- 1. И двинулись из Елима,
и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син,
что между Елимом и между Синаем,
в пятнадцатый день второго месяца
по выходе их из земли Египетской. - 2. И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона
в пустыне, - 3. и сказали им сыны Израилевы:
о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской,
когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!
ибо вывели вы нас в эту пустыню,
чтобы всё собрание это уморить голодом. - 4. И сказал Господь Моисею:
вот, Я одождю вам хлеб с неба,
и пусть народ выходит
и собирает ежедневно, сколько нужно на день,
чтобы Мне испытать его,
будет ли он поступать по закону Моему, или нет; - 5. а в шестой день пусть заготовляют, что принесут,
и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. - 6. И сказали Моисей и Аарон всему [обществу] сынов Израилевых:
вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, - 7. и утром увидите славу Господню,
ибо услышал Он ропот ваш на Господа:
а мы что такое, что ропщете на нас? - 8. И сказал Моисей: узнаете,
когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта,
ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него:
а мы что?
не на нас ропот ваш, но на Господа. - 9. И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых:
предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш. - 10. И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых,
то они оглянулись к пустыне,
и вот, слава Господня явилась в облаке. - 11. И сказал Господь Моисею, говоря:
- 12. Я услышал ропот сынов Израилевых;
скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом —
и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. - 13. Вечером налетели перепелы и покрыли стан,
а поутру лежала роса около стана; - 14. роса поднялась,
и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное,
мелкое, как иней на земле. - 15. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это?
Ибо не знали, что это.
И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; - 16. вот что повелел Господь:
собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть;
по гомору на человека,
по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. - 17. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало;
- 18. и меряли гомором,
и у того, кто собрал много, не было лишнего,
и у того, кто мало, не было недостатка:
каждый собрал, сколько ему съесть. - 19. И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра.
- 20. Но не послушали они Моисея,
и оставили от сего некоторые до утра, —
и завелись черви, и оно воссмердело.
И разгневался на них Моисей. - 21. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть;
когда же обогревало солнце, оно таяло. - 22. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого.
И пришли все начальники общества и донесли Моисею. - 23. И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь:
завтра покой, святая суббота Господня;
что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня,
а что останется, отложите и сберегите до утра. - 24. И отложили то до утра, как повелел [им] Моисей,
и оно не воссмердело, и червей не было в нем. - 25. И сказал Моисей: ешьте его сегодня,
ибо сегодня суббота Господня;
сегодня не найдете его на поле; - 26. шесть дней собирайте его,
а в седьмой день — суббота:
не будет его в этот день. - 27. Но некоторые из народа
вышли в седьмой день собирать —
и не нашли. - 28. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться
от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? - 29. смотрите, Господь дал вам субботу,
посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня:
оставайтесь каждый у себя [в доме своем],
никто не выходи от места своего в седьмой день. - 30. И покоился народ в седьмой день.
- 31. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна;
она была, как кориандровое семя, белая,
вкусом же как лепешка с медом. - 32. И сказал Моисей: вот что повелел Господь:
наполните [манною] гомор для хранения в роды ваши,
дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне,
когда вывел вас из земли Египетской. - 33. И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой],
и положи в него полный гомор манны,
и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. - 34. И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения,
как повелел Господь Моисею. - 35. Сыны Израилевы ели манну сорок лет,
доколе не пришли в землю обитаемую;
манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской. - 36. А гомор есть десятая часть ефы.
