непреложен и неизменен: но для нас Он иногда представляется сидящим, ибо не прилично Ему стоять пред судимым. Ибо книги открылись и судилище (Судья) село (сел). Для святого, к которому относятся слова: верующий в Меня не будет судим, Он и не сидит, а стоит, почему и говорит: А ты стань здесь со Мною (Вт. 5,31). Для недостойного помощи не дремлющий спит; а когда он кается, Господь встает как бы от сна. Феодорита: Восстанием называет не только прекращение долготерпения, но и воскресение Спасителя мира чрез три дня после принятия за нас добровольной смерти. Так и мы обыкновенно возбуждаем слишком тихих судей к заботливости об обижаемых, прося их восстать и прекратить дерзость обидчиков. И Афанасия: Сии слова означают восстание Божие на осуждение нечистых демонов. Ибо явлением Его они прогнаны и лишились владычества над людьми. Феодорита: Как если, говорит, страшный и самый сильный вождь восстанет, то рассыпает всех врагов: так и для Господа невидимых сил довольно только восстать, чтоб низложить врагов.

    И да бежат от лица Его ненавидящии Его.

    О когда бы, говорит, от лица Божия, то есть, от явления Его, не снося пришествия Его во плоти, бежали все питающие ненависть к Нему. Ибо где оказывается присутствие Бога, оттуда тотчас убегают враги Божии.

  • 3.

    Яко исчезает дым, да исчезнут!

    Как, говорит, исчезает, или рассеивается от духа, или ветра дым, так и враги Божии— демоны прогоняются и рассыпаются от Духа Святаго.

    Яко тает воск от лица огня; тако да погибнут грешницы от лица Божия.

    Как, говорит, воск растаивает от приближения к нему огня, так и грешники, по словам Афанасия—демоны, редеют от присутствия Христа, который есть огонь, потребляющий грех; где слово: погибнут, не означает разрешения их и истребления, но—то, что они не обретутся уже на тех местах, которые осеняет присутствие Христово. Злые духи называются грешниками потому, что они первые породили грех и сделались наставниками в оном и для людей.

    Слова Григория Нисского: Как дым, разорявшись по воздуху, не оставляет и признака своего бытия и воск, быв брошен в огонь, не находится более: так если на кого либо снидет Божественная благодать и помощь, господствовавшая в нем, страсти тотчас обращаются в ничто. Не терпит тьма присутствия света, и болезнь не совместна с полным здоровьем и страсти не действуют при бесстрастии. И сие то значит: погибнут грешники от лица Божия. Исихия: Удобно падение грешников, хотя, по-видимому, и сильно они надеются на себя. Ибо что слабее и способнее к рассеянию дыма, а равно и воска, когда согревается сильным огнем? А с ними сравнил пророк грешников. Ибо когда воспламенится на них огонь геенский; то вся внешняя пышность их вдруг исчезнет. Евсевия: Прежде злые духи принимали на себя вид ангела света, по словам Апостола, возвещая пророчества и врачевания, чтоб обманувшись сим люди приносили им в жертву все дражайшее; а теперь все это ничтожество и поистине дым. Огонь их погас, когда гнев Божий возгорелся на них, по сказанному: взошел дым во гневе Его; и дым сей, не имея где бы остановиться, исчез.

  • 4.

    А праведницы да возвеселятся.

    По уничтожении, говорит, власти демонской возрадуются все оправдавшиеся посредством веры во Христа.

    Да возрадуются пред Богом; да насладятся в весели!

    Если бы, говорит, оправданные Христом возрадовались пред Богом, посетителем своим, промышляющим о них всегда, как сказано: очи Господа на праведных (Псал 33:16). А слова: да возвеселятся, и да возрадуются и насладятся веселием, означают одно и тоже, ибо выражают возрастание и чрезмерность радости.

  • 5.

    Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады.

    Господь имя Ему. Вы, говорит, прежде упомянутые, удостоившиеся такой радости—воспойте Богу и пойте имени Его, побуждаясь к тому чрезмерною любовью к Нему. А выражение: сотворите путь, по словам Феодорита, относится к Апостолам, которым обитавший в Давиде Дух повелевает идти к народам и своею проповедью приготовить в душах их путь, или вход явившемуся Христу, что сходно с словами предтечи Иоанна: уготовайте путь Господу (Лук 3:4): сотворите, говорит, путь, то есть, приготовьте и исправьте в душах дорогу Христу, сбросив с ней всякое препятствие. Сказал: восшедшему на запады, потому что Христос, будучи свет недоступный и солнце правды, Сам воссел на души человеческие, и стал обитать в них посредством веры. А души сии были запады (вечера) и ночи, по причине густого мрака заблуждения, издавна разливавшегося в них. Или западами называется мир, согласно с сими словами: и свет во тьме (то есть, в мире) светит (Иоан 1:5). За сим сказывает имя Христово, что Он называется Господь всех вообще существ, чтобы яснее было сказано, что Он Бог.

    Слова Оригена: Кто воспевает (песнь), тот употребляет один голос; а кто поет, тот употребляет и орган. Итак, представь себя без тела, и тогда понимай слово: воспевать (песнь). Помысли о себе и о теле, и тогда представляй себе выражение петь (при звуке псалтири). Ибо воспевает Богу тот, у кого душа научается истинам веры, кто от очищенного ума воссылает приличное богословие; а поет (и бряцает) имени Его тот, кто посредством движений телесных и употребления чувств поступает так, что зрители его прославляют за сие имя Божие.

    Слова Исидора Пелусиотского: Имея имя востока и будучи неприступный свет, как Бог восшел на запады? Имя Ему восток потому, что Он есть безначальное Божество, вечный свет. А восхождение на запады есть участвование в человеческой бедности, которое есть запад и уподобляется ночи по сравнению с верховною светлостью. Потому-то восток и является на западах, чтобы чрез сияние света во тьме, мрак претворился в луч. Григория Богослова: И возшедший на небо небес, на востоки собственной славы и светлости, является на западе нашей низости и нашего смирения. Евсевия: Солнце правды, говорит, приняв на себя образ раба и как бы спрятав в нем лучи своего Божества и зашедши в тело, или и в самую смерть, прогнало от человеческих душ разлившийся в них мрак. А Феодорит, изъясняя псалом сей буквально, говорит, что, когда кивот вступал в Палестину, несшие его смотрели к западу по самому местоположению. У Феодорита написано еще и сие: Под западом можно разуметь и последнее время, в которое Христос—Бог сделался человеком от Девы. Слова Афанасия: Благоукраситесь, говорит, к шествию по путям Его—в последние времена явившегося на земле с плотью. Или возшедшему на запады—прошедшему путь до ада. Другой, разумея сие место более утонченно, говорит, что зло и диавол часто принимают образ света; почему и сказано: свет нечестивых погаснет (Прит 13:9). Итак, когда зайдет и исчезнет в душе человека зло и преобразующийся дьявольский свет (который действительно есть тьма); тогда взойдет и воссияет в душе сей мысленное солнце правды, производящее истинный свет, блестящий как молния, ибо благоукрашенный и готовый для него путь есть запад злого и дьявольского дня, так как невозможно, чтобы в одном лице находились вместе зло и добродетель, свет и тьма.

    И радуйтеся пред Ним. Да смятутся от лица Его.

    Это: радуйтесь—подобно прежде сказанному: да возрадуются пред Богом; смятутся—имеет сходство с словами: да бежат от лица Его!

    Слова Феодорита: Сие смятение и страх демонов показывает и история в божественных Евангелиях. Ибо мы слышим в ней слова их: что Тебе до нас, Сын Божий? Ты пришел сюда преждевременно мучить нас.

  • 6.

    Отца сирых и судии вдовиц.

    Называя Христа отцем сирот, Давид объявляет, по словам святого Кирилла и Афнасия о попечительности и промышлении Христа, а называя Его Судиею выражает судебную власть Его, иначе сказать, показывает, что Христос есть покровитель беззащитных и Судья обижаемых. Или сиротами и вдовами называет верующих из язычников,—сиротами, как отвергнувших древнего отца своего—диавола, а вдовами потому, что души их овдовели для того же диавола, которого имели вместо жениха, быв прилеплены к нему нечестием, а потом вследствие проповеди получили себе в отца и жениха— Христа, в отца, как попечителя и промыслителя своего, а в жениха, как соединившиеся с Ним верою.

