Глава 3

  • 1.

    Навуходоносор царь сотвори тело златое великое: и постави е на поли Деире, во стране Вавилонстей:

    т.е. поставил на таком месте, которое было бы достаточно для множества народа, собранного на праздник в честь сооруженного тела.

  • 2.

    И посла собрати воеводы,

    то есть, собрать все народы, которые готовы были богов своих заменить сим кумиром, и поклоняться ему так же, как и своим идолам.

  • 15.

    Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?

    См. Толкование на (Дан 3:20)

  • 17.

    Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

    См. Толкование на (Дан 3:20)

  • 20.

    Ст. 20, 15, 17 И царь повелел мужем сильным крепостию и окова Седраха, Мисаха и Авденаго.

    Царю было донесено, что Данииловы товарищи не поклоняются кумиру; и тот, кто сказал Даниилу: Бог ваш, Той есть Бог богов (2:47), теперь угрожает отрокам, что ввергнет их в огонь, и говорит: и кто есть Бог ваш, Иже измет вы из руки моея?

    Товарищи Данииловы были уверены, что избавятся от огня и меча, как уверен был Даниил, что будут ему открыты и сон и значение оного. И как Даниил просил дать ему время, будучи уверен, что возвестит царю значение сна: так товарищи его говорят: Бог наш, Емуже мы служим, силен изъяти нас от пещи огнем горящия, и от руку твоею избавити нас, царю, то есть ни меч, ни другое какое-либо мучение не могут лишить нас жизни и сделать нам вред.

  • 92.

    Се Аз вижду мужи разрешенны, и ходящи среди огня. Повеление царя скоро исполнено: юноши во всей одежде их связаны и брошены в пещь. Но огонь отступил от них, по повелению Четвертого, снизшедшего к ним, Который разрешил связанные чресла их и восставил юношей не для того, чтобы поспешили выйти из огня, как бы опасающиеся губительных действий его, но чтобы оставались в огне, как исполненные упования. И четвертый подобен Сыну Божию. Четвертого царь увидел уже после, но юноши видели Его, как скоро были брошены в огонь. Он принял их, когда их ввергли; Он сопровождал их, когда выходили; там и нашли Его юноши, там и оставили. Он предварил их, чтобы изменить пожигающее естество огня, Он остался после них, чтобы возвратить огню собственное его естество; и потом уже сделался невидим. Огнь, исшедший из пещи, пожигает тех, которые обвиняли юношей; он попаляет злокозненных, но не вредит народа ими собранного; внутри пещи не вредит троим, и вне оной - тысячам и тьмам, но истребляет оболгавших.

  • 95.

    Благословен Бог Седрахов, Мисахову, и Авденаго, Иже изъя отроки своя из пламени,

    сохранил тех, которые предавали тело свое огню, чтобы служение Богу своему не заменить поклонением идолам.

  • 96.

    Всяк, иже речет хулу на Бога их, будет разсечен на части.

    Кто после такого совершенного Им чуда похулит Его, отрицая, что Он истинный Бог, тот будет рассечен на части.