- 1. И вот законы, которые ты объявишь им:
- 2. если купишь раба Еврея,
пусть он работает [тебе] шесть лет,
а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром; - 3. если он пришел один,
пусть один и выйдет;
а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; - 4. если же господин его дал ему жену
и она родила ему сынов, или дочерей,
то жена и дети ее пусть останутся у господина ее,
а он выйдет один; - 5. но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих,
не пойду на волю, — - 6. то пусть господин его приведет его пред богов
и поставит его к двери, или к косяку,
и проколет ему господин его ухо шилом,
и он останется рабом его вечно. - 7. Если кто продаст дочь свою в рабыни,
то она не может выйти, как выходят рабы; - 8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее,
пусть позволит выкупить ее;
а чужому народу продать ее [господин] не властен,
когда сам пренебрег ее; - 9. если он обручит ее сыну своему,
пусть поступит с нею по праву дочерей; - 10. если же другую возьмет за него,
то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; - 11. а если он сих трех вещей не сделает для нее,
пусть она отойдет даром, без выкупа. - 12. Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;
- 13. но если кто не злоумышлял,
а Бог попустил ему попасть под руки его,
то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; - 14. а если кто с намерением умертвит ближнего коварно
[и прибежит к жертвеннику],
то и от жертвенника Моего бери его на смерть. - 15. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
- 16. Кто украдет человека [из сынов Израилевых]
и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него,
то должно предать его смерти. - 17. Кто злословит отца своего, или свою мать,
того должно предать смерти. - 18. Когда ссорятся [двое],
и один человек ударит другого камнем, или кулаком,
и тот не умрет, но сляжет в постель, - 19. то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки,
ударивший [его] не будет повинен смерти;
только пусть заплатит за остановку в его работе
и даст на лечение его. - 20. А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою,
и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; - 21. но если они день или два дня переживут,
то не должно наказывать его,
ибо это его серебро. - 22. Когда дерутся люди,
и ударят беременную женщину, и она выкинет,
но не будет другого вреда,
то взять с виновного пеню,
какую наложит на него муж той женщины,
и он должен заплатить оную при посредниках; - 23. а если будет вред, то отдай душу за душу,
- 24. глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
- 25. обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.
- 26. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз,
и повредит его,
пусть отпустит их на волю за глаз; - 27. и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей,
пусть отпустит их на волю за зуб. - 28. Если вол забодает мужчину или женщину до смерти,
то вола побить камнями и мяса его не есть;
а хозяин вола не виноват; - 29. но если вол бодлив был и вчера и третьего дня,
и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его,
а он убил мужчину или женщину,
то вола побить камнями,
и хозяина его предать смерти; - 30. если на него наложен будет выкуп,
пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. - 31. Сына ли забодает, дочь ли забодает, —
по сему же закону поступать с ним. - 32. Если вол забодает раба или рабу,
то господину их заплатить тридцать сиклей серебра,
а вола побить камнями. - 33. Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее,
и упадет в нее вол или осел, - 34. то хозяин ямы должен заплатить,
отдать серебро хозяину их, а труп будет его. - 35. Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его,
пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его;
также и убитого пусть разделят пополам; - 36. а если известно было,
что вол бодлив был и вчера и третьего дня,
но хозяин его [быв извещен о сем] не стерег его,
то должен он заплатить вола за вола,
а убитый будет его.
