- 2.
Ст. 2, 9 И рече царь призвати обаятелей и волхвов. Аще убо сна не возвестите мне, вем, яко слово ложно и растленно совещастеся рещи предо мною.
Во второй год царствования своего Навуходоносор видел сон, и забыл, что видел во сне, конечно, к посрамлению обаятелей и Халдеев, которые думали, что обаяниями и вычислениями своими возвеличили они царя вавилонского. Ибо пришел Даниил, и прославлен тем Богом, о Котором Вавилоняне думали, что Он побежден богами вавилонскими.
- 9.
Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его.
См. Толкование на (Дан 2:2)
- 13.
И изыде повеление и мудрии убивахуся.
Смертная казнь определена Халдеям к их посрамлению. Ибо, если сами, в собственном своем городе, не могли спасти себя, то как думали, что ими доведены до пленения сыны Иерусалима?
- 14.
Изыде Ариох убити мудрых вавилонских.
Даниил ведением своим спас от смерти тех, которых неведение их предавало мечу. Сокрыта мудрость от мудрецов вавилонских, и открыта по молитве Даниилу.
- 20.
Буди имя Господа Бога благословенно от века и до века, за все благодеяния, оказанные отцам нашим в Египте, и нам среди Вавилонян.
Премудрость и крепость Его есть. Хотя Бог, по Своей премудрости и по долготерпению Своему, хранил Вавилонян и союзников их, как древле хранил Египтян; однако же, теперь обращает руку Свою, и поражает их в крепости Своей, как поразил Египет.
- 21.
И Той пременяет времена и лета, т.е. времена четырех царств, представленных в четырех видоизменениях тела. Поставляет цари, и преставляет. Сие говорится о тех царствах, которые следовали одно за другим и преобладали над прочими. Даяй премудрость премудрым. Ибо Он открыл сон мудрецам, боящимся Бога. И разум ведущим смышление, т.е. и истолкование сна открыл ведущим смысл пророческих таин.
- 22.
Той открывает глубокая, т.е. сон и истолкование сна, и даже мысли, какие были у царя вечером. Сведый сущая во тме. Ибо знает все, что делается в заблуждении ума, которое представлено под образом тьмы. И свет с Ним есть, т.е. знает и то, что с ведением совершают праведники, представляемые под образом света.
- 23.
Тебе, Боже отцев моих, исповедаюся, т.е. Тебе, Боже дома Авраамова, Исаакова и Иаковлева. Яко премудрость и силу дал ми еси, т.е. дал мне откровение сна и значения его. И возвестил ми еси, яко просихом у Тебе. Чтобы показать действенность молитвы товарищей своих, говорит: возвестил Ты мне, о чем все мы просили. И видение царево возвестил ми еси, т.е. возвестил мне помышление сердца царева.
- 28.
Но есть Бог на небеси, открываяй тайны, и возвести царю Навуходоносору, им же подобает быти в последняя дни.
Бог, сущий на небеси, может открыть не только сон твой и значение его, недоведомые ни тебе, ни мудрецам, ни идолам твоим, но и те мысли, которые были причиною виденного тобою сна.
- 29.
Помышления твоя, царю, на ложи твоем взыдоша, чесому подобает быти по сих.
Помышление царя Вавилонского было таково: поелику покорил он все народы и уничижил всех царей, то думал, что нет уже такого царства, которое ниспровергло бы владычества Вавилонян. И Даниил возвещает, кем царство его будет ниспровергнуто.
- 31.
Ст. 31-32 Тело едино, велие. Глава его от злата чиста.
Златая глава есть царство вавилонское. Это согласно с сказанным: чаша златая Вавилон в руце Господни (Иер 51:7) Перси и мышцы сребряны - это есть царство Мидян. Чрево и стегна медяны - это есть царство персидское.
- 32.
У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные
См. Толкование на (Дан 2:31)
- 33.
Голени железны, это есть царство Александрово. Нозе, часть некая железна и часть некая скудельна;
это суть десять царей, восставших после Александра.
- 35.
И наполни всю землю.
Это говорит Пророк об евангелии, которое распространено во все концы мира.
- 38.
Ст. 38-39 Ты еси глава златая.
Так Даниил, начиная истолкование сна, говорит вавилонскому царю: ты еси глава златая.
Поелику Навуходоносор думал, что ни один из самых могущественных царей не может ниспровергнуть царства вавилонского; то Пророк говорит: царство другое меньшее, т.е. царство Мидян, восстанет и сокрушит ваше царство. Царство же третие соодолеет всей земли. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского.
- 39.
После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.
См. Толкование на (Дан 2:38)
- 40.
И царство четвертое будет крепко аки железо, якоже железо стончевает и умягчает вся.
Это - Александр, победитель всех народов. Как железо преодолевает всякое тело, так он попрал и покорил всех властителей, князей и царей.
- 41.
Ст. 41, 43 И персты ножнии, часть убо некая железна, часть же некая глиняна.
Это - десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны.
Хотя они вступят между собой в союзы; но, поелику не будет у них единодушия и любви; то Пророк говорит о них: смешены будут в племени человечи, и не будут прилепляющеся сей к сему, якоже железо не смешается с глиною.
- 43.
А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.
См. Толкование на (Дан 2:41)
- 44.
Возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется. Царство сие не иудейскому народу дано будет.
Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков; но в самой действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем.
- 45.
Отсечеся камень без рук,
т.е. Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечен от горы, т.е. произошел от племени Авраамова. Гора знаменует и святую Деву, от которой отсечен камень без рук, т.е. неискусобрачно.
- 46.
Ст. 46, 48 Тогда царь Навуходоносор восстал с престола своего, паде на лице, и поклонися Даниилу. И постави его князя, и сказал: кто видел подобного сему? в нем дух святых богов. Так, царь поклонился юноше, и притом пленнику и рабу и воскурил фимиам тому, кто обитал в Данииле, т.е. духу святых, живущему в нем.
- 48.
Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими.
См. Толкование на (Дан 2:46)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Даниила > Глава 2