- 1. Внимай, небо, я буду говорить;
и слушай, земля, слова уст моих. - 2. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя,
как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. - 3. Имя Господа прославляю;
воздайте славу Богу нашему. - 4. Он твердыня;
совершенны дела Его, и все пути Его праведны;
Бог верен, и нет неправды [в Нем];
Он праведен и истинен; - 5. но они развратились пред Ним,
они не дети Его по своим порокам,
род строптивый и развращенный. - 6. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный?
не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя,
создал тебя и устроил тебя? - 7. Вспомни дни древние,
помысли о летах прежних родов;
спроси отца твоего, и он возвестит тебе,
старцев твоих, и они скажут тебе. - 8. Когда Всевышний
давал уделы народам и расселял сынов человеческих,
тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; - 9. ибо часть Господа народ Его,
Иаков наследственный удел Его. - 10. Он нашел его в пустыне,
в степи печальной и дикой,
ограждал его, смотрел за ним,
хранил его, как зеницу ока Своего; - 11. как орел вызывает гнездо свое,
носится над птенцами своими,
распростирает крылья свои,
берет их и носит их на перьях своих, - 12. так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.
- 13. Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей,
и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, - 14. маслом коровьим и молоком овечьим,
и туком агнцев и овнов Васанских и козлов,
и тучною пшеницею,
и ты пил вино, кровь виноградных ягод. - 15. И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям;
утучнел, отолстел и разжирел;
и оставил он Бога, создавшего его,
и презрел твердыню спасения своего. - 16. Богами чуждыми они раздражили Его
и мерзостями [своими] разгневали Его: - 17. приносили жертвы бесам, а не Богу,
богам, которых они не знали, новым,
которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. - 18. А Заступника, родившего тебя, ты забыл,
и не помнил Бога, создавшего тебя. - 19. Господь увидел [и вознегодовал],
и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих, - 20. и сказал: сокрою лице Мое от них
[и] увижу, какой будет конец их;
ибо они род развращенный;
дети, в которых нет верности; - 21. они раздражили Меня не богом,
суетными своими огорчили Меня:
и Я раздражу их не народом,
народом бессмысленным огорчу их; - 22. ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего,
и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор; - 23. соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои:
- 24. будут истощены голодом,
истреблены горячкою и лютою заразою;
и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле; - 25. извне будет губить их меч, а в домах ужас —
и юношу, и девицу,
и грудного младенца, и покрытого сединою старца. - 26. Я сказал бы: рассею их
и изглажу из среды людей память о них; - 27. но отложил это ради озлобления врагов,
чтобы враги его не возомнили и не сказали:
наша рука высока, и не Господь сделал все сие. - 28. Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
- 29. О, если бы они рассудили, подумали о сем,
уразумели, что с ними будет! - 30. Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму,
если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их! - 31. Ибо заступник их не таков, как наш Заступник;
сами враги наши судьи в том. - 32. Ибо виноград их
от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских;
ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; - 33. вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
- 34. Не сокрыто ли это у Меня?
не запечатано ли в хранилищах Моих? - 35. У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их;
ибо близок день погибели их,
скоро наступит уготованное для них. - 36. Но Господь будет судить народ Свой
и над рабами Своими умилосердится,
когда Он увидит, что рука их ослабела,
и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне. - 37. Тогда скажет [Господь]: где боги их,
твердыня, на которую они надеялись, - 38. которые ели тук жертв их [и] пили вино возлияний их?
пусть они восстанут и помогут вам,
пусть будут для вас покровом! - 39. Видите ныне, [видите,] что это Я,
Я — и нет Бога, кроме Меня:
Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю,
и никто не избавит от руки Моей. - 40. Я подъемлю к небесам руку Мою
и [клянусь десницею Моею и] говорю: живу Я вовек! - 41. Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд,
то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам; - 42. упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью,
кровью убитых и пленных, головами начальников врага. - 43. [Веселитесь, небеса, вместе с Ним,
и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.]
Веселитесь, язычники, с народом Его
[и да укрепятся все сыны Божии]!
ибо Он отмстит за кровь рабов Своих,
и воздаст мщение врагам Своим,
[и ненавидящим Его воздаст,]
и очистит [Господь] землю Свою и народ Свой! - 44. [И написал Моисей песнь сию в тот день,
и научил ей сынов Израилевых.]