    Оригена: Всякий делающий грех есть от диавола. Итак, он отец твой. Посему делайся сиротою и не имей впредь такого отца, но Того, Который сироту и вдову возьмет к Себе. Христос снова обручает Себе человеческую душу. Законопреступник диавол хочет сделаться женихом ее, чтобы сделать ее растленною. Итак, да будет душа твоя вдовою для него, чтобы Бог судил правду Тебе, оставившему жившего с тобою беззаконно и родившего зло. Слова Дидима: Итак, должно постараться оставить прежнего отца, родившего во зле, мужа, жившего прежде со мною беззаконно, чтобы мне иметь Отцем Бога, влагающего в нас Божественные семена.

    Бог в месте святем своем.

    Бог, говорит, на месте святом своем, то есть, на небе, как изъясняет Евсевий. Здесь не достает глагола: есть. Сказав прежде: да восстанет Бог, и сотворите путь Восшедшему на запады, Давид, по необходимой связи говорит, по словам Феодорита, что Бог есть на святом своем месте, показывая сими словами, что Он находится на небе, которое, по словам Афанасия, есть святое место Божие. Отселе-то Он восстает на защиту и восходит на запады и устрояет все, по своему хотению, не с перехождением местным, то есть, не переходя с места на место, ибо Он неограничен, но пребывая безъисходно на небе. Такую мысль содержат и следующие слова: никто не восходил на небо, как только сошедший с неба Сын человеческий, сущий на небеси (Иоан 3:13): ибо и живя долу с телом, был безотлучно со Отцем на небе горе. Местом святым Бога почитается и церковь христианская и каждый боголюбивый и добродетельный христианин, как говорит Дидим.

  • 7.

    Бог вселяет единомысленныя в дом.

    Единомысленными Давид называет здесь праведных, так как праведники не имеют никакой двойной мысли и единения в лукавстве, имея одну мысль и одну цель — служение Богу. Итак, сих-то простых и единомысленных праведников Бог вселяет в дом свой, то есть, в небо, о каковом доме сказал Павел: что жилище получим от Бога на небесах, дом нерукотворенный и вечный. Симмах, вместо: единомысленных, перевел: одиноких, так как одиноких суть уединенные и от всего житейского обнажившиеся. Итак, сих-то одиноких вселяет Бог в жилище и отшельническую келью, по одиночке и в безмолвии; каковыми словами Давид пророчествует о монашеском и старческом житии.

    Великий Василий определяет, кто таков единомысленный. Единомысленный есть тот, кто всегда один и тот же; кто убегает мыслей всякого рода и многих, и кто любит истину, искренность, простоту; кто в деятельности и правой вере неразделен— одинаково мыслит и поступает; кто не имеет никакой двойственности лукавства. Таковы одномыслящие, которых и Господь обещается поселить в доме своем, то есть, в небесном граде. Климент, писатель сборника (на различные предметы), говорит, что это надобно разуметь о добрых и честных супружествах, имеющих единомыслие и согласие, то есть, что Бог поселяет таковые в одном доме. Слова Феодорита: Единомысленными называет имеющих одну цель и избравших для себя упражнение в одной добродетели и не желающих то того, то другого. Афанасия: Единомысленными называет возложивших только на Него одного свою жизнь и устранивших ее от всякого двоедушия и мирской похоти. Акила перевел: Посаждает единородных в доме, что изъясняя Евсевий говорит: Первый чин успевающих во Христе есть монашеский. Но таковы редки; почему Ахила назвал их единородными, уподобившимися Сыну Божию. Их же вселяет в дом, поставляет пребывать и жить в церкви.

    Изводя окованныя (с) мужеством.

    Бог, говорит Давид, изводит, то есть, освобождает связанных узами грехов своих, или узами демонскими, каковы страсти, указывая сими словами на уверовавших из язычников. Христос освобождает их с мужеством, то есть, силою своего Божества, которое низлагает и побеждает владычествующего над ними диавола; или побеждает их и силою слов святого Евангелия.

    По словам Афанасия, это имеет сходство с следующим местом Исаии: Говорящего находящимся в узах: исходите, и сущим во тьме: откройтесь. А узы и тьма есть служение идолам и заключение в аде.

    Такожде (подобным образом) и преогорчевающыя живущыя во гробех.

    Не только, говорит, Христос освобождает язычников от уз заблуждения, но и Иудеев, которых называет преогорчевающими, как назвал их такими и в 65м псалме, по тем причинам, какие мы сказали там. По словам Дидима, слова сии могут заключать в себе пророчество о всемирном восстании мертвых, то есть, что Христос изведет из гробов всех окованных безжизненностью и смертью, как язычников, так и Иудеев. При чем выражение: «живущыя во гробех», есть изъяснение того, что все сии и язычники и иудеи, находящиеся во гробах, будут воскрешены. А именем гробов он указывает и на тех, которые умерщвлены огнем или водою, и всяким другим родом смерти.

    Слова Феодорита: Не только, говорит, окованных делает мужественными, но и дошедших до крайнего нечестия и, как в смрадных гробах, живущих в своих телах. Ибо и их вместе с теми удостоит спасения. Евсeвий слова: в мужестве, изъяснил так: и это Он сделал, взяв на себя образ мужа и в нем показав мужество.

  • 8.

    Ст. 8-9 Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни. Земля потрясеся: ибо (и) небеса кануша (источили капли).

    Когда, говорит, Ты, хритсе, сказал иудеям: се оставляется вам дом ваш пуст (Матф 23:38), и когда сказанное от лица Твоего пророчество Иеремии приходило в исполнения, что Я оставил дом мой, бросил наследство мое (Иер 12:7); тогда, говорю, со времени исхода твоего из народа иудейского, отступления от него и прохождения Твоего, по словам Дидима, мимо церкви языческой, представлявшей пустыню при недостатке Богопознания и плодов добродетели; (тогда) земля потряслась во время страдания и восстания твоего, как полагает Феодорит. И небеса исторически источили манну, а в высшем смысле, низвели Святого Духа в день Пятидесятницы на Апостолов. Или земля – потряслась, поелику народы перешли от заблуждения к истине, и Апостолы, как другие небеса, источили воду проповеди, напояющей души. Ибо и Апостолы были небеса, как мыслившие о небесном и возвышавшиеся над всеми земными. Союз: ибо, здесь излишен.

    По словам Божеств. Кирилла это должно разуметь буквально так, что когда Бог освободил Израиль от работы Египту и привел его в пустыню, тогда вся почти земля потряслась от бывших чудес. Поелику и воды речные превратились в кровь, и небо посыпало град, и море разделилось надвое, и небо одождило манну, которую называет дождем произвольно отлученным, так как собственно и исключительно источало такой дождь одним иудеям и никому другому. Слова Афанасия: Сим показывает, что кто и в ад сошел, тот и в древности извел Израиля из Египта чрез Моисея. Итак, он говорит: Когда Ты исходил при исхождении народа твоего из Египта, то земля потряслась, то есть, по всей земле сделалось слышно об исходе их.

    От лица Бога Синаина (синайского), от лица Бога Израилева.

    Здесь пространнее говорит: от лица Бога вместо: от Бога и выражает следующую мысль, что все это произведено истинным Богом, который есть Бог и Творец и горы Синая и Израиля. А вспомнил имя Синая и Израиля для того, чтобы показать, что кто сделал столько чудес на Синае и явился Иакову, тот самый производит и сии чудеса и не есть различный от Него Бог, но один и тот же.

  • 9.

    Земля потрясеся: ибо (и) небеса кануша (источили капли). От лица Бога Синаина (синайского), от лица Бога Израилева.

    См. Толкование на (Пс 67:8)

  • 10.

    Дождь волен отлучиши (уделишь), Боже, достоянию Твоему.

