- 1. В то время заболел Авия, сын Иеровоамов.
- 2. И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься,
чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом.
Там есть пророк Ахия;
он предсказал мне, что я буду царем сего народа. - 3. И возьми с собою [для человека Божия]
десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду,
и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком. - 4. Жена Иеровоама так и сделала:
встала, пошла в Силом и пришла в дом Ахии.
Ахия уже не мог видеть,
ибо глаза его сделались неподвижны от старости. - 5. И сказал Господь Ахии: вот, идет жена Иеровоамова
спросить тебя о сыне своем, ибо он болен;
так и так говори ей;
она придет переодетая. - 6. Ахия, услышав шорох от ног ее, когда она вошла в дверь,
сказал: войди, жена Иеровоамова;
для чего было тебе переодеваться?
Я грозный посланник к тебе. - 7. Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь Бог Израилев:
Я возвысил тебя из среды простого народа
и поставил вождем народа Моего Израиля, - 8. и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе;
а ты не таков, как раб Мой Давид,
который соблюдал заповеди Мои
и который последовал Мне всем сердцем своим,
делая только угодное пред очами Моими; - 9. ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя,
и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов,
чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад; - 10. за это Я наведу беды на дом Иеровоамов
и истреблю у Иеровоама до мочащегося к стене,
заключенного и оставшегося в Израиле,
и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста; - 11. кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы,
а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные;
так Господь сказал. - 12. Встань и иди в дом твой;
и как скоро нога твоя ступит в город, умрет дитя; - 13. и оплачут его все Израильтяне и похоронят его,
ибо он один у Иеровоама войдет в гробницу,
так как в нем, из дома Иеровоамова,
нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым. - 14. И восставит Себе Господь над Израилем царя,
который истребит дом Иеровоамов в тот день;
и что? даже теперь. - 15. И поразит Господь Израиля,
и будет он, как тростник, колеблемый в воде,
и извергнет Израильтян из этой доброй земли, которую дал отцам их,
и развеет их за реку,
за то, что они сделали у себя идолов,
раздражая Господа; - 16. и предаст [Господь] Израиля за грехи Иеровоама,
которые он сам сделал и которыми ввел в грех Израиля. - 17. И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу;
и лишь только переступила чрез порог дома, дитя умерло. - 18. И похоронили его,
и оплакали его все Израильтяне, по слову Господа,
которое Он изрек чрез раба Своего Ахию пророка. - 19. Прочие дела Иеровоама,
как он воевал и как царствовал,
описаны в летописи царей Израильских. - 20. Времени царствования Иеровоамова было двадцать два года;
и почил он с отцами своими,
и воцарился Нават, сын его, вместо него. - 21. Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее.
Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился,
и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме,
в городе, который избрал Господь из всех колен Израилевых,
чтобы пребывало там имя Его.
Имя матери его Наама Аммонитянка. - 22. И делал Иуда неугодное пред очами Господа,
и раздражали Его более всего того,
что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили. - 23. И устроили они у себя высоты и статуи и капища
на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. - 24. И блудники были также в этой земле
и делали все мерзости тех народов,
которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых. - 25. На пятом году царствования Ровоамова,
Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима - 26. и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского
[и золотые щиты, которые взял Давид от рабов Адраазара,
царя Сувского, и внес в Иерусалим].
Всё взял;
взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон. - 27. И сделал царь Ровоам вместо них медные щиты
и отдал их на руки начальникам телохранителей,
которые охраняли вход в дом царя. - 28. Когда царь выходил в дом Господень,
телохранители несли их,
и потом опять относили их в палату телохранителей. - 29. Прочее о Ровоаме и обо всем, что он делал,
описано в летописи царей Иудейских. - 30. Между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их.
- 31. И почил Ровоам с отцами своими
и погребен с отцами своими в городе Давидовом.
Имя матери его Наама Аммонитянка.
И воцарился Авия, сын его, вместо него.
