Глава 3

  • 1.

    Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?

    В этом вы сами являетесь свидетелями, так как мы не начинаем снова себя самим представлять вам, или (имеем нужду) от других просить посланий (представительных) к вам.

  • 2.

    Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками

    Но послание ваше, то есть проповедь наша, вы сами есте, как бы в сердцах наших написанное, чрез знание и с мудростью читаемое чрез нас всеми людьми.

  • 3.

    вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

    Вы являете собою и удостоверяете, что вы послание есте Христово, ибо делами вашими как бы из книги возвещается Христос, чрез служение наше, то есть чрез проповедь нашу, - написанное же (послание Христово) не чернилами, или на скрижалях каменных, но Духом и на скрижалях сердца плотяных.

  • 4.

    Ст. 4-6 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

    Уверенность же такую имеем чрез Христа в Боге, - не потому, чтобы способны мы были помыслить что от себя, но поелику мудрость дается нам от Бога, Который нас соделал быть достойными служителями Новаго Завета, не тою Моисеевскою буквою, но духом, то есть возвещается чрез действия Духа. Ибо буква убивает, а Дух животворит, то есть: Евангелие спасает людей чрез долготерпение, даруя им прощение.

  • 5.

    не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

    См. Толкование на (2 Кор 3:4)

  • 6.

    Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

    См. Толкование на (2 Кор 3:4)

  • 7.

    Ст. 7-8 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,- то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

    Если же служение смерти, - ибо убивало оно чрез правду свою, - то есть служение, написанное и начертанное на скрижалях каменных, - получило такую страшную славу, именно ту, которою облеченный восходил носивший ее (Моисей, (Исх 34:29) сл.): то сколь более служение Духа будет в славе, когда оно гораздо выше первого?

  • 8.

    то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

    См. Толкование на (2 Кор 3:7)

  • 9.

    Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.

    Ибо если служение осуждения, - разумей в том смысле, что требовало должных дел, - в славе было: то сколь более процветет служение правды в славе, то есть служение благодати?

  • 10.

    То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.

    Ибо не оказывается славным даже то, прославленное в этом отношении, по причине превосходнейшей славы, то есть: в славе, которую имели принять Апостолы, за ничто почитается та слава, которая дана при сообщении закона.

  • 11.

    Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

    Если ведь (ибо) упраздняемое и преходящее, то есть закон, который прешел, и Моисей, который упразднен, чрез славу (в славе) явился, то сколь более то, что имеет оставаться после воскресения вечного, будет преизбыточествовать в славе вечной.

  • 12.

    Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением

    Итак, имея такую надежду на всегдашнюю славу, великим поэтому дерзновением пользуемся мы, то есть открыто действуем.

  • 13.

    а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

    И не имеем нужды являться - как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, дабы не могли взирать сыны Израилевы на лице Моисея, на конец того, что должно было упраздниться.

  • 14.

    Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

    Поелику омрачились мысли их, и они не могли узреть таинств, бывших в законе, - ибо до сегодняшняго дня, когда читают Ветхий Завет, то же самое покрывало простерто между лицом Моисея и глазами их, то же покрывало простерто между буквою Моисея и умами их. Посему и не видят они того, что должно упраздниться чрез Христа, то есть быть совершено.

  • 15.

    Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их

    Но до сего дня, когда читают Моисея. Ветхий Завет назван именем слуги, как прочие Писания названы именем пророков, коих пророчественные речи содержат они. Итак, поелику писание Моисея уравнено с писаниями товарищей его пророков, то тем самым возвеличено обетование Сына - превыше обетований пророков и Евангелие Господа - превыше проповеди слуг. Когда же, говорит, читают Моисея, то есть книги Моисея, то сердца их покрываются темным покрывалом вместо светлого покрывала.

  • 16.

    но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

    А снимется оно с глаз их, когда они обратятся к Господу. Как Моисей, когда устремлял взор свой к Богу, то снимал покрывало с лица своего, так и с ума их снимется оно, когда обратятся к вере в Господа.

  • 17.

    Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

    Ибо Господь Дух есть Святой, то есть не находится и не заключен в одном месте, - а где Дух Господень, там есть свобода, то есть Его (Духа) свободе свойственно, чтобы Он находился во всяком месте, где будет и Господь.

  • 18.

    Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

    Мы же есть открытым лицем, которое не покрыто, как лицо Моисея, славу Бога сокровенную, как в зеркале созерцая, в тот же образ преобразуемся, то есть с надеждою ожидаем восприять, от славы в славу, именно от славы, утраченной в раю, в славу, которую мы имеем получить в царстве небесном, - так, как от Господа (Господня) Духа, Который действиями Своими уже свидетельствует о том, о чем мы говорим.