    Достояние Божие есть народы, согласно с сими словами: дам Тебе народы в достояние Твое (Псал 2:8). Дождь в историческом значении есть манна, а в высшем, по изъяснению Афанасия и Евсевия, - Евангельское слово, умягчающее и напояющее человеческие души: потому что Моисеев закон не был дан по предварительной воле Божией, но – по последующей и по домостроению, так как Бог не имел нужды в жертвах, ни в других подобных законных наблюдениях; ибо кто, говорит, требовал сего от рук ваших (Ис 1:12)? и сам Господь сказал: Моисей, по жестокосердию вашему, предписал сие (Марк 10:5); а слово евангельской проповеди было по благоволению предыдущей воли Божией. Или здесь говорится о дожде вольном в том значении, что закон и не хотевших исполнять заповеди его иудеев принуждал к тому, в противном случае побивал камнями и сожигал и вообще подвергал горькой смерти преступников его; а евангельский закон не принуждает никого, но предлагается хотящим по собственной воле: кто, говорит, хочет идти за Мною (Марк 8:34).

    Слова Феодорита: назвал оное вольным по причине произвольной расположенности; ибо принужденно здесь никого не орошает (еванг. учением); но по собственному убеждению посредством учения получают благодать.

    И изнеможе (оно изнемогло было). Ты же совершил ecи e.

    Состоящее из народов достояние Твое, говорит, изнемогало, быв изнурено от жестокой власти демонов и дьявольской: но Ты привел его в совершенное и здравое состояние, обновив его посредством возрождения его святым крещением и утвердив его на камени заповедей Твоих.

    Того же Феодорита: Немощью назвал сопротивления нечестивых. Так и Господь сказал Павлу: Ибо сила моя в немощи совершается. Но и во время восстания (их) Ты удостоверяешь и утверждаешь подвижников, ибо они твое наследство. И Афанасия: Оно изнемогало некогда—когда служило идолам. Но Ты совершил его, призвав посредством евангельской проповеди.

  • 11.

    Животная Твоя живут на ней (в нем).

    В достоянии, говорит, Твоем из язычников обитают те, которые духовно питаются Тобою и живут в Тебе, Господи, божественною жизнью. Или животными называются, по Феодориту, Христовы Апостолы, которых пророк Аввакум наименовал конями, говоря так: Ты навел на (горькое) море (то есть, на неверие) коней твоих, возмущающих многие воды (Авв 3:15).

    Уготовал ecи благостию Твоею нищему (богатство), Боже.

    Народ из язычников был нищ, как не имевший никакого духовного богатства, ни закона, ни пророков: но Ты, говорит, Господи, по своей благости приготовил для него другое богатство, то есть, вышесказанный вольный дождь божественной проповеди и дарований Духа, по словам Дидима.

    Слова Афанасия: Что же Ты приготовил? То, что глаз не видал, ухо не слышало. Кто же этот нищий, как не те, о которых сказано: Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное? Тоже почти говорит и Евсевий. О нищем народе сем сказал и Исаия; Посему станет благословлять Тебя народ сей нищий и города людей обижаемых будут благословлять Тебя. (Ис 25:9).

  • 12.

    Господь даст глагол благовествующым (с) силою многою (великою).

    Давид говорит это об Апостолах, которые поелику, по словам Феодорита, были рыболовы и безкнижные, то посему получили от Бога слово премудрости с силою великою; так как с словами их соединялась великая сила Божия, производившая чудеса по их желанно и по усмотрению от них пользы.

    Феодорит сказывает, что тех, которых выше назвал животными, здесь называет Евангелистами; а Афанасий—что выражение: с силою великою, относится к словам: Господь даст глагол, а не к слову: благовествующим, то есть, Господь даст глагол с силою великою—благовествующим, иначе: Бог с силою великою дает глагол благовествующим, а не: благовествующим с силою великою, как полагали некоторые. Тоже самое говорит и Eвceвий.

  • 13.

    Царь сил Возлюбленнаго.

    Возлюбленным Давид называет здесь Единородного Сына Божия и Бога, по словам Евсевия, как таким провозвестил Его Отец свыше: сей есть Сын мой возлюбленный (Матф 3:17), а силою Его называет Апостолов, потому что они были как бы воины Христовы, ополчившиеся на брань против сопротивных сил демонских; а царь тех сил—Апостолов есть Отец, как царствовавший в них посредством Сына.

    Или, по другому изъяснителю, силами называет и небесные чины Ангелов. Слова Афанасия: Сам Господь, говорит,—тот, кто дал глагол тайноводцам. Ибо Он то царь возлюбленного народа, и Он сила Его. Феодорит возлюбленным называет народ, как возлюбленный Богом.

    (Чтоб, служа красоте) красотою дому разделити корысти.

    Господь, говорит, даст глагол Апостолам по той причине, чтобы разделили корысти мысленных врагов демонов, каковые были народы: потому что Апостолы, победив демонов, отняли у них людей, плененных и расхищенных ими; а отняли сии народы, чтоб их разделить для прекрасной христианской Церкви, в которой обитает Бог. И действительно Апостолы разделили корысти сии, то есть народы для Церкви; потому что иной из Апостолов отнял у диавола один народ, а другой—другой и принесли оные Христу и единой соборной Церкви верных. Можно разуметь под красотою Церкви и Евангелие, посредством которого разделили добычи Апостолы.

    Выражение: служа—в русском переводе кажется лучше употребить, чем: для, или ради: разуметь ли под красотою церковь, или евангелие и к тому и другому оно идет.

    Слова Феодорита: Красота дома есть благодать Святого Духа, украшающая и просветляющая его богатством даров всякого рода. Евсевия: Им то даровал царь власть разделить корысти для красоты дома, каковые суть церковные чины, имеющие всеми видами добродетели. Павлу достались, по жребию, корысти из язычников, начиная от Иерусалима даже до Иллирика; другому из Апостолов досталось другое. Из таковых корыстей отличные приношения они отделили для красоты церкви.

  • 14.

    Аще поспите посреде, предел (участков).

    Выражение: поспать, в сих словах принимается в значении: умереть, ибо Давид говорит к Апостолам, что выше означенные корысти язычников будут принесены Богу и соборной церкви, если вы—Апостолы умрете среди народов, которые достались каждому из вас в участки. Так действительно и сбылось; ибо Апостолы, проповедуя Евангелие, умерщвлены один в одном, а другой в другом народе, и иначе, что вы Апостолы принесете, как корысти, народы Христу, если долгое время пребудете в проповеди Евангельской; так как и тот, кто спит, медлит, имея чувства без движения.

    Криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата (блистают золотом).

    Под голубицею мы понимаем Христа, по причине человеколюбия и незлобия Его; крылья у Христа могут означать божественное тело Его, как крайнее и внешнее, а междуплечья (или спина) принимаются за Божественную душу Его, как внутреннейшую. Итак, пророк говорит, что тело Христово было светлое, как безгрешное, ибо и серебро светло; и что душа Христова имела желтизну золота, то есть, чистоту Его, потому что лично была соединена с Божеством, ибо чистейшее золото есть желтое. Другие, как то: Феодорит и Феодор, соединяя с сим предыдущее речение, говорят, что если вы—Апостолы утвердитесь в своих участках, то есть в двух заветах, в древнем и новом, как непоколебимо утверждается спящий (ибо два завета даны в участок, древний, бывший до креста—народу Иудейскому, а новый— новонаставшему после креста),— если, говорю, вы—Апостолы сделаете так, посредствуя между двумя заветами, и соглашая новый с древним и в древнем указывая образ, а в новом—истину; тогда возблистают в вас крылья Святого Духа, то есть, простейшие и внешние мысли окажутся у вас блестящими, а междуплечья Его, то есть, внутренние и таинственнейшие мысли окажутся в вас чистейшими, на подобие чистого, или желтого золота; потому что хотя и то и другое, и серебро и золото блестящи, однако же блеск золота темнее, а серебра светлее. Те же (писатели) под голубицею разумеют Духа Святаго, как снисшедшего на Христа во время крещения Его в Иордане в виде голубя.

    Слова Феодорита; Пределами называет два завета, а голубицею благодать Духа, имеющую как бы крылья посребренные — блеск слова; а как бы междуплечья, блестящие златом, знаменитость сокровенных таинств. Итак, он говорит, что если вы почиете среди двух заветов, и из того и другого извлечете пользу, то найдете там разнообразные дары Духа (сии слова Феодор. кратко изложены в Никитовом своде). Афанасия: Если, говорит, вы почиете в пределах (а пределами назвал верующих из двух народов, иудеев и язычников); то им дадутся крылья голубицы, у которой междуплечья позлащенные, то есть, принявшие св. Апостолов удостоятся Св. Духа. А междуплечья сей голубицы называет позлащенными потому, что она в принявших их (Апостолов) производит дорогие, или мудрые мысли. Слова Кирилла: Итак, если они будут покоиться в моих участках, то им даны будут крылья голубицы, у коей и междуплечья блистают золотом, то есть, они будут как прекрасный голубь, ибо не будут мыслить более о земном, но как бы возлетят на небеса, чтобы мыслить о небесном. Евсевия: Сии слова Писания при поверхностном чтении их, как бы покрыты крыльями; а по блистательности содержащихся в них мыслей (быть может—по внутренности) заключают в себе большую красоту и приятность.

