- 1. И сказал Господь Моисею:
вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним,
[и взойди ко Мне на гору,]
и Я напишу на сих скрижалях слова,
какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; - 2. и будь готов к утру,
и взойди утром на гору Синай,
и предстань предо Мною там на вершине горы; - 3. но никто не должен восходить с тобою,
и никто не должен показываться на всей горе;
даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. - 4. И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним,
и, встав рано поутру, взошел на гору Синай,
как повелел ему Господь;
и взял в руки свои две скрижали каменные. - 5. И сошел Господь в облаке,
и остановился там близ него,
и провозгласил имя Иеговы. - 6. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь,
Господь, Бог человеколюбивый и милосердый,
долготерпеливый и многомилостивый и истинный, - 7. сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов,
прощающий вину и преступление и грех,
но не оставляющий без наказания,
наказывающий вину отцов в детях и в детях детей
до третьего и четвертого рода. - 8. Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]
- 9. и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка,
то да пойдет Владыка посреди нас;
ибо народ сей жестоковыен;
прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим. - 10. И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет:
пред всем народом твоим соделаю чудеса,
каких не было по всей земле и ни у каких народов;
и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа;
ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя; - 11. сохрани то, что повелеваю тебе ныне:
вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев,
Хеттеев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев; - 12. смотри, не вступай в союз с жителями той земли,
в которую ты войдешь,
дабы они не сделались сетью среди вас. - 13. Жертвенники их разрушьте,
столбы их сокрушите,
вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнем], - 14. ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога],
потому что имя Его — ревнитель;
Он Бог ревнитель. - 15. Не вступай в союз с жителями той земли,
чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих
и приносить жертвы богам своим,
не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; - 16. и не бери из дочерей их жен сынам своим
[и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их],
дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих,
не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих. - 17. Не делай себе богов литых.
- 18. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб,
как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива,
ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта. - 19. Все, разверзающее ложесна, Мне,
как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна,
из волов и овец; - 20. первородное из ослов заменяй агнцем,
а если не заменишь, то выкупи его;
всех первенцев из сынов твоих выкупай;
пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками. - 21. Шесть дней работай, а в седьмой день покойся;
покойся и во время посева и жатвы. - 22. И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы
и праздник собирания плодов в конце года; - 23. три раза в году должен являться весь мужеский пол твой
пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, - 24. ибо Я прогоню народы от лица твоего
и распространю пределы твои,
и никто не пожелает земли твоей,
если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего
три раза в году. - 25. Не изливай крови жертвы Моей на квасное,
и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. - 26. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
Не вари козленка в молоке матери его. - 27. И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии,
ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. - 28. И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей,
хлеба не ел и воды не пил;
и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие. - 29. Когда сходил Моисей с горы Синая,
и две скрижали откровения были в руке у Моисея
при сошествии его с горы,
то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами
оттого, что Бог говорил с ним. - 30. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы,
и вот, лице его сияет,
и боялись подойти к нему. - 31. И призвал их Моисей,
и пришли к нему Аарон и все начальники общества,
и разговаривал Моисей с ними. - 32. После сего приблизились [к нему] все сыны Израилевы,
и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. - 33. И когда Моисей перестал разговаривать с ними,
то положил на лице свое покрывало. - 34. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним,
тогда снимал покрывало, доколе не выходил;
а выйдя пересказывал сынам Израилевым все,
что заповедано было [ему от Господа]. - 35. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево,
и Моисей опять полагал покрывало на лице свое,
доколе не входил говорить с Ним.
