Глава 9

  • 1. И при первом завете были, естественно, свои уставы богослужения и свое Святилище, земное.
  • 2. Устроено оно было так: в первом его помещении - оно называлось "Святое" - находились светильник и стол с хлебами, что кладут пред Богом.
  • 3. За второй же завесой Святилища располагалась другая его часть - "Святое Святых".
  • 4. Там был жертвенник золотой для благовонного курения и золотом же обложенный со всех сторон Ковчег завета, ларец, в котором хранились скрижали завета, золотой сосуд с манной и расцветший некогда жезл Аарона.
  • 5. Над Ковчегом завета стояли осенявшие это место умилостивления херувимы как знак Божьей славы. Но теперь не об этом стоит говорить подробно.
  • 6. С тех пор, как все это было таким образом устроено, в первое помещение входили священники, совершавшие ежедневное богослужение.
  • 7. Во вторую же часть Святилища всею один раз в году только первосвященник, притом непременно с кровью, которую приносит он за себя и за совершенные по неведению грехи народа.
  • 8. Дух Святой таким образом хотел ясно показать, что путь в Храм небесный не открыт еще: никто не может войти в него, пока стоит первое Святилище, земное.
  • 9. Все это символично, все это говорит о нашем времени. Ведь дары и жертвы, которые приносятся в земном Святилище по предписанию Закона, не могут очистить совесть и привести к совершенству тех, кто так служит Богу,
  • 10. потому что установления эти только плоти касаются, только на пищу, питье и омовения различные распространяются. Они были введены лишь на время, пока не будет все исправлено".
  • 11. Но вот пришел Христос, истинный Первосвященник наш. Он принес нам истинные блага. Свое служение совершает Он во Святилище, несравненно превосходящем земное - в нерукотворном и сотворенному миру не принадлежащем.
  • 12. Не с кровью козлов и тельцов, но с кровью Своею вошел Он однажды и навсегда в небесный Храм и обрел для нас искупление, сила которого вечна.
  • 13. Ведь если даже кровь козлов и быков и пепел телицы, с водой смешанный, через окропление освящают нечистых, возвращая им ритуальную чистоту,
  • 14. то сколь более сильна кровь Христова! Движимый Духом вечным, Он предал Себя, непорочного, Богу. Потому и очистит Кровь Его совесть нашу и отвратит ее от дел, ведущих к смерти, дабы служили мы Богу Живому.
  • 15. Так что Посредник Он нового завета. Своей смертью заплатил Он за преступления, совершенные при первом завете, чтобы все, кто призван Богом, получили обещанное вечное наследие.
  • 16. Завещание, мы знаем, предъявляется к исполнению только после смерти завещателя.
  • 17. Лишь по смерти его приобретает оно силу и не имеет ее, пока завещатель жив.
  • 18. Потому-то и первый завет не без крови был утвержден.
  • 19. В самом деле, когда Моисей возвестил всему народу одну за другой все заповеди Закона, он взял кровь тельцов [и козлов], смешанную с водой, взял также иссоп и пурпурную шерсть и окропил как книгу саму с Законом, так и весь народ.
  • 20. И сказал при этом: "Вот кровь завета, исполнять который обязал вас Бог".
  • 21. Точно так же окропил Моисей кровью и Святилище, и всю богослужебную утварь.
  • 22. По Закону вообще почти все освящается кровью и без пролития ее не бывает прощения.
  • 23. Потому образы небесного должны были очищаться кровью земных существ, а само небесное - кровью лучшей.
  • 24. Христос не в рукотворное ведь вошел Святилище, которое лишь подобием было истинного - в само небо вознесся Он, дабы предстать ныне за нас пред лицом Божиим.
  • 25. И не для того это случилось, чтобы вновь и вновь, не однажды, приносить Ему Себя в жертву, подобно первосвященнику из левитов, который из года в год входит во Святилище с кровью животного.
  • 26. Христу пришлось бы тогда страдать несчетно уже от начала мира. Нет, Он явился только раз, и явился ныне, в конце веков, чтобы жертвою Своей удалить грех.
  • 27. Как человеку определено Богом умереть лишь один раз и затем предстать пред судом,
  • 28. так и Христос лишь единожды был в жертву принесен, чтобы понести на Себе грехи многих;
    во второй раз явится Он уже не по причине греха, а ради спасения тех, кто ждет Его.