  • 15.

    Внегда разнствит небесный цари на ней (разошлет царей по нему), оснежатся в Селмоне (то они будут, как снег на Селмоне).

    Царями Давид называет здесь Апостолов, как наследников, по словам Феодорита и Афанасия, царства небесного, которых и в 44-м псалме назвал начальствующими, говоря: поставишь их начальствующими по всей земле. Давид здесь пророчествует о бывшем во время Пятидесятницы наитии Св. Духа на апостолов. Итак, он говорит, что когда небесный Бог разошлет, или пошлет царей и разделит и раздает им участки, или жребии на нем, то есть, в прежде сказанном достоянии своем, какое составляют народы: идите, говорит, научите все народы (Матф 28:18); тогда сии Апостолы сделаются как снег, то есть убелеют и сделаются блестящими сиянием Св. Духа. К сему приложил и место—Селмон, то есть, Иерусалим, в котором сидя, Апостолы облеклись свыше силою Святого Духа.

    Слова Божеств. Кирилла Александрийского: Селмон есть еврейское выражение: означающее воздаяние. Итак, Апостолы, быв разосланы, будут подобны снегу, как во время воздаяния, то есть, сделаются блестящими, ибо получат в награду за искренность ко Христу—блистательность. Афанасий говорит, что и те, которые примут разосланных апостолов, в воздаяние за сие принятие получат очищение грехов. Слова Григория Богослова: И Бог в будущем веке будет рассылать и разделять достойным царства достоинства тамошнего блаженства, когда праведники воссияют как солнце. Некто говорит, что Селмон значит мир; и так он говорит, что они очистятся миром Апостольской проповеди. Слова Феодора Антиохийского: Говорит: в Селмоне, вместо: в Салиме, где построен храм, от чего и город назывался Иерусалимом. Слова Дидима: Селмон значит: тень участка; итак, поелику цари сии то есть, Апостолы, иудействуя, соблюдали некогда тень закона; то посему они суть участки тени и хотя они имеют духовный участок, но опытны и в тени.

  • 16.

    Гора Божия, гора тучная; гора усыренная (сыру—подобная), гора тучная.

    Горою Божиею называет христианскую церковь: горою, как возвысившуюся над земными предметами и стремящуюся чрез деятельность и созерцание к небу; Божиею, как посвятившуюся Богу; тучною или полною масти, по причине богатства и тучности духовной пажити, обретающейся в церкви; сыру подобною, по твердости и непоколебимости церковного учения веры, так как и сыр есть сгущенное и не движущееся молоко. Далее вторично называет церковь тучною, по причине богатства дарований Святого Духа. Давид похваляет различными похвалами сии гору, то есть, церковь по причине находящегося в ней разнообразия духовных сил.

    Почти тоже самое говорит и божественный Кирилл, с прибавлением: Ибо в церкви нет ничего слабого, или текучего, но все скреплено благочестием. У Феодорита написано и следующее: не согрешит и тот, кто будет представлять горою, в которой вселился Бог, и Божию Матерь.

  • 17.

    Вскую непщуете (для чего предполагаете другие) горы усыренныя?

    По словам великого Кирилла сии слова божественный Давид обращает к врагам церкви: для чего вы, говорит, думаете, что есть и другие горы твердые и непоколебимые, кроме одной церкви благочестивых православных христиан? То есть, для чего думаете, что другие сонмища или собрания нечестивых и неправомыслящих суть горы твердые и неподвижные, тогда как они не таковы?

    Слова Божественного Кирилла: Упрекает тех, которые предполагаюсь, что церкви еретиков подобны сыру; то есть, постоянны и тверды; ибо в них нет ничего могущего воспитывать к духовному состоянию. Афанасия: Сыру подобною горою называет церковь, то есть полною молока—простейшего слова, по сказанному: молоком я вас напоил, а не пищею. Другой говорит: Сыру подобная, то есть, сгустившаяся и устоявшаяся, есть такая, которая не принимает разредения на подобие сыра, который не может опять разрядиться на молоко (в изд. Своде).

    (Вот) гора юже благоволи Бог жити в ней.

    Вот, говорит, та гора, или церковь, в которой Бог благоволил обитать: ибо се, говорит, покой мой во век века (Псал 131:14).

    Ибо Господь вселится (в ней) до конца.

    Господь, говорит, поселится на сей горе Христовой церкви до конца, то есть на всегда: ибо се, говорит, Я с вами во все дни до скончания века (Матф 28:20). Что теперь могут сказать на сие иудеи? ибо мы видим, что Господь не обитал на горе Сионе до конца, но только до определенного времени.

  • 18.

    Колесница Божия тмами тем.

    Сказав выше: сотворите путь Восшедшему, Давид прилично теперь упоминает и о колеснице Восшедшего. Колесницу Божию могут составлять все христиане, обуздавшие себя верою и подложившие свою выю под благое и легкое Христово иго и имеющие всадника и владеющего браздами их Самого Христа. Эта колесница по словам Давида, по своему множеству есть двадцати тысячекратная, по сравнению, как говорят Божественный Кирилл и Феодорит, с древнею колесницею иудейских праведников.

    Тысяща гобзующих (изобилующих).

    Здесь не достает глагола: есть, то есть уверовавшие во Христа суть тысячи изобилующих; чем? плодоношением добродетелей.

    Слова Григория Нисского: Колесница Божия, в которую впрягаются тысячи изобилующих, есть некая невидимая сила. Так восседает на небесные умные силы и правит броздами их тот, кто, явясь на Синай—святой гори, дал закон. При том слова оные подобны сказанным: тысячи тысяч служили Ему. Они же, без сомнения, и гобзующие, как освобожденные от грехов. Слова Божественного Кирилла: Колесницу сии составляют и Апостолы, на которых восседя, Бог протекает подсолнечную, а после них и те, которые чисты и изобилуют добродетелями.

    Господь в них, (как был) в Синае во святем.

    Здесь недостает союза: как, чтобы была полная мысль: Господь в них, как был на Синае святом; а один предлог: во (на), излишен; именно в выражении: во святом. Один, говорит, и тот же Бог в христианской церкви, который и там—на Синайской горе дал законы. Синай называет святым потому, что освящен присутствием и явлением на нем Бога и потому что был посвящен Богу.

    Слова Феодорита: Ибо не различается тот один от другого; один и тот же Господе всех, богатый во всех, призывающих Его.

  • 19.

    Возшел ecи на высоту, пленил ecи плен.

    Ты, говорит, Господи, восшел на высоту креста или во время вознесения—на небо, где употребил слово: восшел—для означения произвольного восшествия. Ибо поразив и низринув мучителя диавола оружием креста, сим способом Ты освободил от жестокой власти его плен, то есть, плененные народы, которые взяв прежде в плен, держал как рабов в своей власти. Потому-то сказал и Христос: и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе (Иоан 12:32).

    Почти то же говорит и Исидор Пелусиотский: Выражение: Ты пленил—полагаю, значит следующее: Христос тех, которых пленил враг обманом, опять взял, как плен из под его власти, низложив владычествовавшего над ними диавола оружием креста. Ибо он называется взявшим как бы в плен тех, которых привел из заблуждения к познанию существующего Бога. Слова Феодорита: Пленил плен, когда бывших некогда в плену отнял и, как бы обратно пленив, даровал им свободу.

    Приял ecи даяния в человецех.

    Апостол сказал: дал даяния людям (Еф 4:8). И то и другое было на самом деле. Ибо Христос, принимая в приходящих к Нему веру и благодарность, давал им, по словам Феодорита, различные дарования.

    Ибо не покаяющыяся еже вселитися (в них).

