Глава 6

  • 1. Однажды в субботу он проходил через хлебные поля, и его ученики срывали колосья, растирали их руками и ели зёрна.
  • 2. Тогда некоторые из фарисеев сказали: «Почему вы делаете то, что незаконно делать в субботу?»
  • 3. Но Иисус сказал им в ответ: «Неужели вы никогда не читали, что́ сделал Давид, когда он и его люди проголодались?
  • 4. Как он вошёл в дом Бога и получил хлеб предложения, который по закону нельзя было есть никому, кроме священников, и ел его сам, а также дал тем, кто был с ним?»
  • 5. Он продолжил: «Сын человеческий — Господин субботы».
  • 6. В другую субботу он пришёл в синагогу и стал учить народ. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
  • 7. Книжники и фарисеи внимательно следили за Иисусом, не исцелит ли он в субботу, чтобы найти повод обвинить его.
  • 8. Он знал их мысли и всё же сказал человеку с сухой рукой: «Поднимись и встань на середину». Тот поднялся и встал на середину.
  • 9. Тогда Иисус сказал им: «Я спрашиваю вас, что законно делать в субботу: добро или зло, спасать душу или губить её?»
  • 10. Оглядев их всех, он сказал тому человеку: «Протяни руку». Тот протянул, и его рука стала здоровой.
  • 11. Но они пришли в ярость и стали обсуждать друг с другом, что́ им делать с Иисусом.
  • 12. В те дни он пошёл на гору помолиться и всю ночь провёл в молитве к Богу.
  • 13. А когда наступил день, он позвал своих учеников и выбрал из них двенадцать, которых назвал апостолами:
  • 14. Си́мона, которого он назвал Пётр, и его брата Андрея, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломе́я,
  • 15. Матфея и Фому, Иакова, сына Алфе́я, и Си́мона, которого назвали «ревностным»,
  • 16. Иуду, сына Иакова, и Иуду Искарио́та, который позднее стал предателем.
  • 17. Спустившись с ними вниз, он остановился на равнине. Там было очень много его учеников и толпы людей из всей Иудеи, Иерусалима и прибрежной местности Ти́ра и Сидо́на, которые пришли послушать его и исцелиться от своих болезней.
  • 18. Исцелялись даже те, кого мучили нечистые духи.
  • 19. И весь народ искал возможности прикоснуться к нему, потому что от него исходила сила и исцеляла всех.
  • 20. Устремив взгляд на своих учеников, он стал говорить: «Счастливы вы, те, кто беден, потому что вам принадлежит царство Бога.
  • 21. Счастливы вы, те, кто сейчас голоден, потому что вы насытитесь. Счастливы вы, те, кто сейчас плачет, потому что вы будете смеяться.
  • 22. Счастливы вы, когда люди ненавидят вас, когда вас гонят и оскорбляют и когда ваше имя позорят из-за Сына человеческого.
  • 23. Радуйтесь в тот день и ликуйте, потому что велика ваша награда на небе, ведь их предки точно так же обращались с пророками.
  • 24. Но горе вам, богатые, потому что вы уже получили своё утешение в полной мере.
  • 25. Горе вам, тем, кто сейчас сыт, потому что вы будете голодать. Горе вам, тем, кто сейчас смеётся, потому что вы будете скорбеть и плакать.
  • 26. Горе вам, когда все люди говорят о вас хорошо, ведь их предки точно так же обращались с лжепророками.
  • 27. А я говорю вам, тем, кто слушает: не переставайте любить своих врагов, делать добро тем, кто вас ненавидит,
  • 28. благословлять тех, кто вас проклинает, и молиться за тех, кто вас оскорбляет.
  • 29. Тому, кто ударит тебя по одной щеке, подставь и другую. И от того, кто забирает твою верхнюю одежду, не прячь и нижнюю.
  • 30. Каждому, кто у тебя просит, дай. И от того, кто взял твоё, не требуй вернуть взятое.
  • 31. Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • 32. Если вы любите только тех, кто любит вас, то в чём ваша заслуга? Ведь и грешники любят тех, кто любит их.
  • 33. И если вы делаете добро тем, кто делает добро вам, то в чём ваша заслуга? И грешники так поступают.
  • 34. Также если вы даёте в долг без процентов тем, от кого надеетесь получить долг обратно, то в чём ваша заслуга? И грешники дают в долг без процентов грешникам, чтобы получить обратно столько же.
  • 35. Но вы не переставайте любить своих врагов, делать добро и давать взаймы без процентов, не надеясь получить долг обратно. Тогда ваша награда будет велика и вы будете сыновьями Всевышнего, потому что он добр даже к неблагодарным и злым.
  • 36. Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец.
  • 37. Кроме того, перестаньте судить, и вы никогда не будете судимы. Перестаньте осуждать, и вы никогда не будете осуждаемы. Отпускайте — и будете отпущены.
  • 38. Давайте — и дадут вам. Вам отсыплют за пазуху полную меру, уплотнённую, утрясённую и переполненную. Ведь какой мерой вы мерите, такой отмерят и вам».
  • 39. Затем он привёл им примеры: «Может ли слепой вести слепого? Разве не упадут они оба в яму?
  • 40. Ученик не выше своего учителя, но каждый, кто полностью обучен, станет таким, как его учитель.
  • 41. Почему ты смотришь на соломинку, которая в глазу твоего брата, а на бревно, которое в твоём глазу, не обращаешь внимания?
  • 42. Как ты можешь говорить твоему брату: „Брат, позволь мне вынуть соломинку, которая в твоём глазу“, тогда как ты сам не смотришь на бревно в своём глазу? Лицемер! Вынь сначала бревно из своего глаза, и тогда ясно увидишь, как вынуть соломинку, которая в глазу твоего брата.
  • 43. Ведь не бывает хорошего дерева, которое приносило бы гнилые плоды, как не бывает и гнилого дерева, которое приносило бы хорошие плоды.
  • 44. Каждое дерево узнают по его плодам. Например, с колючих растений не собирают инжир и с тернового куста не срезают виноград.
  • 45. Добрый человек из сокровищницы добра в своём сердце выносит доброе, а злой человек из своей сокровищницы зла выносит злое. Ведь от избытка сердца говорят уста.
  • 46. Почему вы зовёте меня: „Господи! Господи!“ — а не делаете того, что я говорю?
  • 47. Я скажу вам, кому подобен тот, кто приходит ко мне, слушает мои слова и соблюдает их:
  • 48. он подобен человеку, который, когда строил дом, копал всё глубже и глубже и положил основание дома на скале. Когда началось наводнение, на тот дом устремилась река. Но она не смогла пошатнуть его, потому что он был хорошо построен.
  • 49. А тот, кто слушает мои слова и не соблюдает их, подобен человеку, который построил дом на земле, без основания. Когда река устремилась на него, он сразу же рухнул, и велико было разрушение этого дома».