- 1. Приблизилось время умереть Давиду,
и завещал он сыну своему Соломону, говоря: - 2. вот, я отхожу в путь всей земли,
ты же будь тверд и будь мужествен - 3. и храни завет Господа Бога твоего,
ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его,
и определения Его и постановления Его,
как написано в законе Моисеевом,
чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать,
и везде, куда ни обратишься; - 4. чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне,
говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими,
чтобы ходить предо Мною в истине
от всего сердца своего и от всей души своей,
то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом». - 5. Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин,
как поступил он с двумя вождями войска Израильского,
с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым,
как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира,
обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих
и обувь на ногах своих: - 6. поступи по мудрости твоей,
чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю. - 7. А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость,
чтоб они были между питающимися твоим столом,
ибо они пришли ко мне,
когда я бежал от Авессалома, брата твоего. - 8. Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима;
он злословил меня тяжким злословием,
когда я шел в Маханаим;
но он вышел навстречу мне у Иордана,
и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом». - 9. Ты же не оставь его безнаказанным;
ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним,
чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю. - 10. И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом.
- 11. Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет:
в Хевроне царствовал он семь лет
и тридцать три года царствовал в Иерусалиме. - 12. И сел Соломон на престоле Давида, отца своего,
и царствование его было очень твердо. - 13. И пришел Адония, сын Аггифы,
к Вирсавии, матери Соломона, [и поклонился ей].
Она сказала: с миром ли приход твой?
И сказал он: с миром. - 14. И сказал он: у меня есть слово к тебе.
Она сказала: говори. - 15. И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне,
и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя;
но царство отошло от меня и досталось брату моему,
ибо от Господа это было ему; - 16. теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне.
Она сказала ему: говори. - 17. И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону,
ибо он не откажет тебе,
чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену. - 18. И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю.
- 19. И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии.
Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем.
Поставили престол и для матери царя,
и она села по правую руку его - 20. и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне.
И сказал ей царь: проси, мать моя;
я не откажу тебе. - 21. И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии,
брату твоему, в жену. - 22. И отвечал царь Соломон и сказал матери своей:
а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии?
проси ему также и царства;
ибо он мой старший брат,
и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [военачальник, друг]. - 23. И поклялся царь Соломон Господом,
говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает,
если не на свою душу сказал Адония такое слово; - 24. ныне же, — жив Господь, укрепивший меня
и посадивший меня на престоле Давида, отца моего,
и устроивший мне дом, как говорил Он, —
ныне же Адония должен умереть. - 25. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева,
который поразил его, и он умер. - 26. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле;
ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя,
ибо ты носил ковчег Владыки Господа
пред Давидом, отцом моим,
и терпел все, что терпел отец мой. - 27. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня,
и исполнилось слово Господа,
которое сказал Он о доме Илия в Силоме. - 28. Слух об этом дошел до Иоава, —
так как Иоав склонялся на сторону Адонии,
а на сторону Соломона не склонялся, —
и убежал Иоав в скинию Господню
и ухватился за роги жертвенника. - 29. И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню
и что он у жертвенника.
И послал Соломон Ванею, сына Иодаева,
говоря: пойди, умертви его [и похорони его]. - 30. И пришел Ванея в скинию Господню
и сказал ему: так сказал царь: выходи.
И сказал тот: нет, я хочу умереть здесь.
Ванея передал это царю,
говоря: так сказал Иоав, и так отвечал мне. - 31. Царь сказал ему: сделай, как он сказал,
и умертви его и похорони его,
и сними невинную кровь, пролитую Иоавом,
с меня и с дома отца моего; - 32. да обратит Господь кровь его на голову его
за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его:
поразил мечом, без ведома отца моего Давида,
Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского,
и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского; - 33. да обратится кровь их на голову Иоава
и на голову потомства его на веки,
а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его
да будет мир на веки от Господа! - 34. И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его,
и он был похоронен в доме своем в пустыне. - 35. И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева,
вместо его над войском;
[управление же царством было в Иерусалиме,]
а Садока священника поставил царь [первосвященником]
вместо Авиафара.
[И дал Господь Соломону разум и мудрость весьма великую
и обширный ум, как песок при море.
И Соломон имел разум выше разума всех сынов востока
и всех мудрых Египтян.
И взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов,
доколе не построил дома своего
и, во-первых, дома Господня и стены вокруг Иерусалима;
в семь лет окончил он строение.
И было у Соломона семьдесят тысяч человек, носящих тяжести,
и восемьдесят тысяч каменосеков в горах.
