Глава 13

  • Закрыть сопоставления
  • 1. И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль,
    в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника,
    чтобы совершить курение.
  • 2. И произнес к жертвеннику слово Господне
    и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь:
    вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия,
    и принесет на тебе в жертву священников высот,
    совершающих на тебе курение,
    и человеческие кости сожжет на тебе.
  • 3. И дал в тот день знамение,
    сказав: вот знамение того, что это изрек Господь:
    вот, этот жертвенник распадется,
    и пепел, который на нем, рассыплется.
  • 4. Когда царь услышал слово человека Божия,
    произнесенное к жертвеннику в Вефиле,
    то простер Иеровоам руку свою от жертвенника,
    говоря: возьмите его.
    И одеревенела рука его, которую он простер на него,
    и не мог он поворотить ее к себе.
  • 5. И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался,
    по знамению, которое дал человек Божий словом Господним.
  • 6. И сказал царь [Иеровоам] человеку Божию:
    умилостиви лице Господа Бога твоего и помолись обо мне,
    чтобы рука моя могла поворотиться ко мне.
    И умилостивил человек Божий лице Господа,
    и рука царя поворотилась к нему
    и стала, как прежде.
  • 7. И сказал царь человеку Божию:
    зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок.
  • 8. Но человек Божий сказал царю:
    хотя бы ты давал мне полдома твоего, я не пойду с тобою
    и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте,
  • 9. ибо так заповедано мне словом Господним:
    «не ешь там хлеба и не пей воды
    и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел».
  • 10. И пошел он другою дорогою
    и не пошел обратно тою дорогою, которою пришел в Вефиль.
  • 11. В Вефиле жил один пророк-старец.
    Сын его пришел и рассказал ему все,
    что сделал сегодня человек Божий в Вефиле;
    и слова, какие он говорил царю, пересказали сыновья отцу своему.
  • 12. И спросил их отец их: какою дорогою он пошел?
    И показали сыновья его, какою дорогою пошел человек Божий,
    приходивший из Иудеи.
  • 13. И сказал он сыновьям своим: оседлайте мне осла.
    И оседлали ему осла, и он сел на него.
  • 14. И поехал за человеком Божиим,
    и нашел его сидящего под дубом,
    и сказал ему: ты ли человек Божий, пришедший из Иудеи?
    И сказал тот: я.
  • 15. И сказал ему:
    зайди ко мне в дом и поешь хлеба.
  • 16. Тот сказал: я не могу возвратиться с тобою и пойти к тебе;
    не буду есть хлеба и не буду пить у тебя воды в сем месте,
  • 17. ибо словом Господним сказано мне:
    «не ешь хлеба и не пей там воды
    и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел».
  • 18. И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты,
    и Ангел говорил мне словом Господним,
    и сказал: «вороти его к себе в дом;
    пусть поест он хлеба и напьется воды». —
    Он солгал ему.
  • 19. И тот воротился с ним,
    и поел хлеба в его доме, и напился воды.
  • 20. Когда они еще сидели за столом,
    слово Господне было к пророку, воротившему его.
  • 21. И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи,
    и сказал: так говорит Господь:
    за то, что ты не повиновался устам Господа
    и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой,
  • 22. но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте,
    о котором Он сказал тебе: «не ешь хлеба и не пей воды»,
    тело твое не войдет в гробницу отцов твоих.
  • 23. После того, как тот поел хлеба и напился,
    он оседлал осла для пророка, которого он воротил.
  • 24. И отправился тот.
    И встретил его на дороге лев и умертвил его.
    И лежало тело его, брошенное на дороге;
    осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела.
  • 25. И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге,
    и льва, стоящего подле тела,
    и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец.
  • 26. Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал:
    это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа;
    Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его,
    по слову Господа, которое Он изрек ему.
  • 27. И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла.
    И оседлали они.
  • 28. Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге;
    осел же и лев стояли подле тела;
    лев не съел тела и не изломал осла.
  • 29. И поднял пророк тело человека Божия,
    и положил его на осла, и повез его обратно.
    И пошел пророк-старец в город свой,
    чтобы оплакать и похоронить его.
  • 30. И положил тело его в своей гробнице
    и плакал по нем: увы, брат мой!
  • 31. После погребения его он сказал сыновьям своим:
    когда я умру, похороните меня в гробнице,
    в которой погребен человек Божий;
    подле костей его положите кости мои;
  • 32. ибо сбудется слово,
    которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле
    и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских.
  • 33. И после сего события Иеровоам не сошел со своей худой дороги,
    но продолжал ставить из народа священников высот;
    кто хотел, того он посвящал,
    и тот становился священником высот.
  • 34. Это вело дом Иеровоамов ко греху
    и к погибели и к истреблению его с лица земли.

