- 4.
Ст. 4, 7 Когда пришли в Рафидим, и не было воды, Евреи не только стали уже роптать, как прежде, но готовы были употребить насилие. Возопи же Моисей ко Господу в молитве своей: что сотворю? еще мало, людие сии побиют мя камением, и не избавлюсь от рук их, если не дам воды, которой просят у меня. Моисей пред глазами старейшин народных источает воду из Хорива. И поелику говорили: аще в нас Господь, когда нет у нас воды утолить жажду; то воды, источенные пред глазами старейшин народных, давали разуметь, что действительно есть в них Господь. Евреи забыли прежние чудеса, и искушали Бога, требуя чудес новых. Хотя были у них перед глазами чудеса постоянные, облако, столп, манна, крастели; однако же, поелику чудеса сии продолжались много времени, то Евреи не почитали уже их и чудесами; и потому, чудесами новыми хотели искусить: аще есть в них Господь, или ни.
- 7.
И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет
См. Толкование на (Исх 17:4)
- 8.
Ст. 8-9, 11, 14-16 После сего прииде Амалик воевать с Евреями. Против Амаликитян ополчился Иисус, а Моисей возшел на гору, и жезл Божий в руце его. Жезл сей Моисей имел в руках тогда только, когда творил знамения и чудеса, чтобы уразумел ты тайну креста, силою которого и Моисей совершал все чудеса. С Моисеем взошли на гору Аарон и Ор, который, как говорят, был муж сестры Моисеевой. Егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль и побивал сопротивные народы, во множестве пришедшие на брань с Евреями. Егда же опускаше руце, одолевали сопротивные народы и побивали тех, которые постоянно роптали на Бога и на Моисея. Моисей воздвижением рук и жезлом у груди явственно изображал знамение креста. Иисус трудился на поле битвы, а Моисей молился на горе. Когда народ видел, что Моисей опускает руки: тогда нападал на него ужас, и бежал он от лица врагов; а когда воздвизал Моисей руки, тогда народ укреплялся и наступал на врагов. И рече Господь к Моисею: впиши сие на память в книги, и вдай Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову. Напиши, чтобы знали все народы, устрашились, и не дерзали вступать с вами в брань, а Амаликитяне покаялись, и тем отвратили от себя грозное определение суда. И созда Моисей олтарь, и прозва имя ему: Господь показал опыт, то есть, Бог на Амалике, народе самом воинственном, показал всем народам, менее его сильным, что, если вступят в брань с Евреями, то будут побиты, как Амаликитяне. Хотя народы сии явно видели, что в Божиих руках и спасение их и погибель, однако же не просили десницы у Евреев в знак мира. И потому, Бог говорит Израильтянами дайте десницу свою городам, прежде нежели вступите с ними в брань. И се рука Господня на престоле, то есть, рука Господня на престоле суда, какой воздвиг Бог Моисею, и брань у Господа против Амалика из рода в род, то есть, пока Амалик будет презрителем Бога.
- 9.
Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей
См. Толкование на (Исх 17:8)
- 11.
И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик
См. Толкование на (Исх 17:8)
- 14.
И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.
См. Толкование на (Исх 17:8)
- 15.
И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси.
См. Толкование на (Исх 17:8)
- 16.
Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род.
См. Толкование на (Исх 17:8)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Исход > Глава 17