Глава 16

  • Закрыть сопоставления
  • 1. И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе:
  • 2. за то, что Я поднял тебя из праха
    и сделал тебя вождем народа Моего Израиля,
    ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян,
    чтобы он прогневлял Меня грехами своими,
  • 3. вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его
    и сделаю с домом твоим то же,
    что с домом Иеровоама, сына Наватова;
  • 4. кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы;
    а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные.
  • 5. Прочие дела Ваасы,
    всё, что он сделал, и подвиги его
    описаны в летописи царей Израильских.
  • 6. И почил Вааса с отцами своими, и погребен в Фирце.
    И воцарился Ила, сын его, вместо него.
  • 7. Но чрез Иуя, сына Ананиева,
    уже было сказано слово Господне о Ваасе
    и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа,
    раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову,
    за что он истреблен был.
  • 8. В двадцать шестой год Асы, царя Иудейского,
    воцарился Ила, сын Ваасы, над Израилем в Фирце,
    и царствовал два года.
  • 9. И составил против него заговор раб его Замврий,
    начальствовавший над половиною колесниц.
    Когда он в Фирце напился допьяна в доме Арсы,
    начальствующего над дворцом в Фирце,
  • 10. тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его,
    в двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского,
    и воцарился вместо него.
  • 11. Когда он воцарился и сел на престоле его,
    то истребил весь дом Ваасы, не оставив ему мочащегося к стене,
    ни родственников его, ни друзей его.
  • 12. И истребил Замврий весь дом Ваасы, по слову Господа,
    которое Он изрек о Ваасе чрез Иуя пророка,
  • 13. за все грехи Ваасы и за грехи Илы, сына его,
    которые они сами делали и которыми вводили Израиля в грех,
    раздражая Господа Бога Израилева своими идолами.
  • 14. Прочие дела Илы, все, что он сделал,
    описано в летописи царей Израильских.
  • 15. В двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского,
    воцарился Замврий и царствовал семь дней в Фирце,
    когда народ осаждал Гавафон Филистимский.
  • 16. Когда народ осаждавший услышал,
    что Замврий сделал заговор и умертвил царя,
    то все Израильтяне воцарили Амврия, военачальника,
    над Израилем в тот же день, в стане.
  • 17. И отступили Амврий и все Израильтяне с ним от Гавафона
    и осадили Фирцу.
  • 18. Когда увидел Замврий, что город взят,
    вошел во внутреннюю комнату царского дома
    и зажег за собою царский дом огнем и погиб
  • 19. за свои грехи, в чем он согрешил,
    делая неугодное пред очами Господними,
    ходя путем Иеровоама и во грехах его,
    которые тот сделал, чтобы ввести Израиля в грех.
  • 20. Прочие дела Замврия и заговор его, который он составил,
    описаны в летописи царей Израильских.
  • 21. Тогда разделился народ Израильский надвое:
    половина народа стояла за Фамния, сына Гонафова,
    чтобы воцарить его,
    а половина за Амврия.
  • 22. И одержал верх народ, который за Амврия,
    над народом, который за Фамния, сына Гонафова,
    и умер Фамний, и воцарился Амврий.
  • 23. В тридцать первый год Асы, царя Иудейского,
    воцарился Амврий над Израилем
    и царствовал двенадцать лет.
    В Фирце он царствовал шесть лет.
  • 24. И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра,
    и застроил гору,
    и назвал построенный им город Самариею,
    по имени Семира, владельца горы.
  • 25. И делал Амврий неугодное пред очами Господа
    и поступал хуже всех бывших перед ним.
  • 26. Он во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова,
    и во грехах его, которыми тот ввел в грех Израильтян,
    чтобы прогневлять Господа Бога Израилева идолами своими.
  • 27. Прочие дела Амврия, которые он сделал,
    и мужество, которое он показал,
    описаны в летописи царей Израильских.
  • 28. И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии.
    И воцарился Ахав, сын его, вместо него.
  • 29. Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем
    в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского,
    и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии
    двадцать два года.
  • 30. И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа
    более всех бывших прежде него.
  • 31. Мало было для него
    впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова;
    он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского,
    и стал служить Ваалу и поклоняться ему.
  • 32. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала,
    который построил в Самарии.
  • 33. И сделал Ахав дубраву,
    и более всех царей Израильских, которые были прежде него,
    Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева,
    [и погубил душу свою].
  • 34. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон:
    на первенце своем Авираме он положил основание его
    и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его,
    по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина.