1.Если простой народ в десятиколенном царстве мог не предвидеть гибельных последствий Иеровоамовой реформы "и был даже доволен тем, что его Бог, Иегова, делается (благодаря тельцеслужению) ближе и доступнее к нему" (см. у проф. Покровского, с 326), то совершенно иначе отнеслись к этому уже представители священства Левиина, во множестве оставлявшие территорию царства Израильского и переходившие в Иудею и Иерусалим (2Пар 11:13-14). Но еще прямее и резче высказалось против культа Иеровоама пророчество, и при том как Иудейское, так и израильское. В (3Цар 14:1-16) содержится грозное обличение этого культа со стороны того самого пророка Израильского царства Асии, который некогда (3Цар 11:29-39) предсказал Иеровоаму царство. В гл. XIII содержится поразительный рассказ о протесте против культа Иеровоамова со стороны некоего "человека Божия" - пророка из Иудеи [Эти два обличения культа тельцов со стороны израильского пророка Ахии и иудейского "человека Божия" дополняют друг друга в такой же степени, как впоследствии обличения: пророка Осии - израильтянина (Ос 8:4,5); (Ос 10:9); (Ос 13:1-2) и др.) и пророка Амоса - иудея (Ам 4:4); (Ам 5:4-5); (Ам 8:14)]. Иосиф Флавий () называет его Иадоном ('Iαδων), видимо, отождествляя с Иеддо (2Пар 9:29), что, однако, неверно, так как последний пророк жив был еще долго спустя при Авии (2Пар 13:22).

2."Жертвенник, жертвенник" - метонимия вместо всего культа, об уничтожении которого предсказывает пророк. Пророчество это, в котором назван по имени и исполнитель его - царь Иосия (4Цар 22:1) сл.), сбылось в точности спустя 300 с лишком лет (4Цар 23:14-18). Впрочем, имя Иосии иные понимают в нарицательном смысле: "помогаемый Иеговою" (Кейль), и весь рассказ 3Цap 13 понимают как позднейшую обработку народного предания, после времен Иосии (Ewald. Geschichte III, s. 476-480).

3-6.- Начало стиха принятые тексты LXX-ти и славянский относят к Иосии: και δωσει εν τη 'ημερα εκεινη тο τερας, и даст в день той чудо, - несомненно ошибочно (ср. ст. 5), правильно в русск. синод.: "и дал (пророк из Иудеи) в тот день знамение" (у LXX-ти: 11, 19, 44, 52, 55, 71, 74, 92, 106, 108, 120, 121, 128, 158, 236, 242 и др. у Гольмеса имеют "εδωκε"). - "Знамение" (евр. мофет) - не чудо только вообще (евр. от), но поразительное для видящих. - "Пепел" (евр. дешен) - не зола сгоревших дров, но остатки мяса и жира по сожжении жертвенника (Лев 1.16; Лев 4.12). Грозное слово пророка о жертвеннике не замедлило исполниться с буквальною точностью (ст. 5). "Но лукавый царь, когда должно было прийти в ужас от чуда, совершенного пророком, и убояться Пославшего, простерши руку, велел взять пророка. Но рука от расслабления мышц и жил осталась в виде простертой" (блаж. Феодорит, вопр. 48). Внезапный паралич руки Иеровоама произошел, вероятно, вследствие атрофирования главной артерии руки (Smith. А dictionary of the Bible, т. II, p. 304). Только по молитве пророка совершилось новое чудо - исцеление парализованной руки царя.

