Глава 21

  • Закрыть сопоставления
  • 1. И было после сих происшествий:
    у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник
    подле дворца Ахава, царя Самарийского.
  • 2. И сказал Ахав Навуфею,
    говоря: отдай мне свой виноградник;
    из него будет у меня овощной сад,
    ибо он близко к моему дому;
    а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого,
    или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит.
  • 3. Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь,
    чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!
  • 4. И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом,
    которое сказал ему Навуфей Изреелитянин,
    говоря: не отдам тебе наследства отцов моих.
    И [в смущенном духе] лег на постель свою,
    и отворотил лице свое, и хлеба не ел.
  • 5. И вошла к нему жена его Иезавель
    и сказала ему: отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь?
  • 6. Он сказал ей: когда я стал говорить Навуфею Изреелитянину
    и сказал ему: «отдай мне виноградник твой за серебро,
    или, если хочешь, я дам тебе другой виноградник вместо него»,
    тогда он сказал: «не отдам тебе виноградника моего,
    [наследства отцов моих]».
  • 7. И сказала ему Иезавель, жена его:
    что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал?
    встань, ешь хлеб и будь спокоен;
    я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина.
  • 8. И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью,
    и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе,
    живущим с Навуфеем.
  • 9. В письмах она писала так: объявите пост
    и посадите Навуфея на первое место в народе;
  • 10. и против него посадите двух негодных людей,
    которые свидетельствовали бы на него
    и сказали: «ты хулил Бога и царя»;
    и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер.
  • 11. И сделали мужи города его,
    старейшины и знатные, жившие в городе его,
    как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах,
    которые она послала к ним.
  • 12. Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа;
  • 13. и выступили два негодных человека и сели против него,
    и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом,
    и говорили: Навуфей хулил Бога и царя.
    И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер.
  • 14. И послали к Иезавели сказать: Навуфей побит камнями и умер.
  • 15. Услышав, что Навуфей побит камнями и умер,
    Иезавель сказала Ахаву: встань,
    возьми во владение виноградник Навуфея Изреелитянина,
    который не хотел отдать тебе за серебро;
    ибо Навуфея нет в живых, он умер.
  • 16. Когда услышал Ахав, что Навуфей [Изреелитянин] был убит,
    [разодрал одежды свои и надел на себя вретище, а потом]
    встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина
    и взять его во владение.
  • 17. И было слово Господне к Илии Фесвитянину:
  • 18. встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому,
    который в Самарии,
    вот, он теперь в винограднике Навуфея,
    куда пришел, чтобы взять его во владение;
  • 19. и скажи ему: «так говорит Господь:
    ты убил, и еще вступаешь в наследство
    и скажи ему: «так говорит Господь:
    на том месте, где псы лизали кровь Навуфея,
    псы будут лизать и твою кровь».
  • 20. И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой!
    Он сказал: нашел, ибо ты предался тому,
    чтобы делать неугодное пред очами Господа [и раздражать Его].
  • 21. [Так говорит Господь:]
    вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою
    и истреблю у Ахава мочащегося к стене
    и заключенного и оставшегося в Израиле.
  • 22. И поступлю с домом твоим так,
    как поступил Я с домом Иеровоама, сына Наватова,
    и с домом Ваасы, сына Ахиина,
    за оскорбление, которым ты раздражил Меня и ввел Израиля в грех.
  • 23. Также и о Иезавели сказал Господь:
    псы съедят Иезавель за стеною Изрееля.
  • 24. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы,
    а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные;
  • 25. не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому,
    чтобы делать неугодное пред очами Господа,
    к чему подущала его жена его Иезавель;
  • 26. он поступал весьма гнусно,
    последуя идолам, как делали Аморреи,
    которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.
  • 27. Выслушав все слова сии, Ахав
    [умилился пред Господом, ходил и плакал,]
    разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище,
    и постился, и спал во вретище, и ходил печально.
  • 28. И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве],
    и сказал Господь:
  • 29. видишь, как смирился предо Мною Ахав?
    За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни;
    во дни сына его наведу беды на дом его.