    Ибо, говорит, Ты, Христе, принял и тех самых как даяния, которые прежде были непокорны и принял для того, чтобы Тебе вселиться в них и чтоб они были достойным жилищем Твоим: ибо вы, говорит, храм Бога живого, так как, сказал Бог, вселюсь в них и буду ходить (2Кор 6:16).

    Почему и Феодорит говорит: Это яснее перевел Акила; и даже и не покорных, чтобы вселиться. Ты не смотрел, говорит, на прежнюю непокорность их; но даже, видя пререкания со стороны их, Ты переносил сие и благодетельствовал им, доколе не сделал их своим жилищем. Слова Евсевия: Можешь сказать, что и дары получив от Отца, Он составил Себе церковь, чтобы вселиться в тех, которые в древности упорствовали. Афанасия: Те, говорит, люди, которых Ты принял, как даяния, в древности были непокорны. Но Ты и в них, говорит, вселился. Впрочем мысль сия видна из переложения слов: Ты принял даяния в людях, чтобы вселиться в сих даемых. Они были неверны, когда служили твари более, нежели создавшему их. Христос влечет непокорных, по словам неизвестного толковника, иногда чрез болезни и тесные обстоятельства; а многие пришли и чрез видения, чтобы в них вселился Иисус. Ап. Павел слово: принял, заменил словом: дал; потому что это, по Феодориту, лучше идет ко Христу, который не принял, но, по восшествии на небеса, дал дарования Духа (в изд. Своде).

  • 20.

    Господь Бог благословен, благословен Господь день дне (в каждый день).

    Здесь замечай, читатель, что Давид открывает таинство святыя Троицы. Ибо говорит: Господь и Бог и Господь. Так и Моисей сказал: Господь Бог наш, Господь один есть (Вт. 6,4). Сказав, что Tpиипoстасный Бог должен быть хвалим и прославляем день в день, то есть, во весь день (ибо такое дополнение здесь подразумевается отвне), сказав, говорю, сие, Давид для уяснения темноты в сих выражениях, присовокупил: каждый день. Другие—выражение: в день, каждый день, принимают просто за выражение: день за днем, то есть, всегда, непрерывно, во все дни.

    Поспешит нам Бог спасений наших.

    См. Толкование на (Пс 67:21)

  • 21.

    Бог наш, Бог, еже спасати!

    Замечай, читатель, и здесь таинство святой Троицы: трижды в сих словах употребил имя Бога.

    И Господня, Господня (только) исходища смертная.

    Одному, говорит, Господу свойственно освобождать от смерти и доставлять жизнь. А под смертью разумеет и естественную и произвольную, или грех. Естественная смерть умерщвляет тело для естественных действий, а произвольная умерщвляет душу для добродетельных ее действий. Можно принимать сии слова и за пророчество о воскресении Спасителя; ибо с первым последовал исход из (врат) смерти, и Он освободился от нее чрез восстание, так что в другой раз умирать не будет.

    Слова Божествен. Кирилла: Очевидно Апостолы так дерзают, что в то время, как они за проповедь доходили даже до смерти, Бог изводил их с мужеством. Ибо от Его могущества, говорит, зависят исходы, то есть, свобода от смерти… Ибо только Он, будучи Богом, чтоб спасать и источник спасения, нашел выход из смерти, когда воскрес из мертвых: потому что всякий человек дошел до входа к смерти, а выйти из нее уже не мог. Но означаемый сими словами Господь, совершив исходы из смерти и в Себе отворив безысходную ее крепость и для нас, сделался Богом, чтоб спасать. Посему и Иову говорит: отворяются ли тебе страхом врата смерти, т. е. как Мне (Иов 38:17)?

    Почему и Божествен. Григорий Фессалониксий говорит, что воскресение Господа лучше может быть названо восстанием на всегда от смерти, нежели восстанием просто. Ибо восстанием называется такое пробуждение, по которому восставшие опять умирают, каково было Лазарево и других воскрешенных Господом. А совершенное восстание собственно есть воздвижение таких воскресших, которые более не подвергнутся смерти, каково было Господне и будущее тех, которые имеют быть восстановлены при скончаний мира. В отношении к таким-то Павел употребил имя воскресения, сказав: только бы достигнуть совершенного воскресения мертвых (Фил 3:11).

  • 22.

    Обаче Бог сокрушит главы врагов своих.

    Бог, говорит, сокрушит главнейшие силы демонов, так как в голове заключаются главнейшие силы тела, то есть, чувства. Здесь излишен союз: обаче. Кратко можем выразить мысль так: Бог, говорит, сокрушит мысленно мысленные главы демонов.

    Верх влас преходящих в прегргешениих своих.

    Бог, говорит, сокрушит главы демонов, проходящих, то есть, попирающих верх волосов грешничих. А попирают демоны верх людей, когда они согрешают; потому что когда люди согрешают, тогда демоны попирают их, имея их подчиненными себе. Может иной разуметь сии слова и иначе, то есть, что демоны проходят, то есть, исследывают при согрешениях людей даже о волосе верха (головы)—по перестановке слов и падежей, или замечают даже самый тонкий, как волос, грех человека, по словам Феодорита. Ибо сии злейшие испытатели во время смерти, когда подвергают душу каждого отчету, не пропускают ни малейших погрешностей.

    Афанасий говорит, что Господь сокрушит сверх сего и верх волосов, то есть голову тех, которые проходят, то есть проводят жизнь свою во грехах, иначе сказать, сокрушит главы нераскаянных и неисправимых, и к сему прибавляет, что речение сие взято от видимого сходства в змиях, которые, во время восстания их на кого либо, будучи поражены в голову, погибают. При том сии слова относятся и к начальствующим над народом иудейским.

  • 23.

    Рече Господь: от Васана обращу.

    Васан значит: стыд. Итак, Господь, говорит, обратив язычников от стыда идолов, в которых веровали они, привел их к Богопознанию, также обратив их от срама грехов, деланных ими без страха, привел к добродетелям.

    Eвceвий говорит, что сии слова изъясняются еще так, что Господь ради нас снизшел до крестного страдания, презрев стыд, как говорит Павел; а отсюда снизшел в глубину моря, то есть в дальнейшие страны земли и там сокрушив ад, таким способом обратился, то есть, воскрес (восстал) из мнимого срама страдания. Слова Феодорита: Васан в переводе значит: стыд; а стыд есть плод греха, от которого он обратит нас. Афанасия: Васан значит: горечь, то есть, огорчение. Итак, он говорит, что из дома преогорчающего, то есть, израильского, обращу к себе.

    Обращу во глубинах морских.

    А обратил Господь язычников от упомянутого стыда посредством глубин морских, то есть, посредством святого крещения, которое называет глубинами от поглубления (потопления) в нем соленого и горького греха. Почти то же самое сказал и пророк Михей: обратит и ущедрит нас (Господь), и погрузит неправды наши и ввергнет в глубины морские все грехи наши (Мих 7:19). Могут быть глубинами моря, по словам Афанасия, и глубины греха и удовольствия, то есть ужаснейшие и величайшие грехи, от каковых глубин грехов Бог обратил язычников к свету добродетели; и в сем значении выражение: во глубинах морских, должно принимать вместо: из глубин, а предлог: во, вместо предлога: из; по обороту взаимного употребления.

  • 24.

    Яко да омочится нога Твоя в крови.

    Ты, говорит, Господи, сделаешь все вышесказанное, чтоб совершенно победить Тебе врагов твоих—демонов. Слова сии сказаны переносно и по подобию, взятому от тех, которые, побеждая врагов своих и попирая тела убитого неприятеля, омочают ноги свои в текущей из них крови. Почему и Исаия, указывая на сие, говорит от лица Христова: и Я попрал их яростью моею, и сокрушил их в прах земной и низвел кровь их в землю (и омочились при совершенной победе над ними одежды Мои) (Ис 63:3); каковые слова имеют целью открыть, что Христос совершенно победил демонов. По другому объяснению, ногою Христовою можно почитать церковь, как носящую Христа верою, почему и главою ее есть Христос. Итак, церковь Христова омочилась кровно Христовою, как запечатлевшаяся ею, оградившаяся и окртшшая, подобно тому как закаливается (крепнет) от омочения железо. Или и так, что она омочена кровью мучеников Христовых. Или мысленно обагрилась и кровью демонов, которые так же мысленно закалаются ею.

