- 1. Молчание друзей дает Иову возможность продолжать и окончить начатую речь. Обозревая все ранее сказанное, страдалец вновь утверждает, что не заслужил несчастья и не знает его причин.
- 2. Богобоязненность (Иов 28:28) не в состоянии уничтожить в страдальце чувства горечи, возникающего при воспоминании о минувших днях былого счастья, основою которого был Бог и Его покровительство. О, если бы - восклицает он - кто-нибудь дал мне возможность пережить былое время, вернуть прежнее счастье!
- 3. В это невозвратное время божественная помощь и благодеяния изливались на Иова, как свет от светильника, и охраняли его от опасностей
- 4-6. - "В дни своей молодости" (евр. "хореф" - "зима" - (Быт 8:22); Притч 20.4; (Иер 36:22); (Ам 3:15); время, противоположное лету; период пользования собранными плодами - осень) точнее во время возмужалости (ст. 5) Иов находился в общении с Богом (евр. "сод" - самое короткое знакомство, - (Иов 19:9); (Пс 24:14); (Пс 54:15); Притч 3.22), наслаждался, как праведник, семейным счастьем ("дети мои вокруг меня", ср. (Пс 126:3) и д. ; (Пс 128:3) и изобилием земных благ (ст. 6; ср. (Иов 20:17); (Быт 49:11-12); (Исх 3:8); (Втор 32:13).
- 7-10. - Помимо этого, Иов пользовался всеобщим уважением, особенно ясно сказывавшимся в то время, когда он принимал участие в общественных, в частности, судебных делах, решаемых на площади пред городскими воротами: "на площади ставил седалище свое" (ср. (Иов 5:4); (Иов 31:21); Притч 30.23; (Неем 8:1,3,16). Когда Иов появлялся здесь, то из почтения к нему юноши не смели показываться, старцы вставали, ожидая, когда он сядет (ср. (3Цар 2:19), князья, - начальники города, по тем же соображениям воздерживались от речей, предоставляя ему первое слово (ср (Иов 32:4) и д. ), а знатные умолкали, не зная что прибавить к сказанному им.
- 11. Впечатление, производимое личностью Иова, его общественною и частною деятельностью было таково, что слышавшие о нем считали его достойным всех благ и призывали их на него, а видевшие не могли воздержаться от прославления (ср. Притч 31.28).
- 12-17. - Причины подобного отношения к Иову заключались в его добродетели, и особенно милосердии и правосудии.
- 12-13. - Он не только не угнетал беспомощных, вдов и сирот, как утверждал Елифаз (Иов 22:9), но оказывал им поддержку и помощь, не оставался глух к их воплям (ср. (Пс 71:12). Поэтому он был благословляем теми стоящими на краю гибели ("погибающими", евр. "овед", ср. (Иов 31:19); Притч 31.6), которых спасал (ср. (Пс 71:12-15).
- 14. Другою добродетелью Иова была правда, строгое следование воле Божией, и суд ("мишфат") - решимость стоять за правду против неправды. Первою он покрывался (евр. "лабаш"), как одеждою (ср. (Пс 71:9); (Ис 11:5); (Ис 59:11), второй составлял его головной убор, тюрбан, т. е. Иов был носителем, органом этих добродетелей (ср. Суд 6.34: "Дух Господень объял (евр. "лабеша") Гедеона", - он сделался его органом).
- 15-17. - Наглядными проявлением правды, воздающей каждому должное, служила приспособленная к нуждам несчастных помощь. Она восполняла их недостатки, как бы возвращала утраченные органы: "я был глазами слепому" (ср. (Чис 10:31). "Суд" проявлялся в строгом и беспристрастном правосудии: Иов внимательно разбирал тяжбы неизвестных ему лиц, освобождал страждущих от несправедливых притеснителей ("из зубов исторгал похищенное" - ст. 17) и лишал последних возможности вредить ("сокрушал беззаконному челюсти", ср. (Пс 3:8); (Пс 57:7).