1.Через месяц по выходе их Египта (Чис 33:3) евреи пришли в пустыню Син, не прямо из Елима, а из стана, бывшего при море (Чис 33.10–11).2-3.- Ропот направлен против обоих братьев — их божественного посланничества: «вывели нас в пустыню» (ср. (Исх 3:10), а вместе с тем и против самого Всевышнего, призвавшего Моисея и Аарона. Кроме прихоти (Пс 77:18); (Пс 105:14), основанием для ропота является боязнь голодной смерти, более мучительной, чем смерть от египетских казней в состоянии полного материального довольства: «сидели у котлов мясных» (ср. Чис 11.4–5).4-5.- Горестное воспоминание: «ели хлеб досыта» не должно иметь места. Дан будет хлеб с неба, т. е. манна (ст. 15; (Пс 77:24), в достаточном на каждый день количестве, и им будет напитан народ досыта (ст. 8; (Пс 77:25). Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой зависимости их существования от Бога (Втор 8.16–17) и в то же время приучало к точному исполнению требования не заготовлять ее на другой день, кроме субботы (29). В этом отношении дарование манны является испытанием народа еврейского.6-8.- Прежде объявления воли Божией, Моисей и Аарон стараются остановить ропот. Роптать против них нет оснований, так как не они, Моисей и Аарон, вывели евреев из Египта и подвергли последних бедствию: «мы что такое, что ропщете на нас?» Ответственным за бедствие является сам Бог, так как Он вывел народ из Египта. Как ответственный за лишения, Господь услышал народный ропот и явился Израилю. И в этом предстоящем явлении Сущего заключается основание для прекращения недовольства. Бог, изведший евреев из Египта и теперь подвергший их лишению, сам и устранит последнее: «вечером даст мяса, а утром хлеба».9-10.- Явление славы Господней, служившее указанием на присутствие Бога среди народа (Чис 16:19) и д.; (3Цар 8:10,11), было наглядным доказательством справедливости предшествовавшей речи Моисея.11-15.- По свидетельству путешественников весной на синайском полуострове бывает такая масса перелетных птиц, что их можно ловить руками. Это естественное явление и послужило орудием в руках Промысла Божия для напитания евреев. По указанию (Чис 11:9), появление росы сопровождалось появлением манны. Но так как роса сходит с небес (Втор 33:13,28); (Зах 8:12), то и манна, даруемая небом, называется «хлебом с неба» (ст. 4; (Пс 77:24); (Пс 104:40); (Неем 9:15); (Ин 6:31). По внешнему виду она напоминала кориандровое семя белого, как иней, или желтовато-голубого цвета, была похожа на бдоллах, а по вкусу была то же, что лепешка с медом (31; (Чис 11:7). Самое слово «манна» образовано из двух еврейских слов: «ман», «ма» — что и «гу» — он, и буквально значит: что это? Производство от «манан» — дарить не имеет для себя основания в тексте. Подобно появлению перепелов, дарование манны считается со времени Иосифа Флавия явлением естественным. Как он, так и другие исследователи отождествляют библейскую манну с манной тамарисковой вытекающей из тамарисков в виде клея. В жидком состоянии последняя имеет темновато-грязный цвет, а в сухом — совершенно белый; собирается на Синайском полуострове в вади Фейран и Гарандел в то же самое время, в которое находились евреи в пустыне Син, — в мае, июне. Но при всем сходстве между манной библейской и тамарисковой есть и существенное различие. Оно касается прежде всего количества. Евреи собирали манну каждый по гомору (ст. 16), следовательно, все в достаточном количестве; между тем тамарисковой манны добывается в год не более 500–600 фунтов. Манной евреи питались во все сорокалетнее странствование (ст. 35), даже на восточно-иорданской стороне (Нав 5:12), между тем тамарисковая манна, кроме пустыни Син, нигде теперь не встречается. Тамарисковая манна вроде воска, а библейская — как мука или крупа, которую могли молоть в жерновах, толочь в ступе и варить в котле (Чис 11:8). Библейская манна подвергалась разложению (20), а тамарисковая нет; первая не появлялась по субботам (27), последняя собиралась и в этот день.16-18.- Количество собираемой манны измерялось гомором (евр. «омер» — спор). Данный термин служил названием неизвестной меры вместимости, а обозначает «сосуд для питья, какой обыкновенно имеют при себе жители Востока в своих путешествиях по пустыне для черпания воды из источников» (Михаэлис). Такой же точно взгляд высказывает и другой экзегет — Канне. И так как эти домашние сосуды при относительном равенстве могли быть различной вместимости, то этим и объясняется то обстоятельство, что у собравших больше манны (17) при измерении ее гомором не было лишнего и у собравших меньше не оказалось недостатка. Большие по числу членов семьи имели и большие гоморы, благодаря чему в них и могло вместиться большее количество собранной манны, — лишней манны не оказалось. Меньшие семейства имели меньшие гоморы, и в них вошло столько манны, сколько было нужно для семьи, — недостатка не было. Если указанным пониманием термина «гомор» достаточно объясняется речь ст. 18, то ему не противоречит замечание ст. 36, что гомор — 1/10 ефы. В виду неодинаковой его вместимости было вполне естественно указать отношение его к определенной мере.19-20.- Неисполнение второго приказания всего скорее объясняется жадностью (ср. Чис 11.32–33).21-24.- Так как народу не был разъяснен смысл приказания собирать в шестой день двойное количество манны (5), то вполне естественно, что он не понимал его. Намек на это содержится в поведении начальников общества. Они доносят Моисею о выполнении его повеления, как бы дожидаясь указания, что же следует делать с двойным количеством манны.25-31.- Имевшее место на первый раз непослушание некоторых из народа было устранено впоследствии вторичным повторением закона о субботе (28–30).32-34.- (Очень интересное замечание. Гомор — совершенно фиксированная мера объема. Прим. Ред.)
Так как устройство скинии собрания и ее принадлежностей, в частности ковчега завета, относится к позднейшему времени, то, по мнению одних экзегетов, события данных стихов имели место гораздо позднее пребывания евреев в пустыне Син. Другие же на основании 7 и дальнейших стихов 33 гл. Исх предполагают, что до построения скинии у евреев существовало особое святилище, в котором и был поставлен сосуд с манной.35.Замечание ст. 35 не принадлежит позднейшему времени и автору.



