- 1. Царица Савская,
услышав о славе Соломона во имя Господа,
пришла испытать его загадками. - 2. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством:
верблюды навьючены были благовониями
и великим множеством золота и драгоценными камнями;
и пришла к Соломону
и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. - 3. И объяснил ей Соломон все слова ее,
и не было ничего незнакомого царю,
чего бы он не изъяснил ей. - 4. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона
и дом, который он построил, - 5. и пищу за столом его, и жилище рабов его,
и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его,
и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем.
И не могла она более удержаться - 6. и сказала царю: верно то,
что я слышала в земле своей
о делах твоих и о мудрости твоей; - 7. но я не верила словам,
доколе не пришла, и не увидели глаза мои:
и вот, мне и в половину не сказано;
мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. - 8. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои,
которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! - 9. Да будет благословен Господь Бог твой,
Который благоволил посадить тебя на престол Израилев!
Господь, по вечной любви Своей к Израилю,
поставил тебя царем, творить суд и правду. - 10. И подарила она царю сто двадцать талантов золота
и великое множество благовоний и драгоценные камни;
никогда еще не приходило такого множества благовоний,
какое подарила царица Савская царю Соломону. - 11. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира,
привез из Офира великое множество
красного дерева и драгоценных камней. - 12. И сделал царь из сего красного дерева перила
для храма Господня и для дома царского,
и гусли и псалтири для певцов;
никогда не приходило столько красного дерева
и не видано было до сего дня. - 13. И царь Соломон дал царице Савской все,
чего она желала и чего просила,
сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками.
И отправилась она обратно в свою землю,
она и все слуги ее. - 14. В золоте, которое приходило Соломону в каждый год,
весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых, - 15. сверх того, что получаемо было
от разносчиков товара и от торговли купцов,
и от всех царей Аравийских и от областных начальников. - 16. И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота,
по шестисот сиклей пошло на каждый щит; - 17. и триста меньших щитов из кованого золота,
по три мины золота пошло на каждый щит;
и поставил их царь в доме из Ливанского дерева. - 18. И сделал царь большой престол из слоновой кости
и обложил его чистым золотом; - 19. к престолу было шесть ступеней;
верх сзади у престола был круглый,
и были с обеих сторон у места сиденья локотники,
и два льва стояли у локотников; - 20. и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях
по обе стороны.
Подобного сему не бывало ни в одном царстве. - 21. И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые,
и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота;
из серебра ничего не было,
потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что; - 22. ибо у царя был на море Фарсисский корабль
с кораблем Хирамовым;
в три года раз приходил Фарсисский корабль,
привозивший золото и серебро,
и слоновую кость, и обезьян, и павлинов. - 23. Царь Соломон
превосходил всех царей земли богатством и мудростью. - 24. И все [цари] на земле искали видеть Соломона,
чтобы послушать мудрости его,
которую вложил Бог в сердце его. - 25. И они подносили ему, каждый от себя, в дар:
сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие,
и благовония, коней и мулов, каждый год. - 26. И набрал Соломон колесниц и всадников;
у него было тысяча четыреста колесниц
и двенадцать тысяч всадников;
и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме.
[И господствовал он над всеми морями от реки до земли Филистимской
и до пределов Египта.] - 27. И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями,
а кедры, по их множеству,
сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах. - 28. Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы;
царские купцы покупали их из Кувы за деньги. - 29. Колесница из Египта
получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра,
а конь за сто пятьдесят.
Таким же образом они руками своими доставляли все это
царям Хеттейским и царям Арамейским.