И пришел Моисей [к народу]
и изрек все слова песни сей вслух народа,
он и Иисус, сын Навин. - 45. Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю,
- 46. тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова,
которые я объявил вам сегодня,
и завещевайте их детям своим,
чтобы они старались исполнять все слова закона сего; - 47. ибо это не пустое для вас,
но это жизнь ваша,
и чрез это вы долгое время пробудете на той земле,
в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею. - 48. И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал:
- 49. взойди на сию гору Аварим, на гору Нево,
которая в земле Моавитской, против Иерихона,
и посмотри на землю Ханаанскую,
которую я даю во владение сынам Израилевым; - 50. и умри на горе, на которую ты взойдешь,
и приложись к народу твоему,
как умер Аарон, брат твой, на горе Ор,
и приложился к народу своему, - 51. за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых
при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син,
за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; - 52. пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда,
в землю, которую Я даю сынам Израилевым.
2.Сравнения, указывающие на благотворность внимательного отношения к последующим словам пророка.8-9.- Расселяя на земле после потопа и столпотворения человеческий род, Господь уже предвидел те географические грани, в которые будет заключен Его будущий избранный народ; расположение и пределы других народов как бы стояли в теснейшей связи с численностью, пределами и назначением Его «удела» (Исх 19:15).10.Фактическое усвоение еврейского народа Иеговой произошло в пустынях, лежавших на пути странствования из Египта в Ханаан.13.«Вознес его на высоту земли», т. е. возводил на высокие горы.
«Питал его медом из камня», т. е. медом, который в безлесных местностях собирается и копится пчелами в расщелинах скал.
«Елеем из твердой скалы», т. е. елеем маслин, растущих на твердой почве.14.Скот, пасшийся на тучных пастбищах Васана, отличался особенной упитанностью (Пс 21:13); (Иез 39:18).17.«Приносили жертвы бесам». См. 1Кор 10.19–21.21.В ближайшем смысле разумеются народы, порабощавшие Израиль; в более отдаленном — призвание темных, лишенных истинного боговедения, язычников в лоно Христовой Церкви, — вместо стоявших у ее порога израильтян. «Уверовавшие в Христа Спасителя, — замечает блаж. Феодорит, — не один народ, но бесчисленное множество народов. И они были некогда «неразумливы» и несмысленны, как говорит блаженный Павел: «Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви и прельщени, работающе похотем и страстем различным» (Тит 3:3). Потому Бог и говорит: «Как вы, оставив единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, так и Я отвергнув один народ, дарую спасение всем народам. Но вы, воздав почитание тем, которые не суть боги, но сделали их богами; а Я и неразумливые народы исполню божественной мудрости; и вы, видя это, будете истаевать от зависти» (Толк. на кн. Втор., вопр. 41).30-31.- «Сами враги наши судьи в том», что Иегова — крепость Израиля. См. (Исх 14:25); (Чис 22:1) – (Чис 24:1); Нав 2.7–11.32-33.- Относятся к израильтянам, характеризуя их нравственную испорченность.36.«Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится (только тогда), когда Он увидит, что рука их ослабела (ослабела гордость и интенсивность порока, а вместе с тем истощились и их нецелесообразно расходуемые физические силы), и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне». Образное выражение для обозначения грандиозности истребления.43.Заключительный аккорд песни Моисея: грозен суд правды Божией, но он гибелен лишь для упорных отступников от Иеговы; верные же сыны Его будут спасены. Вместе с верными сынами Израиля должны торжествовать и язычники, так как «кровь рабов очищена», «мщение врагам воздано», «народ и земля очищены». Согласно толкованиям Ап. Павла (Рим 15.8–12) и христианских писателей, Моисей предъизобразил в данном месте духовную радость членов Церкви Христовой, в которую должны войти как язычники, так и Иудеи (Рим 11.1).47.Ср. Втор 30.15–20.48-52.- Ср. Чис 20.7–13; Чис 27.12–15; (Втор 1:37); (Втор 3:23); Втор 4.21–22. Нево (Навав) — одна из возвышенностей горного хребта Аварим.