1-6.- Связь главы XIV с предыдущей не столько хронологическая - скорее, напротив, повествование гл. XIV относится к последней половине царствования Иеровоама, - сколько логическая, причинная: нечувствительность Иеровоама к божественному вразумлению через пророка (гл. XIII) вызвала грозное для него посещение Божие - в виде болезни лучшего сына его Авии (ср. ст. 13), а вместе и пророческое предвозвещение гибели всего дома Иеровоама. Семейное горе побуждает Иеровоама вспомнить о пророке Ахии, через которого Иегова некогда дал обетование устроить Иеровоаму "твердый дом" (3Цар 11:38) и от которого он теперь ждет подтверждения о продолжении его династии. Но сознавая неверность свою заветам Иеговы (3Цар 11:37-38), Иеровоам не решается сам идти к пророку, от которого он мог ожидать осуждения своей политики, отторгнувшей Израиля от Иеговы и храма; а посылает жену свою, но и ей приказывает переодеться, чтобы не быть узнанной как случайными встречными, так и самим пророком. Советуя ей взять - по обычаю Востока являться к почтенным лицам, в том числе и к пророкам (1Цар 9:8); (4Цар 5:15,23); (4Цар 8:8) с подарками - некоторые дары пророку, Иеровоам избирает для сего, намеренно, незначительные предметы, как дары от бедняков (у LXX, слав. ст. 3 имеет прибавку: τοις τεκνοις αυτον και σταφιδας, и чадом его и гроздие). Обман, как могли думать, тем легче мог бы остаться не открытым, что пророк был слеп от старости (ср. (1Цар 4:15). Но пророк получил от Иеговы предупреждение о предстоящем приходе жены Иеровоама (конец 5 ст. по еврейскому и русскому текстам - окончание речи Иеговы, по греческо-славянскому - продолжение рассказа). И пророк прямо открывает тайну царицы и, предупредив ее, что имеет возвестить ей грозное, произносит речь о гибели не только дома Иеровоама, из которого первым умрет подававший надежды сын его Авия, но и всего царства Израильского, изменившего Иегове вместе с первым царем своим Иеровоамом.7-16.- Самая речь пророка Ахии делится на две части: ст. 7-11 и 12-16, из которых, каждая представляет периодическое построение. Ст. 7-9 говорят о преступлении Иеровоама: "ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов" (9 ст.). "Которые были прежде тебя" - не предшественники по царству, Саул, Давид и Соломон - они не могли быть названы образцами нечестия, - а вообще народоправители, руководители народа; "иные боги и истуканы" (масскот, литые изображения) - может означать и культ золотых тельцов (хотя Иеровоам и израильтяне хотели чтить в них Иегову), так как тельцеслужение легко могло переходить в чистое идолопоклонство; впрочем, и последнее, вероятно, имело место в Израильском царстве при Иеровоаме (ст. 15). "Меня же (Иегову) отбросил назад" (буквально: "за спину"): выражение сознательного и упорного пренебрежения культом Иеговы. "Истреблю у Иеровоама мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле" (ст. 10) - выражение обычное в речи об истреблении дома, потомства, династии или народа (1Цар 25:22); (3Цар 16:11); (3Цар 21:21); (4Цар 9:8); "мочащийся к стене" - первоначально эпитет собаки, а затем мужского пола в отличие от женского; "заключенного и оставшегося" - евр. ацур веазув, LXX: επεχομενον κ. καταλελειμμενον, слав. держащегося и оставленного, Vulg.: clansum et novissimum, по вероятнейшему объяснению: "малолетнего и совершеннолетнего" (Sebast. Schmidt: puer qai domo adhuc detinetur et gui emancipatus est. По Филарету, "от младенца до совершеннолетнего"). Полное уничтожение потомства или дома Иеровоама, действительно, совершил 3-й царь израильский Вааса (3Цар 