1-7.- Впервые по разделении выступает здесь пророк в Израильском царстве (Вефильский старец-пророк, гл. XIII, не выступает в качестве общественного деятеля и учителя): и десятиколенное царство, несмотря на измену Иегове, оставалось народом Божиим, в котором очень многие члены были связаны самыми тесными связями веры и любви к храму Соломонову с царством Иудейским, и кроме того, в будущем имели образовать с последним один народ Божий. Имя пророка Ииуя (евр. Йегу, Vulg.: Iehu), тождественное с именем одного из царей израильских (4Цар 9:2) сл.), встречается только в данном месте и (2Пар 19:2) сл. (ср. (2Пар 20:34); вероятно, отец пророка Ииуя Анания (3Цар 16:1) - одно лицо с пророком Ананиею, обличившим Асу и вверженным им в темницу (2Пар 16:7,10). Грозное пророчества Ииуя на дом Ваасы (ст. 3-4) изложено в выражениях, близко напоминающих пророчества: Ахии - на дом Иеровоама (3Цар 14:10-11) и пророка Илии - на дом Ахава (3Цар 21:23-24).

8-10.- Два года царствования 4-го израильского царя Илы были неполные (ср. ст. 10, 15). 3аговорщик 3амврий, начальник половины царской конницы (ср. (3Цар 9:19); (3Цар 10:26), воспользовался опьянением Илы на пиру у некоего царедворца Арсы, а также (ср. И. Флав. ) отсутствием царских военачальников и войск, направленных для осады Гавафона (ср. ст. 15 и (3Цар 15:27).

11-15.- При второй революции в Израильском царстве Замврием было произведено еще более решительное истребление низложенной династии Ваасы, чем как поступил Вааса по отношению к династии Иеровоама (3Цар 15:29). Царствование Замврия продолжалось лишь 7 дней - пока не дошел об этом слух до войска израильского, осаждавшего Гавафон, которое немедленно провозгласило царем военачальника Амврия (евр. Омри).

16-21.- Теперь началось междуцарствие. Осажденный возвратившимся с Амврием войском, Замврий кончает жизнь самоубийством, как скоро город был взят: он сжег себя и царский дворец, зайдя во внутреннюю и возвышенную комнату его (евр. армон, возвышенный чертог [Так называлась в больших домах часть, возвышавшаяся над общим уровнем здания. В домах богатых мирных жителей в этой части, как наиболее безопасной, помещались женщины; в домах, могущих подвергаться нападениям, эта часть составляла укрепленное место, последнее убежище (проф. Гуляев, с. 258). Ср. Fr. Botrther, Neue exegetisch - kritische Aerenlese zum Alten Testament Leipzig. 1864, II, s. 100. R Kittel. Die Bucher der Konige. Gottingen. 1900, s. 131. I Benzinger. Die Bucher der Konige. Tubingen. 1899, s. 103]; LXX: αντπον, Vulg.: palatium). "И мы научаемся через сие, - говорит блаж. Феодорит (вопр. 48), - что живущих порочно Владыка Бог карает одних через других, и одного порочного предает другому более порочному, употребляя последнего как бы вместо исполнителя казни". За 7 дней своего царствования (15 ст. ), Замврий, конечно, не мог заявить себя ярым последователем Иеровоама (ст. 19), но приверженность к культу последнего он мог проявить и до своего революционного шага.

22-23.- Четыре года с 27 года царствования Асы (ст. 15) до 31-го года этого царствования (ст. 23) продолжалось совместное царствование Амврия с противником своим, Фамнией, сыном Гонафа; и только после смерти последнего (и, по LXX, еще брата его Иорама: και απεθανε Θαβνι) και Ιωραμ ο αδελφος αυτου 'εν τω καιρω εκεινω; слав.: умре Фамний и Иорам брат его во время оно, - замечание, которое могло принадлежать подлиннику, хотя и не сохранилось в масор. т., Амврий стал единодержавным правителем десятиколенного царства. 12 лет его царствования, несомненно, не полные (по ст. 15-16, Амврий воцарен был войском в 27-м году царствования Асы, а по ст. 29, сын Амврия Ахав воцарился в 38-м году Асы, след. на царствование Амврия падает 11 лет с месяцами), распадаются так: половину этого времени, 6 лет, Амврий жил в Фирце (ст. 23), причем первые 4 года из них царствовал одновременно с Фамнием, а последние 6 лет царствовал, живя уже в Самарии (ст. 24).