- 18. Согласно теории земных мздовоздаяний, благочестивый Иов рассчитывал на спокойную смерть среди семейных ("в гнезде моем скончаюсь", - умру, как птица, окруженная птенцами; ср. (Пс 83:4) после долголетней жизни: "дни мои будут многи, как песок" (евр "хол", - песок, - символ многочисленности: (Иов 6:3); (Быт 22:17); (Быт 32:13): (Быт 41:49); (Ис 10:22); (Иер 33:22). Вместо "как песок", LXX читают: "ως στελεχος φοινικος", - как ствол пальмы ("стебло финиково" - славян. ), древне-итальянский перевод: - "sicut arbor palmae", Вульгата: "sicul palma"; моя жизнь будет подобна существованию пальмы, долговечного растения, часто обновляющегося в корнях. Еврейское же предание, воспроизводимое Талмудом (Sanhedrin fol. 108), мидрашами, раввинами Кимхи, Иархи и усвоенное некоторыми из новейших экзегетов - Деличем, Гитцигом и др., разумеет под "хол" возрождающуюся после смерти к новой жизни легендарную птицу феникс. Косвенным подтверждением подобного взгляда служит египетское название данной птицы "хол", или "хул" и совпадение желания Иова: "в гнезде моем скончаюся", с тою сообщаемою легендами о фениксе подробностью, что феникс приносил останки своего умершего отца в Гелиополис в храм солнца и там отдавал ему последние почести. Предполагают даже, что первоначальная редакция LXX имела только: "ωσπερ φοινιξ" ("как феникс"), а современное чтение: "ωσπερ στελεχος"... - позднейшее явление. LXX не могли с еврейским "хол" соединять значение "пальма", так как пальма по-еврейски - "тамар", и значение данного слова LXX хорошо известно (Пс 91:13); (Песн 7:8-9); (Иоил 1:12).
- 19. Иов надеялся на такую же свежесть сил, бодрость, какая выпадает на долю растения, нужная для роста которого влага доставляется и снизу ("корень мой открыт для воды"; ср. (Иов 14:8-9) и сверху ("роса ночует на ветвях моих"; ср. (Иов 18:16); (Быт 27:39); Притч 19.12),
- 20. Одновременно с этим Иов рассчитывал на всегдашнее уважение со стороны окружающих ("слава моя не стареет") и на свою силу поддержать его ("лук мой крепок"; ср. (1Цар 2:4); (Пс 45:10); (Пс 75:4) и т. п. ).
- 21-25. - Упоминание о прежней славе даст Иову повод вновь остановиться на этом предмете, еще раз пережить минувшее.
- 21-23. - Никто из слушавших Иова не смел прерывать его; все ожидали конца его речи, а по окончании ее безмолвствовали ("не рассуждали"), не имея возможности что-нибудь прибавить к сказанному им: рассуждения Иова всецело исчерпывали обсуждаемый вопрос. Его речь удовлетворяла, насыщала всех, как дождь сухую землю (ср. (Втор 32:2); (Пс 71:6). Поэтому ее ждали с таким же страстным нетерпением ("открывали уста свои"; ср. (Пс 118:131), с каким ждут мартовского - апрельского дождя ("позднего"; ср. (Втор 11:14); (Иер 3:3); (Иер 5:24); (Ос 6:3); (Иоил 2:23), выпадающего пред посевом летних плодов.
- 24. При своей мудрости Иов казался настолько недосягаемо великим, что его улыбка считалась за честь; не каждый верил в такую милость, снисхождение к себе с его стороны, и никто не решался чем-либо опечалить ("света лица моего они не помрачали"; ср. Притч 16.15).
- 25. Всеми уважаемый за свою мудрость, Иов являлся руководителем своих сограждан в жизни, был их главою.
Ничего нет для сопоставления.