- 1. Когда вышел Израиль из Египта,
дом Иакова — из народа иноплеменного, - 2. Иуда сделался святынею Его,
Израиль — владением Его. - 3. Море увидело и побежало;
Иордан обратился назад. - 4. Горы прыгали, как овны,
и холмы, как агнцы. - 5. Что с тобою, море, что ты побежало,
и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад? - 6. Что вы прыгаете, горы, как овны,
и вы, холмы, как агнцы? - 7. Пред лицем Господа трепещи, земля,
пред лицем Бога Иаковлева, - 8. превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
- 9. Не нам, Господи,
не нам, но имени Твоему дай славу,
ради милости Твоей,
ради истины Твоей. - 10. Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?
- 11. Бог наш на небесах [и на земле];
творит все, что хочет. - 12. А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих.
- 13. Есть у них уста, но не говорят;
есть у них глаза, но не видят; - 14. есть у них уши, но не слышат;
есть у них ноздри, но не обоняют; - 15. есть у них руки, но не осязают;
есть у них ноги, но не ходят;
и они не издают голоса гортанью своею. - 16. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
- 17. [Дом] Израилев! уповай на Господа:
Он наша помощь и щит. - 18. Дом Ааронов! уповай на Господа:
Он наша помощь и щит. - 19. Боящиеся Господа! уповайте на Господа:
Он наша помощь и щит. - 20. Господь помнит нас, благословляет [нас],
благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; - 21. благословляет боящихся Господа, малых с великими.
- 22. Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
- 23. Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
- 24. Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
- 25. Ни мертвые восхвалят Господа,
ни все нисходящие в могилу; - 26. но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек.
Аллилуия.
1."Народ иноплеменный" - египтяне, происшедшие от Хама, сына Ноева, тогда как евреи своим родоначальником имеют Сима.2."Сделаться святынею Господа, владением Его" - выражения синонимические, обозначающие, что Господь выделил евреев из ряда всех других народов для особенного руководства и покровительствования ему, что засвидетельствовано всей историей его жизни.3.Проявления чудесного Божественного благоволения к евреям - переход по сухому дну Чермного моря при Моисее и переход через Иордан при И. Навине.4-8.- "Скакание гор" - землетрясение, сопровождавшее синайское законодательство: превращение камня в источник - чудесное изведение в пустыне воды из камня.9-10.- Молитва писателя о ниспослании милости евреям есть ревность по славе имени Иеговы. Тяжелое положение евреев в означенное время, неудачи, постигшие их при устроении своей жизни по возвращении из плена и при построении второго храма, и зависимое положение от иноземных правителей могли возбудить у язычников пренебрежение к Богу, как бессильному защитить и поддержать своих чтителей. Такой вывод от гражданско-политической слабости народа к суждению о слабости и бессилии бога этого народа, было обычным на Востоке, где военные удачи и политическое могущество народа объясняюсь степенью силы его национального Бога. Таким национальным богом евреев язычники считали Иегову.12-15.- Описание бессилия языческих идолов очень напоминает такое же описание в послании пророка Иеремии, написанном вскоре после наступления плена вавилонского. Можно думать, что оно заимствовано из означенного источника.16.Как беспомощны и бессильны идолы, так да будут бессильны их почитатели, т. е. язычники, сейчас, при писателе, главенствующие над евреями.18.Дом Ааронов, т. е. священники, происходящие из племени и рода Аарона, брата Моисея.21.Господь "благословляет... малых с великими", изливает свои милости на весь народ, на знатных и богатых в нем, как и на незнатных и бедных. Означенное указание, как и слова 22 ст., есть призыв всех евреев объединиться на основе веры в милость Иеговы для устроения жизни и благополучия всего народа.25-26.- Писатель уверен, что Господь услышит молитву своего народа и ниспошлет милости, так что они "живые будут благословлять Его", т. е. при своей жизни, а не в отдаленном будущем, увидят исполнение Его обетований над собою и будут наслаждаться довольством и спокойствием, за что и восхвалят Господа.