24.Желая иметь, может быть, более укрепленную и неприступную по самому физическому положению столицу, Амврий купил у некоего Семира гору и на ней построил город Самарию (евр. Шомерон), сделавшийся с тех пор постоянной столицей Израильского царства, известную и в клинообразных надписях ассирийских под именем Samerina (арамейск. Шамерайн, (Езд 4:10,17); греч. Σαμαρεια, лат. Samaria; ср. Оnomast. 822). Ирод Великий впоследствии вновь обстроил этот город, назвав его в честь Императора Августою, по греч. Севастою (Σεβαστη). (И. Флав. ; Robinson. Palastin., III, 365 ff. ). "Так, от Семира гора названа Семирин, а от горы город: Самария. Самария же есть город, именуемый ныне Севастиею. В ней имели дом цари десяти колен. А когда десять колен отведены были в плен, и земля та сделалась пустою, цари ассирийские переселили в оные города жителей из восточных стран. И они от Самарии стали именоваться самарянами" (блаж. Феодорит, вопр. 48). Гора Семерон и город Самария находились недалеко к востоку от прежней израильской столицы Фирцы и северо-восточнее самой первой столицы Израильского царства - Сихема. Сгоревший в Фирце дворец царский (ст. 18), по-видимому, не был восстановлен, и Амврий в выборе места для новой столицы, естественно остановился на Семероне - Самарии, отнюдь не уступавшей в красоте положения доселешней столице Фирце (ср. Ис. 28.1-4): расположенная на круглой красивой возвышенности, Самария высилась (на 100 метров - 46 сажень) над плодородной котлообразной равниной, с холмами и деревнями, а возвышенное положение города давало возможность надлежаще укрепить его, два таланта серебра на наши деньги составляют свыше 4000 руб.

25-26.- В религиозно-нравственном отношении царствование Амврия было не только повторением грехов предыдущих царствований, начиная с Иеровоама, но было чем-то хуже всех предыдущих: может быть, Амврий не только примером увлекал подданных к богопротивному культу тельцов (названных в ст. 26, как и в 13, идолами, евр. гавалим, LXX: ματαια, Vulg.: vanitates, слав. суетных), но и пытался укрепить этот культ законодательными мерами: "сохранились у вас обычаи (с евр. хуккот, законы, учреждения) Амврия, и все дела дома Ахавова", упрекал пророк Михей (Мих 6:16) израильтян еще спустя более 150 лет.

27-28.- В гражданском и политическом отношении Амврий, основатель сильной династии Омридов, был известен не только как строитель и администратор государства, но и мужественный, воинственный вождь и завоеватель: библейский текст (ст. 27) приписывает ему особое "мужество" (евр. гебура), обнаруживавшееся, конечно, в воинских подвигах, какое усвояется немногим царям (Ваасе, ст. 5; Иосафату, (3Цар 22:46); Иоасу Израильскому, (4Цар 13:12). Об Амврии и его династии знают клинообразные ассирийские надписи; о завоевательных действиях его против моавитян говорит известная надпись моавитского царя Меши (с. 4, 7).