1-4.- Как видно из предшествующей главы, отверженному Богом Израилю дается обещание, что он по-прежнему будет народом богоизбранным. Осуществлением подобного обещания и является восстановление нарушенного завета. Так как по существу этот второй завет подобен первому, то он и совершается при одинаковой с ним обстановке. Приготавливаются скрижали, но не Господом (Исх 32:16), а Моисеем в знак напоминания о нарушении завета; запрещается кому бы то ни было, кроме Моисея, восходить на Синай (ср. (Исх 19:12); посредником при заключении завета является Моисей, а Господь сходит к нему в облаке (Исх 19:9); (Исх 20:20).5-7.- Необходимым условием при заключении завета было согласие народа (Исх 19:8) и т. д.); но его уже недостаточно при восстановлении завета. Последнее может быть желательно для нарушившего завет, т. е. Израиля, и совершенно не желательно для оставшегося верным ему, т. е. Бога. Поэтому в то время как при заключении завета Господь предложил Израилю выразить свое желание вступить в союз с ним, теперь Он указывает на возможность со своей стороны восстановить нарушенный завет. Она коренится в открытых им Моисею (Исх Исх (Исх 33:19); Чис 14.17–18) свойствах божественного милосердия, долготерпения, которые приходят во всепрощение, но не исключают и правосудия. Открывшийся ранее при купине, как единый существующий, неизменяемый, Всевышний открывается теперь, как человеколюбивый милосердный. И поскольку эти последние свойства обеспечивают восстановление нарушенного завета, постольку, благодаря им, Господь является не изменившим Своему первоначальному обещанию быть Богом народа еврейского.
(В Славянской Библии (с греческого текста LXX-и) эти слова звучат несколько по иному: И сниде Господь во облаце, и преста ему тамо Моисей, и призва именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем Его… и т. д. Как видно из контекста, слово «Иегова» в славянском и греческом вариантах отсутствует и переведено по его смыслу — Господь (точнее — Сущий). А призвание именем Господним вполне можно истолковать как восторженное: О Всевышний! Прим. ред.)8-9.- Преклоняясь пред милостью Господа, Моисей просит, чтобы в будущем Он обнаруживал Свое присутствие среди Израиля в качестве Владыки (адонай) и Своим всемогуществом обуздывал его жестоковыйность, а теперь простил бы его грех, сделал бы Своим уделом. На милости основано принятие в завет, на правосудии, не оставляющем вину без наказания, дальнейшее руководство народом. (Использование в еврейском тексте слово «адонай» есть не имя собственное, а скорее обозначение Бога, как Всемилостивого и праведного Судии (от слова «дан» — судия, как указывалось ранее). В таком контексте слово «адонай» используется во всех Священных еврейских текстах — там, где говорится о Всевышнем, как вершащем праведный и неотвратимый суд, и соответственно с этим смыслом правильно используется в славянском и греческом переводах. Прим. ред.)10.Обещание сотворить перед Израилем великие чудеса, каких еще не было на земле, равносильно обещанию быть его Богом (Втор. 4.34,37–38; (2Цар 7:23).11-17.- При восстановлении завета, как и при его заключении, народу израильскому даются основные законы, определяющие его отношение к Богу. И так как восстановляемый завет одинаков с заключенным в первый раз, то и законы даются одни и те же. Повторяется первая заповедь (ст. 12–17; ср. Исх 20.2–3; Исх 23.23–49) с усиленным увещанием и приказанием избегать всего того, что ведет к ее нарушению. Сюда относятся союзы и особенно брачные с жителями земли Ханаанской (Нав. 23.7,12–13) и сохранение памятников язычества, в частности «священных рощ», евр. «ашер» (ст. 13), т. е. искусственно приготовленных из дерева статуй богини Астарты (Втор 12:2) и д.; (3Цар 14:23); (4Цар 17:10); (Иер 17:2) и т. п.).18.См. объяснение ст. 15 и д. гл. 12; 15 ст. 23 гл.19-20.- См. толкование гл. 13, ст. 2, 13.21.См. толкование 8–11 ст. 20 гл. Новым при повторении четвертой заповеди является увещание сохранять субботний покой и во время спешных полевых работ.22-24.- См. толкование ст. 14–17 гл. 23.25-26.- См. толкование ст. 18–19 гл. 23.27.Требуя от народа веры в Иегову и проведения ее в жизнь (праздники, посвящение первенцев), перечисленные в настоящем случае законы напоминали ему основные начала и требования теократии, а потому были достаточны — для восстановления завета.28-29.- Исходившее от лица Моисея сияние было результатом приближения к Богу: оно просветлило и очистило плоть пророка.30-32.- Во время синайского законодательства народ не мог вынести близости к себе Всевышнего и потому просил Моисея говорить с ним вместо Бога (Исх 20:19). Его в своей среде он усматривает теперь в сиянии лица пророка, не смеет приблизится к нему, как не смел приблизиться к горе (Исх 20:18).33-35.- Подобное настроение не покидало народ и во все последующее время: «и видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево» (ср. ст. 30), и потому при возвещении откровения Моисей носил покрывало.