1-2.- По закону в рабы мог быть покупаем обедневший еврей за неуплату долга (Лев. 25:39), а также вор, оказавшийся не в состоянии уплатить за похищенное (Исх. 22:3). Шестилетний срок рабства (Втор. 15:12, 18; Иер. 34:14) назначается в соответствии с заповедью о шести днях работы и покое седьмого дня. Год освобождения раба седьмой не есть седьмой юбилейный, а седьмой от начала рабства каждого отдельного раба. Если бы он был седьмым юбилейным, то рабу пришлось бы служить не шесть лет, а столько времени, сколько оставалось до него с момента поступления в рабство, в некоторых случаях месяц, даже меньше. И действительно закон прямо указывает, что в седьмой юбилейный год рабы находятся при своих господах, не получают свободы (Лев. 25:4-6). По окончании шестилетней службы раб отпускался на волю не только «даром», без выкупа, так как за это время он заработал двойную плату наемника (Втор. 15:18), но и получал от хозяина все необходимое для обзаведения собственным хозяйством: от стад, от гумна и точила (Втор. 15:14).3-4.- В первом случае (ст. 3) жена рассматривается как собственность мужа-раба, а потому с ней, своей собственностью, он и уходил на волю. Во втором (ст. 4) она — собственность господина, в силу чего при освобождении своего мужа остается с детьми в доме хозяина.5-6.- Еврей, женившийся в состоянии рабства на рабыне своего господина и потому не имеющий права освободиться в седьмой год со всей своей семьей, из-за любви к жене и детям может остаться рабом навеки, т. е. до пятидесятого юбилейного года (Лев. 25:39-41). Другое действие, также устраняющее возможность разных злоупотреблений, состояло в прокалывании уха раба шилом у косяка или дверей того дома, в котором он пожелал служить (Втор. 15:16-17). Раб как бы прикреплялся к дому своего господина.7.Как видно из Втор. 15:17 и Иер. 34:9-11, 16, рабыни-еврейки освобождались на тех же началах, что и рабы-евреи. Поэтому общее правило: рабыня «не может выйти, как выходят рабы», имеет в виду не просто рабынь, но рабынь-наложниц.8.Когда еврейка, купленная в качестве наложницы и сделавшаяся таковою, впоследствии будет отвергнута господином, то он, как виновный в ее бесчестии, должен помочь ей выкупиться, уступить ее дешевле тому, кто пожелает ее купить, только не язычнику, брак с которым запрещен (Втор. 7:3).9.Отдав еврейку-рабыню в наложницы сыну, господин должен рассматривать ее не как рабу, а как дочь.10.При существовании других наложниц, появившихся позднее, она не лишается прав жены и средств к существованию.11.Если хозяин дома не позволит отвергнутой им наложнице выкупиться, не будет рассматривать ее, наложницу сына, в качестве дочери и при существовании у сына других наложниц лишит ее сожительства с ним, то при несоблюдении этих трех условий она получает право уйти от него без выкупа.12-32.- Законы, разъясняющие заповедь — «не убий!», убийство сознательное и ненамеренное; различные случаи увечья, как нанесения вреда жизни ближнего. Сознательное убийство во всех его видах (Чис. 35:16-21), будет ли оно совершено евреем или же пришельцем (Лев. 24:22), наказывается по общему праву кровавой мести смертью: «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его» (Чис. 35:19, 21).13.Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном (Чис. 35:22-23; Втор. 19:4-5; 1Цар. 24:18). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть (Втор. 19:6), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь (Чис. 35:25), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища (Чис. 35:11 и д.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов.14.Коварный, сознательный убийца, лишенный права скрыться в одном из городов убежища (Втор 19:11-12), не может спастись от смерти и у жертвенника (3Цар 2:28-34). Требуя от Израиля истреблять зло из своей среды (Втор 19:19-20), Господь тем более сам не может охранять его на месте Своего жилища, в скинии или храме, у жертвенника.15.Как видно из Втор. 21:18-21, отец и мать сами отказываются от дурного сына. Нетерпимый член семьи, поругающий внушаемые природой чувства, он нетерпим и в обществе — исторгается из его среды, побивается камнями.16.Свобода драгоценна не менее жизни, поэтому лишение ее — покража и продажа евреем своего соотечественника (Втор. 24:7) приравнивается к убийству.18-33.- Различные случаи увечья; назначаемые за них наказания соответствуют степени преступления.