    Слова Феодорита. Представляя Бога всех в виде некоего храброго мужа, побеждающего врагов и освобождающего неправедно порабощенных им, сими словами он изображает и потоки кровей и мертвых попираемыми и поверженными в пищу псам. Феодора: Союз: чтобы—есть винословный для означения причины, ибо он не для того освобождает одних, чтобы истребить других: но напротив для освобождения тех, истребляет сих противящихся.

    Язык пес Твоих—от (крови) враг от Него.

    И здесь из общего (листа) надобно подразумевать: чтоб омочился, и выразить вполне так: чтоб язык псов Твоих, каковые (псы) принадлежащие Христу, суть Апостолы, по изъяснению Божественного Кирилла, потому что они своим лаем против мысленных волков—демонов, прогоняя всех врагов и строителей козней против веры, сим способом оберегают словесных овец и стадо Христово. Сих то Апостолов мысленный язык омочился чрез локание от врагов, то есть, крови врагов, где речение: крови, надобно разуметь из другого места. А выражение: от Него, значит то, что язык их омочился чрез Него, то есть, чрез помощь со стороны Бога и Отца. И сии слова перенесены из того случая, когда по умерщвлении врагов, псы умертвивши их, локают кровь убитых и разрывают тела их.

    Другой некто говорит: Нога Христова есть восприятый от Марии человек, Который чрез страдание омочился кровью, а язык псов, то есть, нечистых в древности народов, по обращении их от диавола, вкусил пречистой Его крови.

  • 25.

    Видена быша шествия Твоя, Боже.

    Пути, говорит, и обращения и занятия в жизни Твоей, Господи, были видены, потому что очевидными зрителями их были Апостолы; почему и Варух сказал: потом явился на земли и обращался с людьми (Вар 3:37).

    Шествия Бога моего — царя, иже во святем.

    Смотри, читатель, как Божественный Давид ясно исповедует Христа Богом, как имевший полное понятие о Нем, и называет святым у Отца, в котором Сын был всегда—безотлучно: Я, говорит, в Отце и Отец во Мне (Иоан 14:10).

    Другой же говорит: Называет Его сущим во святом, то есть, явившимся на святом Синае, или сущим во святом теле, взятом от Богородицы. Слова Феодорита: Святым называет храм, восприятый от семени Давида. Афанасия: Шествиями Бога называет бывшие в домостроительства действия, каковы: рождение от Девы, произведение знамений, восшествие на крест, смерть, бывшая по смотрению, возвращение из мертвых к жизни и восхождение на небеса. О сих то шествиях говорит, что они были видены (в изд. Своде). Феодорит, изъясняя сие буквально, говорит, что на святой горе—Синае видны были следы Божии, как написано: И взошел Моисей и Аарон и Надав и Авиуд и семьдесят из старейшинства израильского и видели место, где стоял Бог Израилев; и что под ногами Его, то (было) как бы сделано из камня (кирпича) Сапфирова и как бы имело вид тверди неба по своей чистоте (Исх 2:9)

  • 26.

    Предвариша (других) князи (начальствующие) близ (в след) поющих.

    Князьями Божественный Давид называет Апостолов, как говорят Афанасий и Феодорит, согласно с сказанным: поставишь их князьями по всей земле (Псал 44:17). Сии-то, говорит, Апостолы предупредили всех других, уверовавших из язычников, как первые они уверовали во Христа. Поющими называет пророков, как пророчествовавших о Христе с псалтирью и органами. Сих-то пророков державшиеся, или близ них то были Апостолы, неотступно последуя за ними и по времени и по проповеди.

    Посреде дев тимпанниц.

    Апостолы, говорит, вслед за пророками явились с проповедью среди иудейских собраний, которые называются молодыми по несовершенству жизни их; держащими тимпаны, потому что с тимпанами и другими орудиями (в руке) пели Богу словом; по телесному служению в законе, так как из тела составляется и тимпан. Или Апостолы явились среди поместных церквей Христовых, которые называются молодыми по юности и непорочности веры, а держащими тимпаны—по умерщвлению ради Бога тела, так как и тимпан есть мертвое тело.

    Феодорит молодых дев принимает за подвизающихся в девстве и приносящих Богу Божественное песнопение. Слова Афанасия: Молодыми (девами) называет души, которые силою Святого Духа делались крепкими. Дидима: Поющими должно назвать подвизающихся в деятельной жизни, а молодыми (девами) держащими тимпаны—души, умертвившие земные члены и мертвость Иисуса в теле своем носящие.

  • 27.

    В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

    Сии слова, по словам Феодорита, предсказывают прекращение, или окончание законного Богослужения и предсказывают, или пророчествуют о множестве поместных Христовых церквей; ибо в древности у иудеев был только один храм. При том, по изъяснению Божественного Кирилла, говорится о том, что опять будут благословлять Господа из книг закона и пророков, ибо книги сии суть источники и родники народа израильского, источившие для них богопознание. Почему из сих источников и почерпали богоносные отцы сочиненные ими славословия Богу и песни новой благодати.

    Слова Божественн. Кирилла: Источниками Израиля могут быть блаженные пророки, и еще до них—закон. Итак, он говорит, что не из других, но из них самих должно почерпать песни и славословить Бога. А это сказал об иноверных еретических писаниях. Ибо Господь благословляется из законных и пророческих писаний у тех, которые в состоянии почерпать из самых источников спасения воду с веселием. Из сего (места) должно изобличать отделяющих древнее писание от нового, в том, что они не могут в церквах благословлять Бога, как не имеющие источников израильских и Господа оных. Исихий говорит, что и домашнее собрание благочестивых называется церковью, как говорит и Павел: приветствует вас в Господе много Акилла и Прискилла с домашнею их церковью (1Кор 16:19).

  • 28.

    Тамо Вениамин юнейший во ужасе (исступлении).

    Там. Где? В церквах Божиих. Вениамином, по словам божествен. Кирилла, называет Апостола Павла, как происходящего из колена Вениамина, последнего сына Иакова. Называет его младшим, как уверовавшего позже всех других Апостолов. В исступлении, по причине испытанного им восхищения до третьего неба, о каковом он сказал: в теле ли, не знаю, или вне тела, также не знаю, Бог знает (2Кор 12:3); еще: и так если мы пришли в исступление, то для Бога (2Кор 5:13). Притом на Павле исполнилось и пророчество Иакова, изреченное о колене Вениаминовом: Вениамин— волк хищный. Поутру ест он, и даже до вечера дает пищу (Быт 49:27); потому что Павел прежде, как волк, расхищал церковь Божию и истреблял ее (съедал) яростью и убийственным намерением своим, а потом давал и другим духовную пищу, разделяя им небесный хлеб божественных слов.

    Слова Феодорита: Источниками израильскими справедливо могут быть названы пророческие книги, из которых мы приносим Богу песнопение. Поелику же кроме пророческих даровал нам и Апостольские, то прилично прибавляет: там и Вениамин младший (брат); а этот есть блаженный Павел, ибо и повествование Деяний называет его юношею, Он начальствует в церкви и научает Божественным тайнам и руководствует покорных ко спасению их. При том и остальной лик апостолов тщательно наставляет верующих в сих тайнах. Почему оные пророческие слова справедливо упоминают и об них: начальствующее Иуды и проч. Слова Афанасия: Там; где? среди поющих. Но справедливо прежде других упомянул о Павле, как более других потрудившемся.

    Князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

    Правителями, говорит, Христовых церквей будут Апостолы, которых указал под именем племеноначальников—Иуды, Завулона и Неффалима. Иаков брат Божий и другие братья Господа имели, по словам Феодорита, родоначальником и праотцем своим Иуду. Петр и Андрей и Филипп и Иоанн происходили из города Вифсаиды. Матвей и Иаков Алфеев в истории представляются пребывавшими в Капернауме. А все сии места суть Галилейские; Галилея же дана была в наследство патриархам Завулону и Неффалиму. Равным образом и прочие Апостолы происходили от других родоначальников. А назвал их начальствующими не в значении начальников и властителей над отечествами их, но в значении избранных и честнейших—за душевное и духовное благородство их. Или назвал их, по словам Афанасия, начальствующими из Иуды, начальствующими из Завулона и начальствующими из Неффалима, так что предлог: из, должно здесь подразумевать.

