Глава 4

  • 1.

    Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем

    Посему, имея сие служение, мы ежедневно мучимся ради него, поелику мы помилованы для того, чтобы возвратиться в конце концов в то место, которое потеряли.

  • 2.

    но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.

    Но отрекаемся от гнусных обманов, коих закон не побеждал, не прибегая к лукавству и не искажая слово Божие, как лжеапостолы, но откровением и истиною, которая совершена надо мною на пути в Дамаск (Деян 9:1), представляем себя самих, то есть нашу истинность, на все совести людей разные.

  • 3.

    Ст. 3-4 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

    Поелику не закрыто ни от кого наше Евангелие. Если же и закрыто, то у тех закрыто, коим бог сего века, то есть маммона сего времени, ослепил умы, чтобы не сиял им свет Евангелия, в коем проповедуется слава Христа, именно страдание Христа, Который есть образ Бога.

  • 4.

    для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

    См. Толкование на (2 Кор 4:3)

  • 5.

    Ст. 5-6 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

    Ибо не себя самих проповедуем в мире, но Иисуса Христа Господа, страданиями нашими и знамениями нашими мы как бы проповедуем о себе, что мы - слуги Его; поелику Бог, изрекший в первый день творения: из тьмы, покрывающей дела, свет да возсияет, восходя и прогоняя тьму, - Он был Тот, Кто возсиял в сердцах наших, дабы познанием просветиться нам, кои лишены были всяких познаний, к просвещению, говорит, познания славы не лица Моисеева, но лица Христова.

  • 6.

    потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

    См. Толкование на (2 Кор 4:5)

  • 7.

    Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

    Итак, имеем сокровище сие сокрытым в сосудах глиняных, то есть даны нам эти дары чрез тело Христово, - дабы изобилие силы было от Бога, и не от нас, то есть: дабы от Него был успех наш и совершенствование наше, а не от наших дел.

  • 8.

    Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся

    Во всем скорбь терпим, но не стесняемся: так как, благодаря надежде на обетованную жизнь, мы ничего не лишаемся, - и если терпим нужду, однако не колеблемся, ибо не впадаем в нерешительность из-за какой либо беды.

  • 9.

    мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

    Хотя гонению подвергаемся, однако, благодаря охранительной силе Промысла, которая с нами пребывает, не бываем оставлены: не оставляют нас ни ученики наши, поелику чрез это более и более умножается число наших учеников. Хотя мы подвергаемся нападениям (мучениям), но не погибаем, ибо многих познаем.

  • 10.

    Ст. 10-11 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей

    Всегда мертвость страдания Господа нашего в теле нашем носим с собою, дабы и безсмертная жизнь Иисуса открылась в плоти нашей смертной.

  • 11.

    Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей

    См. Толкование на (2 Кор 4:10)

  • 12.

    так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

    Итак, смерть в нас действует, а жизнь в вас, то есть в нас действует смерть явно, а в вас жизнь - скрыто.

  • 13.

    Ст. 13-14 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

    Имея, таким образом, тот же дух веры, все мы должны держаться одинаковых мыслей, как написано (есть): уверовал я, говорит, посему и заговорил (Пс 115:1), - и мы веруем, посему и говорим, и во что мы уверовали, то самое и проповедуем, - зная, что Воскресивший Иисуса, воскресит и нас, и утвердит и укрепит нас с вами: или утвердит нас и вас, или утвердит Евангелие наше в сердцах ваших.

  • 14.

    зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

    См. Толкование на (2 Кор 4:13)

  • 15.

    Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

    Ибо все, то есть то, что совершено, - ради (вас, т.е.) язычников совершено, дабы вместо благодати, бывшей в одном народе и прославлявшейся от одного народа, - благодать, умножившись, по причине благодарения многих, увеличилась во славу Божию.

  • 16.

    Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

    Посему не унываем от преследований со стороны внешних и от собственных скорбей, ибо хотя внешний человек наш разрушается постами, бдениями и ежедневными, наносимыми ему, ранами, но внутренний обновляется со дня на день.

  • 17.

    Ст. 17-18 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

    Ибо, хотя мы ныне и терпим легкое страдание и мучение, но (за то) слава, которую мы имеем получить, вечна; поелику мы смотрим не на видимое сие, которое есть временно, но на то невидимое, которое остается на веки.

  • 18.

    когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

    См. Толкование на (2 Кор 4:17)