- 1. Священникам левитам, всему колену Левиину,
не будет части и удела с Израилем:
они должны питаться жертвами Господа и Его частью; - 2. удела же не будет ему между братьями его:
Сам Господь удел его, как говорил Он ему. - 3. Вот что должно быть положено священникам от народа,
от приносящих в жертву волов или овец:
должно отдавать священнику
плечо, челюсти и желудок; - 4. также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего,
и начатки от шерсти овец твоих отдавай ему, - 5. ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих,
чтобы он предстоял [пред Господом, Богом твоим],
служил [и благословлял] во имя Господа,
сам и сыны его во все дни. - 6. И если левит придет из одного из жилищ твоих,
из всей земли [сынов] Израилевых, где он жил,
и придет по желанию души своей
на место, которое изберет Господь, - 7. и будет служить во имя Господа Бога своего,
как и все братья его левиты, предстоящие там пред Господом, — - 8. то пусть они пользуются одинаковою частью,
сверх полученного от продажи отцовского имущества. - 9. Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой,
тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: - 10. не должен находиться у тебя
проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь,
прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, - 11. обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
- 12. ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это,
и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; - 13. будь непорочен пред Господом Богом твоим;
- 14. ибо народы сии, которых ты изгоняешь,
слушают гадателей и прорицателей,
а тебе не то дал Господь Бог твой. - 15. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня,
воздвигнет тебе Господь Бог твой, —
Его слушайте, — - 16. так как ты просил у Господа Бога твоего
при Хориве в день собрания,
говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего
и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. - 17. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе];
- 18. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты,
и вложу слова Мои в уста Его,
и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; - 19. а кто не послушает слов Моих,
которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем,
с того Я взыщу; - 20. но пророка, который дерзнет говорить Моим именем
то, чего Я не повелел ему говорить,
и который будет говорить именем богов иных,
такого пророка предайте смерти. - 21. И если скажешь в сердце твоем:
«как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» - 22. Если пророк скажет именем Господа,
но слово то не сбудется и не исполнится,
то не Господь говорил сие слово,
но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его.
1-2.- (Чис 18:20)3-5.- Ср. Исх 29.26–28; Лев 2.2,10; Лев 6.24–29; Лев 7.6–14,28–36; Лев 9.31–38; Лев 10.12–18; Лев 14.13; Лев 23.20; (Чис 18:1)
С вступлением в землю Ханаанскую отменялось данное в пустыне повеление, чтобы всякое чистое животное закалалось пред скинией, как жертвенное (Втор 12:1), через что содержание священников сокращалось в значительной степени. Поэтому, сверх «груди потрясения» и «плеча возношения», включены также «челюсти и желудок». К числу приношений первых плодов прибавлены начатки шерсти от овец (Властов, Свящ. Лет.).6-8.- Левит, навсегда покинувший пределы своего левитского города и перешедший на постоянную службу при скинии, получал содержание из средств последней, удерживая при себе и то, что «получал от продажи отцовского достояния» (ст. 8).9-14.- Ср. Лев 19.31; (Втор 18:10); «Проводящий сына своего или дочь свою через огонь», в честь богов язычества.15-19.- Согласно указаниям новозаветного Писания (Ин 5:46); (Деян 3:22,23); (Деян 7:37) и толкованиям христианских писателей, в комментируемых стихах следует видеть предсказание Мессии, так как из обыкновенных пророков, выступавших в Израиле после Моисея, никто не может быть сравнен с последним (Втор 34.10–12).
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, как ты». Моисей был вождь, пророк, законодатель Ветхого Завета, посредник между Богом и людьми, отличавшийся особенной близостью к Иегове (Чис 12.6–8); Мессия Иисус Христос есть Вождь, Пророк, Законодатель Нового Завета, Ходатай между Богом и людьми, по Своему божественному естеству — Единородный Сын Божий. Моисей освободил евреев от рабства Египту и довел до земли обетования; Христос Иисус Своей жизнью, учением, смертью освободил человечество от ига духовного Египта и открыл доступ в обители обетованного блаженства.20-22.- Ср. (Втор 13:1-5) В (Втор 13:1-5) отмечается один признак «непризванности» пророка: не согласное духу божественного закона учение; здесь указывается другой: неисполнение предсказаний.