7-10.- Иеровоам, желая отблагодарить пророка, а вместе также сгладить тяжелое впечатление у очевидцев происшествия, приглашает иудейского пророка в дом для подкрепления и получения дара. Но пророк решительно отказывается, ссылаясь на совершенно определенное и безусловное ему повеление Божие - не есть хлеба и не пить воды (ст. 9, 17) в земле израильской, т. е. - поскольку вкушение пищи с кем-либо есть знак дружеского общения с данным лицом (Быт 43:32); (Лк 15:2); (Гал 2:12); (1Кор 10:8,20) - не иметь никакого общения со страной и жителями десятиколенного царства, чем показывалось, что страна израильская, принявши Иеровоамом введенный культ, сделалась ненавистной Богу, Который и пророку запрещает вступать в какое-либо общение с жителями ее: "ad detestationem idolatriae, ut ipso facto ostenderet, Bethelitas idolatras adeo esse detestabiles et a Deo quasi excommunicates, ut nullum fidelium cum iis cibi vel potus communionem habere velit" (Cornelius a lapide). Пророку запрещено было и возвращаться прежней дорогой, - вероятно, чтобы не быть узнанным и задержанным на обратном пути. На этот раз пророк пока точно исполнил повеление Божие (ст. 10), чему, однако, воспрепятствовал некоторый Вефильский пророк (11-24).

11-13.- О характере и достоинстве Вефильского пророка (называемого всюду в тексте именем наби пророк, между тем иудейский именуется везде "человек Божий", иш гаэлогим, последнее имя, по мнению блаж. Феодорита (там же), дается только стяжавшим совершенную добродетель, каковы были Моисей и Илия, или кто подобен им) традиция иудейская давала неблагоприятные суждения. Таргум называет его пророком лжи или лжепророком. Талмудисты считают Вефильского пророка даже пророком Ваала, удостоившимся откровения лишь в момент вкушения пищи иудейского пророка (ст. 20) именно за свое гостеприимство к последнему. И. Флавий () также считает Вефильского старца лжепророком, который обычно льстил Иеровоаму и в иудейском пророке увидел соперника, которого и решил погубить. Но текст библейский нигде не представляет Вефильского старца лжепророком. "Я полагаю, - говорит блаж. Феодорит (там же), - что и другой (т. е. Вефильский) был Божий пророк; употребил же лживые слова не для того, чтобы сделать вред человеку Божиему, но чтобы самому принять от него благословение... И что он был пророк, а не лжепророк, явствует из того, что через него Бог предсказал человеку Божию будущее бедствие; сверх того, поверил он предреченному об этом, и сынам заповедал, чтобы, когда умрет, погребсти его вместе с телом человека Божия" (вопр. 43).

14.Узнав от сыновей о пророке Иудейском, его предсказании и действиях в Вефиле, Вефильский пророк отправляется вслед за ним и находит его сидящим под дубом (LXX: υπο δρυν), - евр. эла - собственно; теревинф (Vulg: terebinthus) - "похожее на дуб, дерево с вечнозелеными листьями и гроздеобразными плодами, достигает значительной высоты, почему и служит для топографических определений: (Быт 35:4); Суд 6.11,19; (1Цар 17:2,9) (Гезениус). Здесь говорится об известном в Вефиле теревинфе (га-эла - с членом), может быть, тождественным с тем, под которым погребена была кормилица Ревекки, Девора (Быт 35:8).