29-33.- Общий взгляд на царствование 8-го израильского царя, сына Амврия, Ахава: (LXX: Αχααβ, слав.: Ахаав) крайнее нечестие этого царя. Отдельные события его царствования излагаются ниже: гл. (3Цар 17:1) - (3Цар 22:40); здесь же (3Цар 16:30-33) делается общее введение к повествованию о царствовании Ахава и устанавливается религиозно-теократическая точка зрения на деятельность Ахава, его религиозный синкретизм. С точки зрении политических интересов страны Израильской, сближение Ахава с финикийским царем могло быть столь же благодетельно в культурном смысле для Израильского царства, как и сношения Соломона с Хирамом - для царства Еврейского. Для Ахава, кроме того, могло быть особое побуждение обратиться к Финикии за помощью и союзом: предусмотрительный политик должен был противопоставить угрожающей с востока силе завоевательной Сирии и Ассирии сплоченный союз Израиля и Финикии. Но полезный в политико-экономическом отношении союз Ахава с Финикией оказался чрезвычайно вредным в религиозно-нравственном отношении: не довольствуясь близким к язычеству почитанием Иеговы в образе золотых тельцов, Ахав, вследствие брака своего с Иезавелью, дочерью финикийского царя Ефваала (евр. Етбаал, у И. Флав. ; - ειθωβαλος), бывшего жрецом Ваала и Астарты, - ввел в Израильском царстве формальное отправление культа Ваала [ О культе Ваала см. Movers, Religion der Phonic., s. 184. Кейль, Руководство к библейской археологии, рус. перев. (Киев 1871), ч. I. с. 571 сл. М. Пальмов, Идолопоклонство у древних евреев. Спб. 1897, с. 217-234. О хамманим и маццебот - у проф. А. А Олесницкого, Мегалитические памятники святой земли, Спб., 1895, с. 60-78] (евр. (габ.) Баал, господин, владыка). Ваал первоначально (как и вавилонск. Бель) общее семитское название божества, но затем специально собственное имя главного финикийского бога солнца, преимущественно как носителя и принципа физической жизни, и производительной силы природы, мыслимой в качестве истечения из существа Ваала. Как богу солнца, Ваалу посвящались: 1) т. наз. хамманим, солнечные или огненные столбы или конусообразные статуи (Ис 17:8); (2Пар 34:4) - из золота, смарагдахраме Тирского Ваала - Мелькарта стояли две таких статуи - одна из золота, другая из смарагда. Herodot, II, 44); 2) маццебот - статуи или вообще памятники из камней, а также деревянные стелы (Лев 26.1 и др.): такую стелу (евр. маццеба) сделал Ахав для Ваала в Самарии, и только сын его Иорам удалил ее (4Цар 3:2); впоследствии много статуй Ваала было уничтожено и сожжено Ииуем (4Цар 10:26-27); 3) наконец, Ваалу, как главному из языческих божеств, посвящались капища и храмы (Суд 9.4,46; (3Цар 16:32); (4Цар 10:21,25); (4Цар 11:8); (2Пар 23:17). Такой храм Ваалу соорудил и Ахав в Самарии (ст. 32), вероятно, под влиянием фанатично преданной этому культу жены своей Иезавели, сделавшейся в Библии синонимом нечестия и порочности (Откр 2:20). Рядом с мужским божеством Ваалом Ахав ввел и женское Астарту - Ашеру (ср. (3Цар 14:15), которой посвятил особую статую с рощей при ней (ст. 33). Как широко развит и как сложно организован был введенный в Израильском царстве Ахавом культ Ваала и Астарты, видно из того, что при Ахаве здесь было 450 пророков Ваала, 400 пророков Астарты - Ашеры (3Цар 18:19).

34.Показателем нечестия народного в Израильском царстве явилось и богопротивное, вопреки заклятию Иисуса Навина (Нав 6:25), восстановление или собственно укрепление (ср. (3Цар 11:27); (3Цар 12:25) Иерихона (он и ранее, напр., при Давиде не был необитаем, (2Цар 10:5) неким Ахиилом из Вефиля, причем над этим нарушителем клятвы во всей точности сбылось грозное слово Иисуса Навина о гибели первенца строителя и младшего сына его. Иерихон (евр. йерихо, LXX: Ιεριχω, Vulg.: Iericho), лежащий недалеко от Иордана на правом берегу его, близ Мертвого моря, в области Вениаминова колена (Нав 18:21), но теперь принадлежавший Израильскому царству (4Цар 2:5,18), славился плодородием, бальзамом, розами, пальмами (почему и назывался ир гатамарим, город пальм, (Втор 34:3); Суд 1.16; Суд 3.13). По своему положению Иерихон был ключом святой земли, занятие которого отдавало всю Палестину в руки евреев (Нав 2:1,24); (Нав 6:1) сл.) и вместе было началом победы религии и истинного Бога над ханаанским язычеством. Теперь, при Ахаве, совершился резкий поворот Израиля в сторону этого самого язычества (культов Ваала и Астарты, ст. 31-33), и воссоздание Иерихона, этого древнего оплота ханаанского языческого населения, явилось теперь печальным знамением времени: Израиль в лице Ахава отрицал теперь истинного Бога, отрицал и Его спасительное, чудодейственное водительство Израилем, благодаря которому некогда пал Иерихон [По Евсевию и блаж. Иерониму (Onomast. 553), Иерихон, вновь разрушенный римлянами, был восстановлен опять, и этот 3-й город существовал в их время, причем сохранялись и остатки двух первых городов. Теперь - Ериха, в 6 часах к югу от Иерусалима]. Таким образом, замечание ст. 34, имея тесную связь со ст. 31-33, вместе образует переход к повествованию об обличителе Ахава пророке Илии, (3Цар 17:1) и сл.