1-6.- Происшествие с Навуфеем рисует яркую, но непривлекательную картину вещественно-правовых отношений в Израильском царстве. В лица Ахава, ищущего приобрести не нужный ему, но лишь близкий к усадьбе его Изреельского дворца виноградник мирного гражданина Навуфея, во всей силе исполняется пророческое слово Самуила о будущем деспотизме еврейских царей (1Цар. 8.11-16): гордый двукратной победой над сирийцами, Ахав озабочен расширением садов своих в летней резиденции (ср. (3Цар 18:46); (4Цар 9:30) Изрееле (по Г. Гроцию, "post victos tostes ad delicias comparandas animum adjicit"), не стесняясь в выборе средств к тому; продажная совесть подручных царю старейшин и судей благоприятствует проявлению дворцовой интриги и тирании. Отказ Навуфея продать родовой участок Ахаву (ст. 3) показывает в первом истинного чтителя Иеговы и ревнителя его закона, который воспрещал израильтянам отчуждение наследственной земли в другие руки, и даже по крайней бедности проданная земля должна была без выкупа возвращаться к первоначальному владельцу (Лев 25.10-28; (Чис 36:7) сл.); продажа родового участка могла представляться Навуфею и оскорблением памяти предков, которые, по древнееврейскому обычаю, могли быть погребены на самом же участке. Здесь, таким образом, не может быть речи об упрямстве или своенравии Навуфея; здесь шла речь о законе, который обеспечивал самое существование теократии, который был обязателен и для царей (Иез 46:18). Чувствуя, быть может, правоту Навуфея, не прельстившегося и заманчивыми обещаниями Ахава вознаградить его за уступку царю виноградника, Ахав не решается действовать насилием и лишь отдается меланхолии (ст. 4): в печали он "лег на постель свою и отворотил лице свое (к стене, как (4Цар 20:2) и Vulg.: avertit faciem suam ad parietem. LXX вместо евр. савав, поворотил, читали саках, покрыл: συγκαλυψε το προσωπον αυτου; слав.: покры лице свое), и хлеба не ел". Но если для Ахава еще существовали препятствия к безграничному произволу и насилию - в виде смутно сознаваемого им закона Божия и признаваемого им общественного мнения, то для жены его Иезавели никаких препятствий на пути к достижению целей личного блага быть не могло: закона Божия она, как упорная язычница, не хотела знать, разве только для замаскирования своих низких притязаний именем закона (ст. 10), а общественное мнение, по ее понятиям об абсолютизме царской власти (ст. 7), есть тоже ничтожная величина, которую она, царица, может создавать и употреблять по собственному усмотрению. Дальнейший рассказ (ст. 7-13) вполне подтверждает, что убеждениям и словам Иезавели вполне отвечала ее деятельность. "Легкомыслен и падок был Ахав, и нетрудно было обращать его туда и сюда; почему лукавая жена и ввергла его в ров нечестия" (блаж. Феодорит, вопр. 62).

7-10.- Упрекнув Ахава за слабость в пользовании царской властью (ст. 7), Иезавель берет эту власть в свои руки, действуя именем Ахава. Действия эти обнаруживают величайшую хитрость Иезавели и ее умение достигать темных целей благовидными средствами. Ввиду того, что (как говорит И. Флавий, ) Навуфей был, вероятно, знатного рода, Иезавель считает необходимым формальное над ним судопроизводство, обставленное с внешней стороны вполне законно. Она пишет (8 ст.) письма к старейшинам и знатным согражданам Навуфея в Изреель (двор царский тогда, очевидно, был в Самарии), скрепляя эти письма царской печатью Ахава (вероятно, царский перстень с вырезанным на нем именем царя. ср. (Есф 8:10); (Дан 6:18); судить Навуфея, таким образом, имели его же сограждане, местный городской суд Изрееля (ср. (Втор 16:18), а суд царский, - чтобы устранить подозрения двора в пристрастии. Последней цели, т. е. устранению всякого подозрения двора в пристрастии, служило распоряжение Иезавели (ст. 9), чтобы в предстоящем собрании суда Навуфей был посажен на первое место в народе, чтобы затем народное негодование на Навуфея обнаружилось тем с большей силой, когда мнимое преступление его будет раскрыто. Желая придать мнимому преступлению Навуфея противообщественный характер, угрожающий благосостоянию всего народа, Иезавель приказывает (ст. 9) назначить в Изрееле общественный пост, - как при тяжких всенародных бедствиях (Иоил 1:12,14), после бедственных поражений (Суд 20.26; (1Цар 31:13), после тяжких грехов, при покаянии (1Цар 7:6); (Иоил 2:12), для отвращения грядущего бедствия (2Пар 20:3-5); пост в данном случае мог выставляться лицемерною Иезавелью и как средство испросить помощь у Бога на дело суда (ср. (Втор 9:9,18); (Дан 9:3) и как очистительное средство, как символ искупления по поводу предрешенного относительно Навуфея смертного приговора суда. Хитрость Иезавели простирается до того, что она требует (ст. 10) соблюдения необходимо требуемой законом в уголовных преступлениях (Втор 17:5); (Втор 19:15) формальности присутствия 2-х или 3-х свидетелей преступления (по И. Флав., Иезавель требует 3-х свидетелей, а не 2-х, как в библейском тексте). Самое обвинение, которое должно было быть предъявлено Навуфею, могло и должно было, по закону, вести за собой неизбежно смертную казнь его, именно: хула на Бога (Лев 24.14-15) и хула на царя (Исх 22:27-28). LXX слав. (ст. 10): ευλογησε Θεον και βασιλεα; слав.: благослови Бога и царя: это противоположное значение - благословлять и хулить - имеет евр. глагол барах и в (Иов 1:5); (Иов 2:5) По словам блаж. Феодорита (вопр. 61), "мерзкая Иезавель сложила клевету... вошли клеветники и подали на него жалобу, как на хульника. Писатель же благовейно употребил слово: благослови вместо похулил".

