- 1.
Во время оно востанет Михаил Ангел великий, тот, который и теперь помогает вам; и сокрушит Антиоха. И будет время скорби, т.е. прежде нежели будет сокрушен Антиох, скорбь якова не бысть от дней века. О сем сказано: Всяк жених прия плач и седящая на одре брачне бысть в печали. И потрясеся земля на обитающих на ней (1Мак.1:27,28). И в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе; т.е. спасутся немногие. Книга же, о которой упоминается здесь, означает или закон, в котором соблюдающий его обретет жизнь, или то, о чем сказано у Иезекииля: и возмеши оттуду мало их числом, и ввяжеши я во одежду твою (Иез 5:4).
- 2.
И мнози от спящих в земней персти востанут, потому что по избавлении и восстановлении Зоровавелем, постигнет их новое бедствие, как сон смертный: когда же оно прекратится, восстанут Иудеи, как бы из персти. Сии в жизнь вечную, т.е. мужественно претерпевшие и праведные Иудеи. А онии в погибель и в стыдение вечное. За соблазн они навсегда приобретут себе в народе худое имя, а рабы добрые и смысленные просияют и в настоящем веке добрым именем и славою, и в будущем - воздаянием наград.
- 3.
И которые соделают многих праведными, т.е. отвратят от язычества, просветятся славою, какою облекутся при конце мира во век.
- 4.
Ты же, Данииле, загради словеса, и умолчи, и запечатай книги до времени скончания, Ангел заповедует Даниилу, чтобы уста его не произносили, и ничье око не читало написанного в книге, повелевает же запечатать и хранить книгу, чтобы по исполнении пророчества Иудеи не могли сказать: не предвидел Бог, что должно было претерпеть народу. И многие взыщут Бога, и умножится видение, после сей скорби так же, как и после вавилонского угнетения.
- 5.
Ст. 5-7 И видех аз Даниил, и се два инии стояху, един о сию страну устия реки, а другий об ону страну устия реки. Когда беседовавший со мною Ангел удалился от меня и пошел к реке, чтобы перейти чрез нее; тогда явились мне другие два Ангела на той и другой стороне реки. И Ангел, который по отшествии от меня, шел по водам реки, давал сим знать, что он стоит над глубиною тайн; другие же два Ангела, стоявшие на берегах, показывали тем, что они могут только вопрошать о деле.
Посему-то, как имеющие власть вопрошать, говорят они: доколе скончание сие? Стоящий же верху воды речныя, как ведающий тайны Божии, ответствует: во время, во времена, и в полвремене скончаются вся сия, т.е. по падении того, кто мучил Иудеев, подвергая всем сим бедствиям.
- 6.
И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: «когда будет конец этих чудных происшествий?»
См. Толкование на (Дан 12:5)
- 7.
И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится.
См. Толкование на (Дан 12:5)
- 8.
Аз же Даниил слышах и неразумех, и рех: Господи, что последняя сих? Не спрашиваю о сказанном, но желаю знать, что будет после сего.
- 9.
И рече ко мне: гряди, Данииле, яко запечатана словеса даже до конца времене. Словеса запечатанные касались частью царства, которому предсказано было, что сокрушит его Христос, а частью самого Христа, сокрушившего оное.
- 10.
Избранни будут, и уделятся, и искусятся мнози. Сим показывается, что из Иудеев будут избраны Апостолы, и многие, научившись, убелятся в крещении, а Иудеи, убийцы Христовы, искусятся и тяжко будут наказаны. Беззаконнуют беззаконницы, и не уразумеют вси нечестивии. Сие сходно с сказанным: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят (Лк 23:24) Творящие же доброе уразумеют Господа времен из тайн начертанных Пророками и из знамений времени.
- 11.
От времене же пременения жертвы всегдашния, и дастся мерзость запустения на дни тысяща двести и девятьдесят. Сим указывается время прекращения всегдашней жертвы по власти Антиоха, который всю землю израильскую обратил в мерзость запустения. А дни тысяча двести девятьдесят составляют время бедствий народа и осквернения храма тем, что во святилище дерзнули воздвигнуть жертвенник.
- 12.
Блажен терпяй и достигнувый до дней тысящи трехсот тридесяти пяти, то есть времени, когда прекратятся бедствия Иудеев, и очистится дом обетов и приношений.
- 13.
Ты же, Данииле, иди и почивай до конца, то есть будь спокоен, что бы ни происходило с народом твоим. Возстанеши во время твое в скончание дней; не по исполнении семидесяти седмин, когда умерщвлен будет Христос Сын Божий, но в скончание дней, во второе пришествие Свое с неба, воскресит тебя Сын Божий со всеми умершими.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Даниила > Глава 12