    Или назвал их начальствующими над Иудою, Завулоном и Неффалимом, поколику они поставлены начальствующими над всею землею и живущими на земле людьми; ибо Писание говорит: поставишь их начальствующими по всей земле (Псал 44:17).

  • 29.

    Заповеждь, Боже, силою Твоею.

    Сии слова произносятся к Отцу, чтоб Он дал заповедь силе своей, то есть, Сыну своему касательно проповеди Евангелия. Да не устрашает тебя речение: заповеждь, ибо это говорится к Нему в отношении к человечеству Его, как и сам Сын сказал: Он Мне (Отец) дал заповедь, что Мне сказать и что говорить (Иоан 12:49). А что Христос есть сила Отца, о том свидетельствует Павел, когда называет Христа Божиею силою и Божиею премудростью (1Кор. 1,24).

    Укрепи, Боже, сие, еже соделал ecи в нас.

    См. Толкование на (Пс 67:30)

  • 30.

    От храма Твоего в Иерусалиме (в Иерусалим).

    По словам Божественного Кирилла, сии слова относятся к Сыну, чтоб Он укрепил Евангельскую проповедь, которую сделал в нас, то есть, для нас. А сделал, или произвел и совершил ее чрез восприятие человечества; ибо оно то было храм и жилище Божества, по словам Феодорита. Ты, говорит, сделал это от храма Твоего, то есть, чрез телесный Твой храм, когда жил и проповедовал в Иерусалиме. Ибо на Сионе, говорит, горе святой своей возвещающий повеление Господа (Пс 2:6).

    Или, по словам того же Кирилла, это должно понимать о теле: Едва не указывает перстом на немощное тело, которое подверглось смерти, по причине преступления Адамова и древней клятвы. Итак, просит, чтобы, освободив сие тело от тления, облек оное в нетление, что и сделает Господь в свое время, когда сойдет с неба и мертвые восстанут нетленными. Слова Феодорита: утверди, говорит, Владыко, ту благодать, которую Ты даровал по причине своего храма, взятого Тобою от нас, и посаженного выше всякого начальства и власти и силы.

    Тебе принесут царие дары.

    Цари, говорит, всех народов принесут Тебе, Господи, дары, каковые дары суть храмы и пожертвованные оным недвижимые имущества и другие различного рода и вида приношения. Они принесут Тебе все сие, потому что познали, что Ты бессмертный царь их, как Бог. Можно также понимать это, с изменением падежей, и иначе, именно, что от поместных Твоих храмов цари принесут Тебе дары—в вышний Иерусалим, так как они, принося дары свои долу—в чувственных храмах, посредством сих мысленно приносят Твоему величию дары на небе.

    Слова великого Афанасия: Храмом Его называет церковь, а царями—уверовавших во Христа, как и сказано им: вы царское священство. Итак, Он говорит, что быв призваны чрез веру от земного храма, т. е. церкви, в горний Иерусалим, принесут Ему дары, без сомнения, умственные.

  • 31.

    Запрети зверем тростным.

    Обуздай, говорит, Господи, и загради уста мысленных львов, или, по словам Афанасия, жестоких и бесчеловечных демонов, которые гнездятся в пустоте и бесплодии неутвердившихся в вере, людей, как гнездятся в пустых и бесплодных тростниках львы и другие звери. Сие говорит о диаволе и Иов: под всякими деревьями спит, у папира, тростника и ситовия (Иов 40:16), каковыми подобиями Иов изображает диавола успокаивающимся у тех людей, которые имеют свойства упомянутых растений, то есть, у тех, которые имеют сухость добродетели и мокроту сластолюбия. Ибо таковы и растения: трость, папир и ситовий, растущие на местах влажных и топких.

    Достопримечательно и то, что написано о месте тростника в своде Никитовом. Он говорит, что в Палестине по пути, ведущем в Иерусалим, есть топь, называемая тростником, потому что на нем много тростника. Среди этой рощи на семь месте имеют свои логовища дикие и кровожадные львы, а равно и другие звери, которые, тайно подстерегая идущих в Иерycaлим, неожиданно устремляются на них и умерщвляют их. Итак, сие-то очевидно обстоятельство имея в виду, в означенных словах Божественный Давид ведет нас к такой сокрытой в них мысли, что как чувственные львы—звери хитро нападают на восходящих в Иерусалим; так и мысленные львы—демоны строят козни против восходящих в горний Иерусалим, то есть на небо. Точь в точь такую же историю излагает и Афанасий.

    Сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром (подобно сребру).

    Юнцами, или быками Давид называет здесь архиереев и книжников и прочих начальствовавших над Иудеями, как полагают божественные писатели Кирилл и Афанасий, имея в виду их дерзость, наглость и бодливость; а юницами или коровами там же называет подчиненные им народные толпы, так как и в коровьем роде начальствуют и властвуют быки, а коровы им подчиняются. Итак, он говорит, что первые и начальствующие из Иудеев были в толпе подчиненных им народов, чтобы затворить, то есть, заградить испытанным в вере и добродетели Апостолам проповедь Евангелия, тогда как в них пылала ревность к оной. Деяния повествуют, что призвав апостолов, (начальники Иудейские) били их и запретили им говорить о имени Иисуса (Деян 5:40). Сребром поставлено вместо: как сребро, и это по свойству еврейского языка. Или недостает слова: подобно, чтоб было: испытанным, подобно сребру.

    Слова Феодорита: Быками называет иудейский народ по причине свойственной ему жестокости: юницами (молодыми коровами) народов, уверовавших из язычников, по юности (новости) их призывания. Итак, сии слова содержат пророчество о бывших в начале проповеди со стороны иудеев восстаниях на благочестивых. Это, говорит, они сделают, чтобы заградить им вход и лишить их даемого им достояния—тех, которые, быв испытаны огнем, подобно сребру, оказались опытными. Тоже говорит о них и блаженный Павел: ревнуют по вас не хорошо, а затворить вход вам хотят. Поелику же были противоречившие и предававшие святых смерти всякого рода; то прилично здесь говорить о них. Слова Афанасия: Запрети мысленным и чувственным врагам, чтобы проповедники Евангелия не были затворены так, чтоб не могли проповедовать более; ибо сребром называет Божественный слова.

    Расточи языки, хотящыя бранем.

    Рассыпь, говорит, те народы, которые желают воздвигать брань на церковь Твою и не только чувственные скопища людей, но и мысленные —демонов.

  • 32.

    Приидут молитвенницы от Египта.

    Под Египтом понимай, читатель, всю землю с народами, которой властелином был мысленный фараон—диавол. Итак, Давид пророчествует, что со всей языческой земли придут верующие ко Христу и будут молиться о целом мире.

    Слова Феодорита: Упомянул во первых о Египте, потому что нечестие издревле владело сим государством. О нем же упоминает и история Деяний в повествований о собравшихся в день Пятидесятницы.

    Ефиопия предварит руку свою к Богу.

    Предупредит здесь то же, что достанет; из сего видно, что Ефиопия прострет руку свою к Богу. Кто достает что либо, тот простирает руку свою и таким образом достает какую либо вещь находящуюся далеко. Итак, последующим действием, то есть доставанием, выражает здесь предыдущее, т. е. простертие руки. Ибо, по словам божественных толковников Кирилла, Феодорита и Афанасия, Ефиопия поспешила послать Евнуха и вельможу Кандакии —царицы ефиопской, который и был поставлен над всею Газою (казною) сей царицы, как повествуют Деяния (гл. 8,27); ибо его то Давид назвал рукою Ефиопии. Некоторые говорят, что Египтом означается вся земля, так как над всею землею царствовал мысленный фараон — диавол, а Ефиопиею, по словам Афанасия, самые концы мирa, ибо последними и дальше всех людей живущими почитались обитающие на востоке и западе ефиопляне; почему и в другом месте тот же Давид говорит: вспомнятся и обратятся ко Господу все концы земли (Псал 21:27). А здесь выражение: предупредит рукою, мы принимаем просто, вместо: прострет руку свою во время молитвы своей ко Христу, в которого уверовала.

    Почему и Гомер сказал о них: Ефиопляне разделенные на двое живут на краю всех людей света.