1.Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба) обыкновенно считается Счастливая Аравия (Быт 10:7); (1Пар 1:9). По И. Флавию (), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий - Иероним (Onomast 807) и блаж. Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа - кушитским (Ис 13:3); (Пс 71:10). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской - Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова, Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: "пришла испытать его (Соломона) загадками"; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд 14.12-19). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа (Мф 12:42); (Лк 11:31) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаж. Феодорит, вопр. 33).2.В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. (Пс 71:10), упомянуты "благовония" (евр. бесамим), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232). - "Пришла к Соломону" - повторенное выражение (ср. ст. 1), по раввинам, означает будто бы брачный союз Соломона с царицей Савской.3."Не было ничего незнакомого" - (с евр. сокровенного, неелам), слав. не бе слово презрено - буквальный перевод неточного греч. выражения: ουκ ην λογος παρεωραμενος.4-5.- Мудрость Соломона обнаружилась пред царицей Савской не в словах только Соломона, но и во всех учреждениях, порядках и устройстве его двора. - "И не могла она больше удержаться, слав.: вне себе бысть, у LXX-ти: αυτης εγενετο, с евр.: не стало в ней духа (Vulg.: non habebat ultra spiritum).6-10.- Признавая, что слава и мудрость Соломона превзошли молву о нем, царица считает блаженными окружающих Соломона (6-8). Вместо "блаженны люди твои" (с евр. ), слав. т. имеет (с греч. ) "блаженны жены (αν γυναικες) твоя": LXX читали в евр. т. не anaschim, мужи, как в теперешнем масор. т., a naschim, жены; и такое чтение (в связи с последующим "блаженны сии слуги твои") заслуживает предпочтения пред евр. -русск. - 9. Из того, что царица благословляет Иегову, не следует еще, что она сделалась прозелиткой, как и подобные слова Хирама (3Цар 5:7), вопреки мнению раввинов, считавших их обоих прозелитами иудейства. 10 ср. 13. Подарки царицы и Соломона друг другу - обычное на Востоке выражение уважения и почтения (ср. (Пс 71:10); (Мф 2:11).11-12.- По ассоциации с рассказом о богатых подарках царицы Савской (ст. 10) говорится снова (ср. (3Цар 9:28) о сокровищах, привозимых флотом, плававшем в Офир (ср. ниже ст. 22). Здесь названо с драгоценными камнями еще дерево алмуггим - по обычному пониманию, красное сандальное или черное эбеневое, растущее в Индии и Персии (Гезениус, Thesaurus linguae hebr., p. 23; по И. Флав. , - сосна или пихта). Из этого дорогого дерева Соломоном были сделаны "перила" или "помост" (евр. мисад, ср. (2Пар 9:11) для храма и дворца (по некоторым - диваны по стенам), а также музыкальные инструменты: гусли (евр. киннорот) и псалтири (невалим), по LXX: ναβλας και κινυρα, Vulg.: citharas lyrasque, слав.: сопели и гусли. Оба инструмента струнные (Пс 70:22); (Пс 107:3); Пс. 150.3): различие же между ними заключалось частично в неодинаковом устройстве резонансирующего ящика, частью в способе игры (ср. блаж. Феодорит, вопр. 34).14-15.- Доходы Соломона: 666 талантов золота, по мнению Кейля, равнялись 17 миллионам талеров, на наши деньги - ок. 20 млн. рублей. Талант - 3000 сиклей или 50 мин (Исх 38:25). Специальный, конечно, ежегодный доход Соломона составляли пошлины от торговцев и купцов, а также подати с покоренных царей "Аравийских" (евр. ereb, у LXX: του περαν, слав.: странных).16-21.- Из предметов роскоши во дворце Соломона свящ. писатель называет а) двоякого рода золотые щиты: больших размеров щиты, евр. цинна, по 600 сиклей каждый щит, покрывал все тело, и меньший - евр. маген, по 3 мины (=180 сиклей) или по 300 сиклей (2Пар 9:16), щиты положены были в дом леса Ливанского; военного значения они, по-видимому, не имели, а употреблялись в парадных царских выходах (3Цар 14:16); б) трон из слоновой кости (18-20); об устройстве его по представлению иудейской традиции см. примечание к (3Цар 7:7)22.Фарсис (евр. Таршиш), по общепринятому почти мнению, есть Финикийская колония в Испании (ср. (Ис 23:10); (Иер 10:9); (Иез 38:13). Но выражение "корабль Фарсисский на море" не означает корабля или флота, ходившего в Фарсис (как ошибочно в (2Пар 9:21); (2Пар 20:36-37) Vulg.: ibat in Tharsis): флот Соломона ходил в Офир (3Цар 9:28); (3Цар 10:11), а не в Фарсис; выражение это имеет общий смысл: морской корабль, корабль дальнего плавания, как теперь есть эпитеты для пароходов "гренландский" или "ост-индский". И. Флавий, напротив, видел здесь название залива Средиземного моря при известном Киликийском городе Тарсе, родине Апостола Павла: "у Соломона, - говорит И. Флавий, - имелось множество кораблей в так называемом Тарсийском море" (). Но о последнем ничего не известно из библейского текста. В числе товаров, привозимых флотом, названы обезьяны (евр. кофим) и павлины (евр. туккиим). И. Флавий считал последнее слово названием невольников, эфиопов.23-26.- Верх славы Соломона (ср. (2Пар 9:22-34). О колесницах и коннице ср. (3Цар 4:26); (3Цар 9:25-26); (2Пар 1:14-16) Неоднократное повторение о них имеет в виду отметить новизну их для Израиля и, может быть, противоречие с законом о царе (Втор 17:16).27.Образное и гиперболическое выражение для обозначения роскоши придворной жизни Соломона Сикомора, евр. шикма, греч. σικομορος συκαμινος, слав. черничие - низший сорт смоковницы, дерево невысокого роста (Ис 9:9).28-29.- Покупка коней производилась на границе с Египтом. - Из Кувы, слав.: от Фекуя, LXX: εχ Θεκουε, Vulg.: de Coa. Соответствующее еврейское слово микве понимается двояко: или как одно целое слово микве (множество, толпа) (ср. (Быт 1:10); (Исх 7:19); Лев 11.36), в данном случае: "караван (купцов)" или "табун (коней)"; или же, согласно с переводами LXX, Vulg. и др., означенное слово разлагается на два: мин-кве (Куе), причем последнее считается именем местности или провинции в Каликии или на границе Египта (Винклер, Бретц, Кейль). Последнее мнение заслуживает предпочтения.