11-13.- Все произошло в точном согласии с замыслом и распоряжением Иезавели: безбожная царица нашла в старейшинах-судьях достойных выполнителей своей воли. Навуфей был побит камнями (ст. 13); вместе с ним были убиты и сыновья его (4Цар 9:26), чтобы виноградник Навуфея мог быть свободным участком. Такие участки лиц, казненных за государственные преступления, по не писанному праву, считались собственностью короны и конфисковались в пользу царя (2Цар 16:4); напротив, лишено вероятия мнение (Klostermann'a), будто Ахав должен был завладеть виноградником по праву родства своего с Навуфеем.

14-16.- Как только весть о казни Навуфея достигла Самарии, Ахав, по настоянию Иезавели, спешит вступить во владение виноградником. В принятом тексте LXX и слав. имеется замечание об Ахаве: και δερρηξε τα ιματια αυτου και περιεβαιειο σακκον, и раздра ризы своя и облечеся во вретища. Слов этих нет во многих греч. списках у Гольмеса, в Комплютенской библии и в Вульгате: они мало согласуются с контекстом ст. 16 и могли быть ошибочны перенесены сюда из ст. 27.

17-19.- Теперь для обличения вопиющего преступления Ахава является еще раз и, как всегда, с быстротой молнии пророк Илия. Хотя инициатива преступления, вдохновение на убийство Навуфея исходили от Иезавели, но несомненная известность этого дела Ахаву (ст. 7) и очевидное услаждение его добытым кровью приобретением (ст. 16) делали его участником преступления жены его в полной мере (ср. (Быт 3:9). Пророчество о постыдной смерти Ахава (ст. 19) во всей точности исполнилось на сыне его Иораме (4Цар 9:21-26), но по существу и на самом Ахаве, (3Цар 22:38): из этого последнего места принятый текст LXX-ти и славян вносят и в (3Цар 21:19) слова: και αι πορναι λουσονται 'ev τω αιριπτι σου, и блудницы измыются в крови твоей, кроме того в обоих местах у LXX-ти и славян вставляют αι υες, свинии.

20-26.- Ахав уже по опыту знает, что означает внезапное появление пред ним пророка Илии (3Цар 17:1); (3Цар 18:17). На обличение пророка он выставляет на вид (ст. 20; сн. (3Цар 18:17) личную вражду к нему пророка, но последний указывает, что виною всему безвольная преданность Ахава греху (евр. гитмаккер: продан (греху), ср. (4Цар 17:17); Рим 7.14; LXX-т и слав. добавляют: ματην, всуе (продан); кара Божия, постигнет Ахава и дом его, как и дом Иеровоама (3Цар 14:10-11) и дом Ваасы (3Цар 16:3-4) - черты истребления во всех случаях рисуются до буквальности одинаково, (ст. 21, 22; сн. (4Цар 9:8-9); постыдная смерть угрожает особенно Иезавели, главной виновнице нечестия в Израиле при Ахаве (ст. 23; сн. (4Цар 9:10,36); нечестия, состоявшего в официальном введении культа Ваала (ст. 25-26), в чем Ахав оказался хуже всех предшественников своих (ср. 3Цар. 16.31-33): те поддерживали неугодный Иегове культ тельцов, а Ахав ввел чистое язычество.

27-29.- Обличение пророка Илии и на этот раз, как и после кармильского события (3Цар 18:45-46) произвело сильное действие на Ахава (Ахав, видимо, был склонен принимать воздействие проповеди пророка, но слабохарактерность и подчинение влиянию язычницы жены парализовали спасительное действие личности и проповеди пророка: (полная аналогия с Иродом, с удовольствием слушавшим Иоанна Крестителя и все же умертвившем его по навету злой Иродиады, Мк. 6.20,26): Ахав (по LXX: слав. умилися от лица Господня и идяше плачася, - добавление, едва ли первоначальное, но вполне выражающее мысль текста) наложил на себя траур, обычный в печали (ср. (3Цар 20:31-32) и подверг себя покаянному посту (ср. (2Цар 12:16,21-23); (Ис 58:3) сл.), почему Господь через пророкам Илию смягчил Свой суд над Ахавом (ст. 29): грозное пророчество исполнится во всей силе не на Ахаве, а на сыне его Иораме (4Цар 9:24) сл.). Так, "бездна благости - Владыка Бог за убийство угрожал конечною гибелью; и за слезы об убийстве даровал замедление наказания" (блаж. Феодорит, вопр. 62). "Покаяние, конечно, не притворное, но временное; почему и временным сопровождалось помилованием" (Филарет, с. 246).