    Другой говорит: Что Ефиопия, без сомнения, означает все народы, как очерненные грехами. Сие представляет и невеста в Песнях, когда в покаянии говорит: черна и добра, первое по причине идолослужения и греховности, второе по причине удаления от них. Ибо когда Израиль отлучил себя от участвования в благах, стали приходить Ефиопляне, приходя из язычества в веру, и бывшие некогда вдали стали приближаться, смывая свою черноту таинственною водою; таким образом Ефиопия стала простирать руку свою к Богу, то есть в молитве, или в приношении даров царю—ароматов благочестия, злата Богопознания и драгоценных камней—исполнения заповедей и добродетелей.

  • 33.

    Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви.

    Сии слова служат изъяснением выше сказанных двух речений; потому что в них повелевает и всем, по уверовании во Христа с царями их, петь и воспевать Ему песни и духовные псалмопения.

  • 34.

    Возшедшему на небо небесе на востоки.

    Пойте, говорит, Господу, восшедшему на небеса небес на востоках, то есть явно, так что на земли смотрели на сие Апостолы, а свыше бестелесные ангелы. Ибо, когда Господь снизшел с неба на землю, то снизшел на запад, то есть неприметно, так что никто не знал сего, ибо божество Его неизъяснимо сокрывалось. А когда напротив восходил от земли на небо, тогда взошел на востоки, то есть явно, что и означает: на востоки. Другие говорят, что потому сказал: на востоки, что Господь вознесся с восточной стороны Иерyсалима, так как гора Елеон, с которой поднялся на небо, находится в виду Иерусалима на востоке. А небесами небес назвал небо, находящееся выше тверди, которое сотворено Богом прежде всех чувственных тварей; ибо первое небо есть небо тверди, как находящееся выше ее, а самая твердь есть наше человеческое небо.

    Слова Евсевия: Выражение: на востоки, имеет значение притчи (примера), ибо как солнце, по захождении на западе, восходит на востоке: так и Господь, как бы из внутренностей адских взошел на небеса небес. Акила вместо: на востоки, перевел: в начале, а Симмах—исперва, что соответствует сим словам: Отец! прославь Меня славою, которую Я имел у тебя прежде бытия мира.

    Григория Богослова: Так солнце из западов восходит на востоки; так и Господь как бы из внутренностей ада взошел на небеса небес, на востоки собственной своей славы и светлости.

    Се даст гласу своему глас силы.

    Голос Христа суть апостолы, как говорившие слова Христовы. Итак, сим-то апостолам дал Христос Духа Святого во время Пятидесятницы, как говорит Феодорит, каковый Дух Святый назван здесь у Давида голосом силы, голосом, как и божественный Лука пишет о нем: внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного дыхания ветра (Деян 2:2); а шум называется и голосом, как и ниже говорит: Итак, когда был таковый голос (шум, там же 6), а (назван) силою, потому что и Господь назвал Духа силою, сказав: вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетеся силою свыше (Лук 24:49). Или согласно с Евсевием можно сии слова понимать и иначе. Голос Божий есть Иоанн Предтеча; глас, говорит, вопиющего в пустыни (Ис 40:3); а голос силы есть Христос, потому что за словами Его (голоса) последовала и божественная—чудодействующая сила; ибо как только Господь произносил слово, тотчас происходили по Его желанию и чудеса.

    По мнений Евсевия, это должно понимать так, что Господь, исполнив бывшие о нем пророчества, дал им голос силы; ибо слова о будущем представляются слабыми по причине неизвестности события, но по исполнении своем оно получает голос силы.

  • 35.

    Дадите славу Богови.

    Сии слова обращены Давидом к христианам и побуждают их к прославлению Бога, удостоившего их такового человеколюбия.

    Слова Афанасия: Воздайте славу Ему не только словами, но и делами согласно с сим: Итак, прославьте Бога в теле вашем и в духе вашем. Тоже сказал и Феодорит, присовокупив к тому и следующее: ибо получившие столько обязаны всем прославлять Благодетеля.

    На Израили велелепота Его.

    На человеке, говорит, зрячем открываются величия Божии, потому что Израиль значит: ум, видящий Бога. Ибо человек ослепленный страстями не может разуметь, какие дела и чудеса произведены Богом для спасения нас. Итак, на Израиле, поставлено вместо: Израилю. Или можно понимать это и иначе, что в церкви верных, видящей Христа умственно (в сей, говорю, церкви) производятся чудеса Божии, и что церковь получила от Бога власть производить чудеса всегда.

    Слова Феодорита: Святые Апостолы, будучи родом из Израиля, произведенными ими чудесами показали, сколь велики дела Божии. Евсевия: На истинном Израиле великолепие Его, ибо не все, происшедшие из Израиля, суть Израиль.

    И сила Его на облацех.

    Облаками теперь Давид называет Апостолов, как имевших свойства облаков: и они подобно облакам были выше всего земного и исполнены духовной воды, которую пия из глубин Духа, напаяли ею душевные нивы верных.

    Феодорита: Облака суть те, которые после Апостолов получили учительский дар. Ибо, как облака, извлекая дождь из моря всесвятого Духа, они подают людям орошение. Или сила Его на облаках, по мнению Никиты, поставлена вместо (сила) великая, высокая и со всех сторон видимая.

  • 36.

    Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев.

    Святые только могут, говорит, удивляться Богу, как имеющие способность созерцать, по словам божественного Кирилла, великолепие домостроительства Его и богоприличные дела. Давид везде называет Христа Богом Израиля, чтобы сим показать, что кто благодетельствует новому Израильскому народу, то есть христианам, тот благодетельствовал и древнему народу, так как Бог сих и Бог тех не суть различные Боги, но один и тот же.

    Того же Феодорита: Bсе любители добродетели своею доброю жизнью располагают других к прославлению Бога, согласно с следующим убеждением Господа. Так да светит свет ваш пред человеками, чтоб они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего, сущего на небесах.

    Той даст силу и державу людем своим.

    Он, то есть, Христос, даст силу новому народу христианскому, силу, чтобы освободился от идольского заблуждения, а державу, чтобы был всегда тверд в непорочной вере во Христа.

    Исихий говорит: Бог Израиля есть Христос, ибо о Нем то Исаия говорит: в Teбе Бог есть и (скажут) нет Бога кроме Тебя, ибо Ты Бог наш и мы не знали, Бог Израиля—Спаситель (Исх 24:10), а под Святым разумеют небо. Потом, говорят, начальники его шли впереди народа, потому что пели Богу, стоя подле певцов среди молодых жен с тимпанами. Здесь рассказывает и то, что было по переходе Чермного моря, что Тapиам, сестра Аарона, пела первая в хоре молодых жен. А слова: в церквах благословите Бога, не могут изъяснить согласно с своим намерением. Вениамином называют колено Вениамина, которое было моложе других, поскольку и Вениамин был младший сын Иакова; в исступлении—потому, что Вениамиты приходили в исступление и воодушевление во время брани, но сие изъяснение их холодно. Начальники колена Иудова царствовали над евреями; а начальники Завулона и Неффалима упоминаются потому, что они были знаменитейшие Израильские колена, по своим мужественным и добрым делам во время брани. Наконец, говорят: дай заповедь, Боже, Ангелам твоим о нас, ибо Ангелы суть сила Божия, и укрепи, говорят, Ты, устроивший наше царство, если не ради нас, то, по крайней мере, ради знаменитого храма Твоего, так они понимают выражение: от храма Твоего. Цари принесут дары, каков царь Хирам, доставлявший кедровые деревья, а другие—другое, во время Соломона, для строения храма. Зверями тростника называют дикие народы, обитавшие в скрытных и непроходимых местах. Сонм владык их будет в странах подчиненных им народов и сии владыки соберутся, будут исправлять и хранить их, чтобы им был заключен вход к ним, то есть, чтобы народ, искушенный как сребро, посредством чистоты веры освободился. Событие того, что молитвенники (послы) придут из Египта, говорят, было во время Соломона, когда Ефиопия послала царицу свою к нему. Так и следующие слова они стараются соглашать, но обличаются в погрешности. Должно однако же удивляться, как Святый Дух с буквальным и историческим значением соединил духовный смысл и высшее значение в каждом слове, а в некоторых речениях заключил только высший и духовный смысл для обличения пререканий неверных Иудеев.

Ничего нет для сопоставления.