- 1. Пою Господу, ибо Он высоко превознесся;
коня и всадника его ввергнул в море. - 2. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением.
Он Бог мой, и прославлю Его;
Бог отца моего, и превознесу Его. - 3. Господь муж брани, Иегова имя Ему.
- 4. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море,
и избранные военачальники его потонули в Чермном море. - 5. Пучины покрыли их:
они пошли в глубину, как камень. - 6. Десница Твоя, Господи, прославилась силою;
десница Твоя, Господи, сразила врага. - 7. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя.
Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. - 8. От дуновения Твоего расступились воды,
влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. - 9. Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу;
насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. - 10. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море:
они погрузились, как свинец, в великих водах. - 11. Кто, как Ты, Господи, между богами?
Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами,
Творец чудес? - 12. Ты простер десницу Твою:
поглотила их земля. - 13. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, —
сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. - 14. Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских;
- 15. тогда смутились князья Едомовы,
трепет объял вождей Моавитских,
уныли все жители Ханаана. - 16. Да нападет на них страх и ужас;
от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень,
доколе проходит народ Твой, Господи,
доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. - 17. Введи его и насади его на горе достояния Твоего,
на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи,
во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! - 18. Господь будет царствовать во веки и в вечность.
- 19. Когда вошли кони фараона
с колесницами его и с всадниками его
в море,
то Господь обратил на них воды морские,
а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. - 20. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан,
и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. - 21. И воспела Мариам пред ними:
пойте Господу,
ибо высоко превознесся Он,
коня и всадника его ввергнул в море. - 22. И повел Моисей Израильтян от Чермного моря,
и они вступили в пустыню Сур;
и шли они три дня по пустыне и не находили воды. - 23. Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре,
ибо она была горька,
почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. - 24. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?
- 25. [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево,
и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою.
Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. - 26. И сказал:
если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего,
и делать угодное пред очами Его,
и внимать заповедям Его,
и соблюдать все уставы Его,
то не наведу на тебя ни одной из болезней,
которые навел Я на Египет,
ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой. - 27. И пришли в Елим;
там было двенадцать источников воды
и семьдесят финиковых дерев,
и расположились там станом при водах.
1.Тема песни — прославление величия Всевышнего («высоко превознесся»), сказавшегося в частном случае — поражении египтян: «коня и всадника его ввергнул в море».2.Победитель египтян, Господь является для народа еврейского «крепостью», так как переход через Чермное море и избавление от смерти — дело не сил Израиля, а силы Господа (Исх Исх (Исх 14:31); народ заявил себя только испугом и воплями (Исх 14:10), в нем нет ни силы, ни славы. Могущество Всевышнего даровало народу спасение, поэтому, составляя силу, крепость евреев, Он является и их спасением. Как таковой, только Он один служит предметом почитания, прославления среди Израиля (ср. (Быт 15:14). Он, хранивший отцов (1Пар 16.19–22), исполнил данные им обетования (Быт 15:14), есть Бог истинный и потому достоин того, чтобы быть превозносимым (2Цар 22:47); (Пс 98:5); (Пс 117:28); (Ис 25:1); (Ис 57:15).3-7.- Более подробное описание могущества Сущего. Всевышний проявил великую силу Свою, оказался мужем брани (Пс 23:8), сражающимся за народ Свой (Втор 4:34) при потоплении войск фараоновых в море (Пс 105.8–10). Погрязшие в глубине, как камень, — без всякой надежды на спасение, они сражены не чем иным, как сильной десницей Господа (Исх 15:5). Восставшие против Бога, они быстро, все до одного, уничтожены, как солома огнем, пламенем гнева Его (ср. (Ис 5:24); (Ис 47:14).8-10.