Избивший ближнего в драке должен вознаградить его тем, чего он лишил его: уплатить ему ту сумму денег, которую пострадавший мог бы заработать, если бы был здоров, и на свои средства вылечить его.19-21.- За убийство раба и рабыни, умерших во время наказания, хозяин не подвергается смерти, а лишь назначаемому судом наказанию, или потому, что раб не приравнивается к свободному (ср. ст. 21 с 19; 26 с 23 и 32 с 29), или потому, что хозяин только наказывал неразумного раба (Притч. 10:13), не имея в виду убить его. Господин даже и совсем освобождается от наказания, когда смерть раба не является непосредственным следствием побоев: умрет день или два спустя после побоев. Для хозяина в этом случае достаточно и того наказания, что, теряя раба, он теряет заплаченные за него деньги, наносит себе ущерб: «это его серебро».22.Пеня назначается за преждевременно выкинутое дитя. Посредники требуются для предотвращения со стороны мужа неумеренности в требованиях. Греческий перевод вносит такое различение в степени развития выкидыша, для которого нет основания в еврейском тексте. Выкидыш «неизображенный» — ребенок не сформировавшийся, он не приравнивается к полному человеку — и потому за смерть его назначается лишь пеня. Выкидыш, «изображенный» — внешне сформировавшийся ребенок, и за его смерть, как и за смерть взрослого человека, виновный подвергается смерти.23-25.- Если последствием драки, кроме преждевременных родов, будет нанесение повреждения самой беременной женщине, то в этом случае нужно поступать по следующему правилу: «душу за душу», т. е. жизнь за жизнь (термин «душа», употребляемый в Библии для обозначения жизненной силы, с удалением которой живое существо умирает, ставится взамен выражения «жизнь»: Пс. 106:5; Иона 2:8; Плач. 1:11, 19; Пс. 55:7; 3Цар. 17:21), глаз за глаз и т. д. Составляя продолжение предшествующей речи, слова: «если будет вред, то» устанавливают и общее правило о возмездии за увечье (Лев. 24:20; Втор. 19:21; Мф. 5:38). Зло, причиненное одним евреем другому, должно быть наказано таким же злом, — возмездие простое, чувствительное и способное с силой предупреждать преступление.26-27.- Общее правило, определяющее степень наказания за нанесенное увечье, не применяется к рабам, но его изменение ограничивает произвол и жестокое обращение с ними хозяев.28.Вол умерщвляется как опасное для жизни человека животное и притом согласно божественному определению (Быт. 9:5; Чис. 35:33). Не освобожденное от крови, мясо его не вкушается по общему закону, требующему вкушать мясо без крови (Лев. 17:10-14). Хозяин, не знавший о бодливости своего вола (ср. ст. 29), не виноват. Но побитие вола камнями и запрещение извлечь пользу из его мяса наносили хозяину столь значительный ущерб, что естественно побуждали его не относиться равнодушно к вопросу; не имеет ли вол наклонности бодаться?29.Хозяин вола предается смерти за беспечное отношение к жизни ближнего. Виновником смерти является не столько неразумное животное, сколько он сам, имевший возможность устранить ее соответствующими мерами. Строгость наказания совершенно уничтожала возможность равнодушия к бодливости животного и заставляла заботиться о безопасности ближних.30-31.- Смерть заменяется выкупом на том, может быть, основании, что вина домохозяина заключается только в беспечности, но не в злом умысле.32.30 сиклей составляют, по всей вероятности, покупную цену раба, подобно тому, как 50 сиклей — выкупную цену взрослого человека (Лев. 27:3).33-34.- Хозяин незакрытой ямы возмещает тот убыток, который причинила ближнему беспечность.35.Солидарность интересов заставляет — делить несчастье пополам.36.В убытках виноват лишь тот, кто беспечно, нерадиво относится к собственности ближнего, а потому он один и терпит ущерб.



