- 1. Благослови, душа моя, Господа,
и вся внутренность моя — святое имя Его. - 2. Благослови, душа моя, Господа
и не забывай всех благодеяний Его. - 3. Он прощает все беззакония твои,
исцеляет все недуги твои; - 4. избавляет от могилы жизнь твою,
венчает тебя милостью и щедротами; - 5. насыщает благами желание твое:
обновляется, подобно орлу, юность твоя. - 6. Господь творит правду и суд всем обиженным.
- 7. Он показал пути Свои Моисею,
сынам Израилевым — дела Свои. - 8. Щедр и милостив Господь,
долготерпелив и многомилостив: - 9. не до конца гневается, и не вовек негодует.
- 10. Не по беззакониям нашим сотворил нам,
и не по грехам нашим воздал нам: - 11. ибо как высоко небо над землею,
так велика милость [Господа] к боящимся Его; - 12. как далеко восток от запада,
так удалил Он от нас беззакония наши; - 13. как отец милует сынов,
так милует Господь боящихся Его. - 14. Ибо Он знает состав наш,
помнит, что мы — персть. - 15. Дни человека — как трава;
как цвет полевой, так он цветет. - 16. Пройдет над ним ветер, и нет его,
и место его уже не узнает его. - 17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
- 18. и правда Его на сынах сынов,
хранящих завет Его
и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. - 19. Господь на небесах поставил престол Свой,
и царство Его всем обладает. - 20. Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою,
исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; - 21. благословите Господа, все воинства Его,
служители Его, исполняющие волю Его; - 22. благословите Господа, все дела Его,
во всех местах владычества Его.
Благослови, душа моя, Господа!
102.псалом принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103 же псалом - о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над 103 псалмом в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.
Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.
Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1-5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6-10). Его милость к нам - непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11-16). Милости Его вечны к боящимся Его (17-18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19-22). 1-5.- Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. - "Внутренность моя" - все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ("недуги"), чем спасает от временной и вечной гибели ("от могилы"), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.6-7.- Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту ("правду и суд"). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ("пути"), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.8-13.- Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или - так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.14-19.- Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер ("пройдет ветер") - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.20-22.- Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека "крепкие силою" в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. "Крепкие силою", "воинства Его", "служители Его" - Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.
Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.