И сделал Соломон море и подпоры, и большие бани и столбы,
и источник на дворе и медное море,
и построил замок и укрепления его, и разделил город Давидов.
Тогда дочь фараона перешла из города Давидова в дом свой,
который он построил ей;
тогда построил Соломон стену вокруг города.
И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы
на жертвеннике, который он устроил Господу,
и курение совершал на нем пред Господом, и окончил строение дома.
Главных приставников над работами Соломоновыми
было три тысячи шестьсот,
которые управляли народом, производившим работы.
И построил он Ассур, и Магдон, и Газер,
и Вефорон вышний и Валалаф;
но эти города он построил после построения дома Господня
и стены вокруг Иерусалима.
И еще при жизни Давид завещал Соломону, говоря:
вот у тебя Семей, сын Геры, сына Иеминиина из Бахурима;
он злословил меня тяжким злословием, как я шел в Маханаим;
но он вышел навстречу мне у Иордана,
и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом».
Ты же не оставь его безнаказанным,
ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним,
чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.] - 36. И послав царь призвал Семея
и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме
и живи здесь, и никуда не выходи отсюда; - 37. и знай, что в тот день, в который ты выйдешь
и перейдешь поток Кедрон,
непременно умрешь;
кровь твоя будет на голове твоей. - 38. И сказал Семей царю: хорошо;
как приказал господин мой царь, так сделает раб твой.
И жил Семей в Иерусалиме долгое время. - 39. Но через три года случилось,
что у Семея двое рабов убежали к Анхусу,
сыну Маахи, царю Гефскому.
И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе. - 40. И встал Семей, и оседлал осла своего,
и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих.
И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа. - 41. И донесли Соломону,
что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился. - 42. И послав призвал царь Семея и сказал ему:
не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе,
говоря: «знай, что в тот день, в который ты выйдешь
и пойдешь куда-нибудь,
непременно умрешь»?
и ты сказал мне: «хорошо»; - 43. зачем же ты не соблюл приказания,
которое я дал тебе пред Господом с клятвою? - 44. И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твое все зло,
какое ты сделал отцу моему Давиду;
да обратит же Господь злобу твою на голову твою! - 45. а царь Соломон да будет благословен,
и престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки! - 46. и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву,
и он пошел и поразил Семея, и тот умер.
1.Смертельный исход болезни Давида, уже ранее предуказанный (3Цар 1:1-4,15), обусловливал вторичное, торжественное помазание Соломона (1Пар 29:20-22).2."Путь всей земли" (ср. (Нав 13:14) - неизбежный для всех людей жребий смерти.
2б - Увещания Давида сыну очень напоминают наставления Иеговы Иисусу Навину (Нав 1:6-7). Теократический царь народа Божия для успеха своего правления, должен всю свою деятельность основывать на законе Моисеевом (Втор 17:18-19), соблюдая уставы (евр. хуккот) Иеговы, заповеди (мицвот), определения (мишпатим) и постановления (эдот) Его. Специальный смысл отдельных терминов закона не может быть точно выражен (по раввинам, хуккот - законы в отношении к Богу, для которых не надо нарочитого обоснования, мицвот - законы также в отношении Бога с определенно выраженным основанием; мишпатим - законы об отношении к людям; эдот - законы, опирающиеся на исторические факты); в совокупности своей (ср. (Втор 8:11); (Пс 118:5-7) сл.) они означают всю целость закона об отношении к Богу и людям.4.Положительное обещание Божие (2Цар 7:11-16) выражено здесь (как и в (3Цар 8:25); (3Цар 9:5); (Иер 33:17) в отрицательной форме.5-6.- Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (8-9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом (Чис 35:19) сл. ; (Втор 19:6,12); (Нав 20:3,5,9), и совершенно обычным явлением жизни (2Цар 14:11); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех яко бы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). - "Ты знаешь, что сделал мне Иоав" (5) - по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, - убиение Авессалома (2Цар 18:14), но скорее здесь - общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира (2Цар 3:27) и Амессая (2Цар 20:9-10). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: "боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаж. Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). - Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол, LXX: αδης, Vulg.: inferi, слав. ад (ассирийск. Siwan - область за горизонтом): подземная темная область (Иов 10:21-22); Притч 9.18), где находятся все без изъятия мертвые (Пс 15:10); (Ос 13:14); Притч 5.5; Притч 23.14; (Ис 38:18); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти (Ис 5:14); (Авв 2:5): (Пс 140:7); Притч 1.12; Притч 27.20); в царстве шеола невозможно прославление Бога (Пс 6:6), равно как прекращается всякая вообще деятельность (Еккл 9:10).7.В благодарность галаадитянину Верзеллию за верность и гостеприимство его Давиду во время бегства его от Авессалома (2Цар 17:27-29), Давид тогда же, по миновании опасности, обещал ему принять к своему двору сына Верзеллия Кимгама (2Цар 19:32-40), и теперь подтверждает то обещание и для других сынов его.8-9.- Воспоминая противоположное к себе отношение при том же случае Семея вениамитянина (2Цар 16:13-16) из селения Бахурим (в Вениаминовом колене, близ Иерусалима, по Иосифу Флавию ; Евсев. - Иероним, Onomastic. 220), Давид, хотя и поклялся в свое время не убивать его (2Цар 19:21), теперь, однако, советует Соломону поступить с ним по государственной мудрости (ср. блаж. Феодорит, вопр. 5). По Иосифу Флавию (), Соломон должен был, по совету Давида, найти благовидную причину, αιτιαν ευλογον для умерщвления Семея: это и было сделано Соломоном (ниже, ст. 36-46).10."И почил (евр. ишкав, LXX: εχοιμησε, Vulg.: dormivit) Давид с отцами своими" - о духовном посмертном общении Давида с отцами (ср. (Быт 25:8); (Быт 35:29), (Быт 49:23), а не в смысле совместного погребения, так как фамильной гробницей предков Давида был Вифлеем, а он "был погребен в городе Давидовом", т. е. на Сионе (ср. (2Цар 5:7), сн. блаж. Феодорита, вопр. 6; Евсевия - Иеронима, Onomastic. 875), именно на восточном склоне горы в долине Тиропеон, прорезывавшей Иерусалим с севера к югу (И. Флав. ), близ источника Силоама (Неем 3:15-16), по И. Флав. , το δε μνημα παρα της Σιλοαμ ειναι); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии (напр., (3Цар 11:43); (3Цар 14:31); (3Цар 15:8), без сомнения, не все (см. (2Пар 26:23); (2Пар 28:27); (4Цар 21:18), 26). Нынешние так называемые "царские гробницы" (арабск. "Калба шавуа") к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Христа принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме (И. Флав. ; ; . См. Е. Robinson. Palastina (1841) Bd. tt, 183-192). По И. Флавию (, сн. блаж. Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (; ), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время (Деян 2:29); позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века - в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами.11.Продолжительность царствования Давида - 40 лет; не раз указывается в Библии (2Цар 5:4); (1Пар 29:27); в (2Цар 5:5) показано 40 лет 6 месяцев, так у И. Флавия ().12.ст. (ср. (1Пар 29:23) образует переход ко 2-й части главы - о мерах Соломона к укреплению своей власти.13-25.- гибель Адонии. Адония, забыв поставленное ему Соломоном условие (3Цар 1:52), делает новую попытку получить право на престол - путем брака с последней женой Давида Ависагою, - чисто восточная черта царского быта: преемник овладевал гаремом своего предместника (2Цар 3:7); (2Цар 12:8); (2Цар 16:21-22), как именно и понял Соломон домогательство Адонии (22).15.Выражение притворной покорности со стороны Адонии совершившемуся факту воцарения Соломона, как делу Божию, имело целью предрасположить Вирсавию в свою пользу.19-20.- Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии - матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида (3Цар. 1.16)); сидение по правую руку царя - знак равенства (Пс 109:1); И. Флав. ). Важное значение царицы - матери царствующего государя, называвшейся гебира, владычица (3Цар 15:13), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя (3Цар 14:21); (3Цар 15:2); подобное значение принадлежит теперь султанше - матери правящего сутана - в Турецкой империи. Ходатайство свое за Адонию Вирсавия называет "небольшою просьбою", видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии.22.Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава (сн. (3Цар 1:7). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: "проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву". Напротив LXX: και αυτω Αβιαθαρ και αυτω Ιωαβ εταιρος; Vulg.: et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав.: и ему Авиафар и Иоав друг (так и русск. синод.). Eвр. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова (εταιρος, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева.23-25.- Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь (3Цар 1:52), Соломон клянется (формула клятвы - обычная в Ветхом Завете, (Руф 1:17); (1Цар 3:17); (1Цар 14:44); (1Цар 20:13) и др.), что Адония должен погибнуть.24."Устроивший (Иегова) мне дом": династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него (2Цар 7:12-29).25.Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев (3Цар 1:38), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте (Быт 37:36) и Вавилонии (4Цар 25:8); (Дан 2:4). О самом убийстве Соломоном брата блаж. Феодорит говорит: "различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата" (Вопр. 7). Удаление Авиафара от первосвященства (26-27 ст.), равно как и казнь Иоава (28-34 ст.), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников (сн. (3Цар 1:7). Анафов - левитский город в Вениаминовом колене (Нав 21:18); (Ис 10:30); (Иер 1:1) и др.), на 1 1/2 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии (Иер 1:1), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями - мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) "носил ковчег Владыки Господа пред Давидом" - в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома (2Цар 15:24) сл.), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид (1Цар 22:20) сл.); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Аронии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, - без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр. лемалле, ст. 27, слав. "якоже сбытися" вполне одинаково по значению с новозаветным "да сбудется", ϊνα πληρωθη, (Мф 1:22) и под. ), - грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия (2Цар. 3.31-36): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара (1Цар 22:20), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона - в линию Елеазара (сн. (Чис 25:13); (1Пар 24:5-6).28.Слух о казни Адонии и удалении Авиафара побуждает сообщника их Иоава, видимо, не считавшего себя свободным от подозрений, искать спасения, по примеру Адонии (3Цар 1:50), в скинии у жертвенника. "Не склонялся на сторону Соломона", имя Соломона читается и в принятом тексте LXX, в Vulg., Chald., слав. ; напротив, во всех евр. рукописях и печатных изданиях, равно и в Алекс. и Ватиканск. списках LXX-ти, стоит имя Авессалома. Последнее чтение, без сомнения, правильное, имя Соломона давало бы речи излишний плеоназм: само собою понятно, что Иоав, сторонник Адонии, не мог быть на стороне Соломона; упоминание же о неучастии Иоава в мятеже Авессалома может выражать мысль об измене политических убеждений Давидова военачальника с тех пор.29.Краткое сообщение евр. -русск. текста распространено вставкой в LXX-ти и слав. т.; по слав. т.: "и посла царь Соломон ко Иоаву, глаголя: что ти бысть, яко убежал еси во олтарь; и рече Иоав: яко убояхся от лица твоего, и бежах ко Господу..." - прибавка, имеющая вид распространительной глоссы. В конце стиха и русск. текст имеет лишнее против евр. т. : "и похорони его", LXX: και θαψον αετον, - добавление, может быть, из ст. 31.31-33.- По закону кровомщения (Исх 21:12-14); (Чис 35:16-21); (Втор 19:16-21), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе неотмщенная кровь Авенира и Амессая (2Цар 3:27); (2Цар 20:10). Казнь Иоава снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (31).34.(сн. 31). Позор казни Иоава, однако, не был усилен лишением его погребения (сн. (3Цар 14:11); (4Цар 9:35); во внимание к прежним государственным заслугам Иоаваон был погребен даже на собственном участке, как был обычай (ср. (1Цар 25:1).35.Места опальных военачальника (Иоава) и первосвященника (Авиафара) занимают, естественно, лица, с самого начала заявившие свою преданность Соломону (3Цар 1:8) сл.) Ванея и Садок. Далее в греческ. и слав. русск. текстах следует, прибавка, видимо, составленная из разных мест дальнейшего библейского повествования о Соломоне (напр., см. (3Цар 4:29-30); (3Цар 5:15-16); (3Цар 6:33) и др.); подобная же вставка имеется в принятом тексте LXX-ти и после 46 ст. данной главы.36-46.- По подозрению к Семею (сн. ст. 8-9), который мог иметь сильные связи в родном ему Вениаминовом колене (ср. (2Цар 19:19) сл.), Соломон связывает его словом (по LXX и слав. - и клятвою: και θαψον αετον, и заклят его, ст. 37, ср. Иосифа Флав. ) не покидать Иерусалима, не переходить потока Кедрона - восточной границы Иерусалима (2Цар 15:23); (4Цар 23:4,6,12); (Иер 31:40), ср. Onomastic. 610: теперь - Wadi-en-Nahr), за которой лежали Бахурим, родина Семея. Хотя отлучка последнего к Анхусу филистимскому (ср. (1Цар 21:11); (1Цар 27:2) по совершенно невинному поводу не давала основания к обвинению Семея в обнаружении злой воли, но Соломон спешит воспользоваться этим поводом и за вражду к дому Давидову (ст. 44) казнит Семея (ср. блаж. Феодор, вопр. 8). Заключение главы "и утвердилось царство в руках Соломона", т. е. благодаря мерам его, описанным в 23-46 ст., - в переводах LXX, Vulg., слав. -русск. отнесено к началу III главы, но по свойству библейско-еврейской историографии замечание это, дающее итог предыдущего, должно иметь место, занимаемое им в евр. масор. тексте, т. е. в конце II главы.



