- 1. Приидите, воспоем Господу,
воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего; - 2. предстанем лицу Его со славословием,
в песнях воскликнем Ему, - 3. ибо Господь есть Бог великий
и Царь великий над всеми богами. - 4. В Его руке глубины земли,
и вершины гор — Его же; - 5. Его — море, и Он создал его,
и сушу образовали руки Его. - 6. Приидите, поклонимся и припадем,
преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; - 7. ибо Он есть Бог наш,
и мы — народ паствы Его и овцы руки Его.
О, если бы вы ныне послушали гласа Его: - 8. «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве,
как в день искушения в пустыне, - 9. где искушали Меня отцы ваши,
испытывали Меня,
и видели дело Мое. - 10. Сорок лет Я был раздражаем родом сим,
и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем;
они не познали путей Моих, - 11. и потому Я поклялся во гневе Моем,
что они не войдут в покой Мой».
1-2.- Полный религиозного воодушевления автор приглашает всех евреев торопиться исповедывать, восхвалять Бога гимнами в торжественном славословии.3-7.- Предмет воспевания велик: это - Бог, Творец всего мира и его Господин. Он же и Бог преимущественно евреев, которых пасет, как пастух овец. Такое отношение Бога к еврейскому народу открывается из всей его предыдущей истории, равно из дарования закона, данного только ему, чем ясно свидетельствуется, насколько Господь любит и выделяет евреев из всех других народов.8-11.- По указанной причине еврейский народ должен дорожить благоволением такого великого Существа, и ("о, если бы вы ныне послушали гласа Его") когда услышит чтение закона, то усвоить его глубоко, и покорно подчиниться указаниям Божественной воли, но не поступать по образцу предков, оказавшихся грубыми, маловосприимчивыми ("не ожесточите сердца") к Его словам, а потому и прогневлявших Его своими поступками после исхода из Египта (разумеется их неоднократный ропот на Моисея и на Бога), когда Господь совершал им много чудес ("видели дело Мое"). "Мерива" - название местности, где был бунт евреев в пустыне Рефидиме (Исх 17:1-7), которую Моисей назвал "Мерива", что значит - ропот. Господь осудил их на сорокалетнее странствование и назначил погибнуть всем, которые "заблуждаются сердцем", постоянно обнаруживали недостаток веры. Относительно последних Господь произнес суровый, но справедливый и вынужденный их поведением приговор - не войти им в Палестину ("что они не войдут в покой Мой"), назначенную местом для их постоянного, покойного и самостоятельного существования.
Наследование Палестины обуславливалось точным и постоянным соблюдением евреями всего закона Моисеева. Всенародное чтение закона при Иосии давало возможность каждому еврею ознакомиться с волей Бога и уже от желания его зависело - следовать ей или нет, а вместе с тем - наследовать Палестину, или быть лишенным ее. В Послании к Eвр. (Евр 3:7-11) означенному факту придается мессианский смысл. Во всенародной проповеди Иосии заключается предизображение благодатных времен христианской эры, когда учение Христа всенародно оглашается, когда каждый может знать волю Господа, а соответственно отношению к этой воле - наследовать или потерять место покоя, новозаветную Палестину - блаженство с Богом, рай.



