Глава 26

  • 9.

    Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

    Но вот, как я сказал, пропоет петух, и тотчас приходит настоятель и… встав, они тотчас становятся в ряд и с великим согласием и мелодической стройностью поют пророческие гимны. Ни гусли, ни свирели, ни иной какой-либо музыкальный инструмент не издает такого звука, какой можно слышать в глубокой тишине и в пустыне, когда поют эти святые люди. И сами эти песни плодотворны и исполнены любви к Богу. Во время ночи, - говорится, - воздвигните руки ваши к Богу (Пс 133:1); и опять: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо суды Твои совершаются на земле.

    Гомилии на 1-е послание к Тимофею.

  • 10.

    Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа

    Для того и пришел Господь наш Иисус Христос, чтобы не только здесь мы видели славу Его, но и в будущем веке. Потому Он и говорит: Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою (Ин 17:24). Если же здешняя слава Его была столь блистательна и величественна, то что сказать о той Его славе? Она откроется уже не на тленной земле, не перед существами, облеченными в смертные тела, каковы мы теперь, но в творении нетленном и бессмертном, и с таким величием, какого невозможно изобразить никаким словом. О, блаженны, трижды блаженны и беспредельно блаженны те, которые удостоятся созерцать эту славу! О ней говорит пророк: Если нечестивый будет помилован… будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.

    Гомилии на Евангелие от Иоанна.

  • 12.

    Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас

    Когда ты увидишь, что человек живет в нечестии и, однако, наслаждается великим благоденствием и не терпит никакого бедствия, то потому более и пожалей его, что он, подвергшись болезни и самой тяжкой заразе, усиливает болезнь, от веселья и неумеренности делаясь худшим. Ибо не наказание есть зло, но грех: он удаляет нас от Бога; а наказание приводит к Богу и прекращает гнев Его. Откуда это видно? Послушай пророка, который говорит: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои (Ис 40:1). И еще: Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.

    О Лазаре.


    Говорю это теперь и представляю все истории, в которых описываются искушения, и беды, и гнев царей, и козни, - для того, чтобы мы ничего так не боялись, кроме как прогневить Бога. Вот, и тогда разожжена была печь, но отроки посмеялись над ней, а греха убоялись, потому что знали, что от огня они не потерпят никакого вреда, а за нечестие подвергнутся крайней опасности. Грех сам есть величайшее наказание, хотя бы и мы не были наказаны, равно как добродетельная жизнь сама составляет величайшую честь и счастье, хотя бы мы и терпели наказание. Грехи удаляют нас от Бога, как и Сам Он говорит: Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим (Ис 59:2). А наказания обращают нас к Богу: Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам. У кого есть рана, тому чего должно бояться, - гниения или сечения от врача? Ножа или распространения раны? Грех есть гниение, наказание - нож врачебный. У кого загноилась рана, тот терпит боль, хотя и не подвергается сечению; и тогда-то особенно бывает он в худом положении, когда не подвергается сечению; так и согрешающий несчастнее всех, хотя и не терпит наказания; и тогда-то особенно он несчастен, когда не терпит наказания и никакого зла.

    К народу антиохийскому.

  • 19.

    Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

    Что Господь воскресит всех, это предсказал Исаия в следующих словах: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов. И не только это он предсказал, но и то, что после крестной смерти Господа деяния Его будут блистательнее и что по воскресении Его проповедь евангельская наиболее распространится.

    Против иудеев и язычников.