15-18.- Когда на просьбу Вефильского пророка зайти к нему для вкушения пищи (ст. 15) иудейский пророк отвечает отказом, повторяя сказанное им Иеровоаму (16-17, ср. 9), пророк Вефильский так мотивирует свое приглашение: "и я пророк такой же, как и ты, и Ангел говорил мне словом Господним и сказал: вороти его к себе в дом" (ст. 18); если утверждение, что он пророк, соответствует истине и подтверждается далее полученным им откровением (ст. 20-22), то ссылка на повеление возвратить пророка - ложь, хотя и употребленная без дурных целей. Но здесь, как и во всем рассказе, характерно для библейского воззрения на откровение выражение "слово Иеговы" (ст. 1, 9, 17-18), как обозначение и олицетворение реально действующей силы Божией, как предизображение новозаветного Логоса; с другой стороны, знаменательно посредническое участие при откровении Ангела (ст. 18): эта идея тоже не раз выступает в Ветхом Завете - у пророков Иезекииля, Даниила, Захарии (см. в диссертации А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об ангелах, Киев, 1900, с. 305-404).

20-22.- Непослушание пророка иудейского, по суду Божию, конечно, для современных и будущих судеб Царства Божия, имеет быть наказано тяжким, особенно для древнееврейских воззрений на загробную жизнь, как на общение с праотцами (Быт 47:29) сл. ; (Быт 50:5); (2Цар 19:38); (3Цар 2:34); (Иер 22:19), лишенном погребения в гробнице отцов.

23-26.- Трагический конец иудейского пророка - очевидное наказание Божие (ср. наказание новых жителей страны израильской львами, (4Цар 17:25); Лев 26.22). Чрезвычайной смертью Своего посланника Господь показал, что от Своих избранников Он требует особенной ревности и точности в исполнении Своих велений. Блаж. Феодорит говорит: "из сего научаемся, что сильнии сильне истязани будут (Сол 6:6). Кто услышит Божий глас, тот не должен верить гласу человеческому, утверждающему противное, но ожидать, когда Повелевший уволит от того, что повелел делать. Думаю же, что наказание сие положено в подтверждение предречения о жертвеннике. Ибо невозможно, чтобы утаилось повествование о таком муже; а оного достаточно было к тому, чтобы внушить страх слышащим". С другой стороны, "Бог почтил пророка и по кончине, потому что приставил к нему стражем убийцу" (вопр. 43).

27-32.- Отдание погибшему Иудейскому пророку последнего долга со стороны Вефильского пророка есть с его стороны дань почтения и, может быть, горького раскаяния; завещание же Вефильского пророка о собственном погребении с иудейским пророком в одной гробнице, кроме того, свидетельствует о глубокой вере его истине пророческого слова и имеет в виду предупредить осквернение собственного праха при грядущей реформе Иосии: на последнюю цель распоряжения указывает имеющаяся в тексте LXX-ти и слав. (ст. 31 - конец) прибавка: ινα σωθωσι τα οστα μου μετα των οστων αυτου, слав.: да спасутся кости моя с костьми его - пояснительное замечание, которое могло находиться и в первоначальном тексте (ср. (4Цар 23:16-18). - "Увы, брат мой!" (ст. 30) - обычная древнееврейская формула оплакивания умерших родственников и друзей (ср. (Иер 22:18). Упоминание о Самарии, в качестве притом целой области (ст. 32), в устах Вефильского пророка употреблено писателем пролептически: Самария построена была лет 50 спустя после Иеровоама I - Амврием (3Цар 16:24).

33-34.- Как миссия Иудейского пророка (ст. 1-10), так и его трагическая смерть и самое погребение (11-32) имели целью отвратить Иеровоама от избранного им пути своевольного изменения в области богослужения, но эта цель не была достигнута [По Иосифу Флавию (), сам вефильский пророк разрушил благодетельное действие грозного обличения Иудейского пророка на Иеровоама, именно объяснил ему грозные знамения: одервенение руки царя и распадение жертвенника естественным путем, и вообще подорвал в Иеровоаме доверие к Иудейскому пророку. Но это одинаково противоречит как (3Цар 13:26-32), так и 4Цар. 23.18]: Иеровоам продолжал свою неугодную Богу деятельность, напр., по части распространения всеобщего священства (ст. 33, сн. (3Цар 12:31); (2Пар 11:15); 2Пар. 13.9): "кто хотел, того он посвящал" (с евр.: "наполнял руку", слав.: "исполняше руку свою", ср. (Исх 28:41); блаж. Феодорит, вопр. 44).