Глава 7

  • 1.

    Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

    Итак, эти имея обетования, возлюбленные, от самых дней Исаии, - очистим себя от всякой скверны плоти, то есть от бессильных жертв закона и помимо закона, и совершенными соделаем души наши в святыне, чрез Евангелие, которое даровало нам любовь Христову.

  • 2.

    Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.

    Будьте снисходительны к нам, братья, ибо не вам говорим, но в лице вашем другим говорим: поелику никого из тех, кои приходят к вам и хулят нас, мы не обидели, не учинили несправедливости и не обманули, как это они делают с нами ради Евангелия.

  • 3.

    Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить.

    Не к осуждению вас с ними говорим это; ибо прежде мы сказали, что в сердцах наших - вы (есте), так чтобы умирать вместе с нами от гонителей и жить вместе с нами в откровении Христовом.

  • 4.

    Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.

    Великая у меня уверенность есть в вас, ради прежней любви вашей, и великая у меня похвала о вас, ради настоящего вашего терпения. Я исполнен утешением и преизобилую радостию, при всей скорби нашей, потому что умножается радость моя, когда я слышу о вашем терпении.

  • 5.

    Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи.

    Ибо и когда мы терпели и терпим всякие страдания в Македонии, то никакого покоя не имела плоть наша, но среди всяких скорбей находимся мы, подобно вам и более вас: извне брани, а внутри страхи за друзей, чтобы кто не соблазнился.

  • 6.

    Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита

    Но Бог, утешающий униженных, то есть преследуемых, утешил нас прибытием Тита. Большое беспокойство ему учинено мною, когда он внял мольбам моим и предал себя на смерть, придя в самый разгар гонения и подкрепляя нетвердых, кои есть между вами.

  • 7.

    и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.

    Но, когда пришел он и донес нам, что вы отложили личные заботы о себе и о воздвизающихся на вас страданиях, и любовью, какую имеете к нам, пребываете в нашей печали, - когда я услышал об этом, радость великая была для меня в той сильной скорби, какую имею я.

  • 8.

    Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время.

    Итак, если и опечалил я вас в послании моем первом теми многими обвинениями, коими обвинил я некоторых из вас, не раскаиваюсь в том, что опечалил вас, ибо никоим образом не потерпели вы вреда.

  • 9.

    Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.

    Теперь, однако, радуюсь не потому, что вы опечалены, но что опечалены о грехе, который к покаянию привел вас; ибо вы опечалены по Боге, то есть ради Бога, так что ни в чем не потерпели вреда от нас, то есть не подверглись от нас унижению за грех одного.

  • 10.

    Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

    Ибо печаль, которая по Боге, оживотворяет скрытую мертвенность, а печаль мира (мирская забота) умерщвляет живых.

  • 11.

    Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.

    Ибо вот эта самая по Боге печаль ваша, то есть доброе обращение или ответ (защиту), который дали за вас ближние ваши вместе с делами вашими; наказаны негодованием виновные между вами, - страх и трепет удержал прочих ради тех; любовь - тех, кои утверждали их; ревность - тех, кои угрожали им: во всем вы представили себя, что вы чисты, то есть, что вы готовы и склонны к Евангелию жизни.

  • 12.

    Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.

    Итак, если написал я вам, то не ради оскорбившаго и не ради оскорбленнаго, но ради того, чтобы чрез это открылось пред Богом рвение послушания вашего.

  • 13.

    Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.

    Посему мы просили: или от Тита, чтобы пришел к вам, - или чтобы вы прощали виновных, поелику в случае грехопадения их и сокрушения сердечного открылось пред Богом ваше великое усердие. Но мы обрадовались о радости Тита, ибо принес он нам весть о победе вашей, потому что успокоен дух его не некоторыми из вас, как прочие думали, но от всех вас.

  • 14.

    Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною

    Ведь, я хвалился (о вас) ему, прежде чем он пришел к вам: но, как все вам по истине мы говорили, так и похвала наша, которая о вас была к Титу, справедливою оказалась.

  • 15.

    и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.

    Хотя и прежде любил вас Тит, но теперь сердце его преимущественнее к вам есть (расположено), при воспоминании о послушании всех вас, ибо со страхом и трепетом, почетно приняли его.

  • 16.

    Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.

    Радуюсь, что во всем надеюсь (смело) на вас, поелику друзьям умеете оказывать почетный прием, а пред гонителями вы готовы выдержать себя.