15:28-29). Быть лишенным погребения (ст. 11) составляло предмет ужаса для древнего еврея (Втор 28:26); (Иер 8:2); (Иер 12:9) и др.), 12-13: собственно ответ пророка на вопрос о больном сыне. Последний должен немедленно умереть, но только один он - за то, что в нем нашлось нечто доброе пред Господом [По раввинам, это доброе в Авии заключалось в том, что он облегчал народу израильскому посещение Иерусалима и храма], - войдет в гробницу (13), тогда как все остальные члены дома Иеровоама будут лишены погребения (11 ст.). Конец ст. 14 представляет речь отрывочную, мысль такая: смерть Авии - лишь начало бедствий дома Иеровоама и Израиля. 15-16 ст. говорят о грядущем суде уже над целым царством Израильским, причем слова: (будет Израиль), "как тростник, колеблемый в воде" замечательно точно характеризуют всю историю Израильского царства с отделения от Иудейского до падения - образ политической неустойчивости, растерянности Израиля, повлекшей изгнание его из земли отцов и рассеяние за Евфрат (ср. (4Цар 15:29); (4Цар 17:23); (4Цар 18:11). "За то, что сделали себе идолов", евр. ашерт, LXX: τα αλοη, Vulg.: lucos, слав. дубравы; таким образом, древние переводы считают ашера названием священной рощи идолопоклоннического культа: такое значение подтверждается, напр., Суд 6.25,30 (Гедеон срубил ашеру - священное дерево Ваала) или (Втор 16:21) (запрещается садить ашеру - рощу); в других же местах ашера означает и деревянную статую или идол богини (Ис 34:15); (Втор 7:5), хотя обычно в связи с рощами (Ос 4:13); (Иез 6:13); (Ис 1:29); (Иер 2:29). По мнению большинства толкователей и археологов, Ашера есть лишь другое имя Астарты, так как оба эти названия нередко соединяются и смешиваются (Суд 2.13; Суд 10.6; (1Цар 7:4). См. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 308-322.17-18.- Буквально точное исполнение предсказания пророка, ст. 12. Фирца (у LXX-ти Zαριρα; слав.: Сарира; в Комлютенской библии: Θερσα; Vulg.: Thersa) - прежде столица одного из хананейских царей (Нав 12:24); теперь, с Иеровоама до Амврия, стала столицей израильских царей (3Цар 15:21,33); (3Цар 16:6) сл., 15 сл. ; (4Цар 15:14,16), известна была красотой местоположения (Песн 6:4), ср. Onomast 504. Guerin. Samarie I, 365, отождествляет Фирцу с селением Таллуза близ Наблуса).19-20.- Конец 22-летнего царствования Иеровоама. Подробности царствования были описаны в "летописи царей израильских"; там говорилось и о том, как воевал Иеровоам, о чем не упоминает 3 Цар, но о чем (именно о войне Иеровоама с иудейским царем Авией) подробно говорит (2Пар 13:2-20); по (2Пар 13:20), Господь поразил Иеровоама, и он умер - вероятно, от тяжкой или внезапной болезни. Сын и преемник Иеровоама в евр, т. и в Вульг. назван Nadab, у LXX, слав. -русс. Ναβατ, Нават (в Комплютенск. : 13: последнее произошло через смешение имени сына Иеровоама с именем отца этого царя (3Цар 11:26).21-24.- Царствование Ровоама, продолжительность - 17 лет, и общий характер; отступление царя и народа от чистого служения Иегове, каковое отступление в Ровоаме совершилось, вероятно, под влиянием матери его, аммонитянки Наамы (на это может указывать двукратное упоминание о ней, ст. 21 и 31). Впрочем, краткий, сжатый рассказ 3Цар о царствовании Ровоама должен быть восполнен подробным (2Пар 11:5-23); (2Пар 12:1-16), откуда, между прочим, видно (3Цар 11:17), что в первые 3 года своего царствования Ровоам и подданные его ходили путем Давида и Соломона (в лучшую пору жизни последнего), что содействовало укреплению царства Иудейского; только уже "когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним" (2Пар 12:1). Проявлениями нечестия в Иудее теперь были не только старые высоты, статуи и капища (распространившиеся во вторую половину царствования Соломона, (3Цар 11:4-8), но и наиболее омерзительный вид идолослужения: религиозная проституция и разврат при капищах некоторых божеств, напр., Астарты-Ливры (как и вавилонской Бtлиты): блудники, Vulg.: effeminati, евр. кадеш, кадешим, собств. : посвященный (соотв. греч. ιεροδουλος) - мужчины, предававшиеся разврату в честь божества (Втор 23:18); (3Цар 22:47); (3Цар 15:12); (4Цар 23:7); равным образом, и даже преимущественно, этим занимались и женщины, кедешот, (Ос 4:14); (Втор 23:18); (Быт 38:21) сл. LXX, славяне дают иное, весьма темное, чтение начала ст, 24: συνδεσμος εγενηθη εν τη γη, смешение бе в земли (ср. блаж. Феодорит, вопр. 45).25-26.- Последствием нечестия и разврата, водворившихся в Иудейском царстве при Ровоаме, было опустошительное нашествие в 5-м году царствования Ровоама египетского фараона Сусакима, евр. Шишак (у Манефона Σεσοτγχις). Это был покровитель и, может быть, родственник Иеровоама (ср. (3Цар 11:40); поэтому нашествие его на Иудею и Иерусалим объясняют влиянием или просьбой Иеровоама. Но на сохранившейся надписи Шешонка на стенах Карнакского храма Амона в числе плененных городов поименованы несколько городов весьма важных в стратегическом отношении Израильского царства; Аиалон, Фаанах, Мегиддо, Сунем и др., следовательно, поход коснулся и северного царства и достиг, по крайней мере, долины Изреельской. Из драгоценностей, взятых Сусакимом, названы сделанные Соломоном золотые щиты [LXX-т упоминают еще о щитах, некогда привезенных Давидом из Сирии (2Цар 8:7); так и слав. русский синод. перевод имеет эту прибавку в скобках] (3Цар 10:16). Под выражением "все взял" (ст. 27) равнины разумеют главным образом трон Соломона. В более подробном сообщении о данном нашествии в (2Пар 12:2-9,12) упомянуто, что последовавшее при нашествии Сусакима грозное обличие Ровоама и князей его со стороны пророка Самея возбудило в правительстве и народе покаяние и смягчило гнев Божий, так что народ и Иерусалим были спасены (ср. И. Флав. ).27-28.- Вместо драгоценных щитов золотых, взятых Сусакимом, Ровоам наделал бронзовые или медные и передал их телохранителям, евр. рацим - скороходы (3Цар 1:5), вместе и телохранители царя, гвардия его (ср. (1Цар 22:17); (4Цар 10:25); (4Цар 11:4,11,19), по-видимому, заменившая прежних хелефеев и фелефеев. По р. Кимхи, Ровоам распоряжением о щитах имел ввиду предупредить покушение на жизнь свою, которого опасался. Вероятнее, щиты употреблялись в выходах царя в храм для торжественности процессии. Щиты Ровоама хранились в особой палате (евр. та), а не в доме леса Ливанского, как Соломоновы (3Цар 10:17); предполагают (Киттель), что дом леса Ливанского подвергся разграблению Сусакима.29-31.- (2Пар 11:13-23) восполняет 3Цар сообщением о семейном быте Ровоама: он имел 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей; всех сыновей своих разослал по укрепленным городам, но первенство между ними отдал Авии, сыну любимой жены своей Маахи, дочери Авессалома; Авия и стал преемником Ровоама на престоле. По (2Пар 12:15), "деяния Ровоама, первые и последние описаны в Записях Самея пророка и Адды прозорливца, при родословных": отсюда видно, что летопись царей иудейских была произведением пророков. Война между Ровоамом и Иеровоамом (ст. 30), по-видимому, должна быть понимаема в смысле лишь неприязненного настроения, - фактически война открылась лишь при Авии (2Пар 13:2-20).