- Само естественное явление, послужившее в руках Божьих орудием спасения евреев: «влага стала, как стена» (Исх 14:22), превращено Богом при посредстве ветра: «дунул духом Твоим» (ср. (Иов 37:10) в средство уничтожения врагов, — оно дело Его всемогущества.11.По только что проявленным свойствам Господь не имеет Себе равного между богами (2Цар 7:22); (3Цар 8:23); (Пс 70:19); (Пс 85:8); (Пс 117:29); (Иер 10:6), в частности, между богами египетскими, бессилие которых известно евреям. Он существо премирное «величествен святостью»; как таковой, Он достоин хвалы, прославления (Пс 117:29).12-13.- Всевышний достоин хвалы не только как совершитель великого чуда — поглощения египтян «землею», причем термин «земля» обозначает вместе и воду, но и как покровитель Своего народа (ср. (Пс 104:5), охраняющий его на пути «в жилище святыни Твоей» в землю Ханаанскую (Пс 77:54), освященную богоявлениями патриархам (Быт 28:16); (Быт 31:13) и пр.), так и жертвенниками Богу (Быт 28:18).14-15.- Впечатление, произведенное переходом через Чермное море на народы, владеющие землей Ханаанской и живущие невдалеке от нее. Песнь приписывает им те же самые чувства, которые вызвало чудо и в народе еврейском (Исх. 14.31): однородные явления производят одинаковые действия. После египтян филистимляне были первым народом, которого боялись евреи (Исх Исх (Исх 13:17); главный враг поражен, и по законам психологии мысль переходит от египтян к филистимлянам (ст. 15, ср. (Нав 2:9,11).16.Подобное состояние народов желательно для евреев и во все дальнейшее время странствования до земли Ханаанской. Устрашенные помогающей евреям мышцею Всевышнего, немые как камень, т. е. бессильные что-нибудь предпринять (1Цар 25:37), они не в состоянии будут оказать им сильного сопротивления (Втор 2:25); (Втор 11:25); ср. Нав 2.9–11).17.Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит от Бога (Втор 31.1–6), в силу чего он и умоляется довести данное дело до конца. «Гора достояния Твоего» — гористая Ханаанская местность (Пс 77:54); (Ис 5:1), составляющая собственность Господа (Иер 2:7) и, как жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем (Пс 77:54).18.Здесь, в Ханаане, Господь будет царем Своего народа (Пс 114:15).19-21.- Как видно из 1 ст., песнь исполнялась мужчинами: по ее окончании рассказывалась история освобождения (19), а затем в заключение хор женщин во главе с Мариам исполнил первый стих песни.22.Вплоть до (Исх 18:27) — путь от Чермного моря до Синая. Перечисление станов и имевших место при остановках событий. Из показания (Чис 33:10), что третий стан евреев был при Чермном море, с несомненностью следует, что по переходе через море евреи пошли не по прямой караванной дороге, ведущей к северо-востоку на Эламитский залив, а направлялись к югу, вдоль восточного берега Чермного моря. Пустыня Сур, иначе называемая Ефам (Чис 33:8), могла получить двойное имя от двух лежащих в ней городов. Три дня пути по ней без воды говорят о силе жажды и естественности отмеченного далее ропота.23.Место первой остановки — Мерру полагают обыкновенно в вади (поток, русло, долина) Гавара. Подобно Мерре источник Гавара отмечается несколько соленым вкусом воды, что и теперь бедуины считают ее самой худшей во всей окрестности.24-25.- Естественное объяснение чуда не имеет для себя оснований. Текст не содержит и намека на то, чтобы Моисей вычерпал воду, и вновь появившаяся оказалась хорошей (мнение Иосифа Флавия). Равным образом опытами путешественников не подтверждается тот взгляд, будто дерево обладает естественными свойствами превращать горькую воду в годную для питья. Не знают такого дерева и арабы. Событие служило испытанием веры народа в том отношении, что он не усомнился в действенности употребленного Моисеем чрезвычайного средства, — не усомнился и не отказался пить ту воду, о которой только что говорил: «что нам пить?» Так точно и для обратившегося ко Христу вера в Него, распятого на кресте, прообразуемом древом Мерры (Ефрем Сирин), служит утешением и усладой в земной юдоли. «Слыша о древе Мерры, — говорит Григорий Нисский, — конечно, будешь разуметь крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемая надеждою будущего».26.Частный случай спасительного действия веры дает повод к установлению общего положения об условиях избавления от разного рода бедствий, верхом которых служат египетские казни (Втор 28:27,60); (Втор 28:27,60). Обещание Господа должно было поддерживать дух народа при дальнейших, предстоявших ему на пути испытаниях.27.Второй стан — Елим находился южнее Мерры в теперешней вади Гарандел, изобилующей прекрасными пальмами, тамарисками, акациями и сочною травой.



