- 1.
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках
Во многих знамениях, говорит, и многими образами говорил прежде чрез пророков с отцами нашими, то есть разными изменявшимися образами говорил с Ноем, Авраамом, Моисеем и с народом в пустыне, - а также в разных являлся им подобиях, то в виде старца ((Дан 7:13)), то гиганта ((Быт 32:24)), и в других.
- 2.
в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
В самом конце времен не в подобии и не чрез рабов, но чрез Сына Своего говорил с нами, - именно чрез Того, Кого поставил наследником всего, разумей по плоти, ибо Тот, от Коего все и чрез Коего все, не мог бы быть назначен наследником всего. Чрез Коего сотворил, говорит, века все, настоящий и будущий.
- 3.
Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте
И Он есть блеск света славы Его, так как чрез дела Сына, как бы чрез свет, открылась нам слава Отца, - и образ величества Его, то есть равен величеству Его, - и устроил все силою Слова Своего, то есть сила Слова Его покорила все народы, - и чрез Него совершил очищение грехов в водах крещения, - и Он возсел одесную славы величества, по плоти, в которую облекся.
- 4.
будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
Если же Он был настолько превосходнее Ангелов в отношении всего того, что я указал; то сколь превосходнейшее пред ними имя наследовал? То есть именно то, о котором сказал: дал Ему имя, которое выше всякаго имени ((Флп 2:9)).
- 5.
Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
Кому когда-либо из Ангелов сказал: Сын мой еси Ты ((Пс 2:7))? Ибо хотя это и сказано было людям, как свидетельство о природе их, то есть что они суть сыны (Бога) не по природе, а по благодати, - однако же ни одному из Ангелов не сказано: Я буду Ему Отцом и Он будет Мне Сыном ((2 Цар 7:14)).
- 7.
Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
Ибо Ангелы не нетварны, но сотворил, говорит, Ангелов Своих духами и слуг Своих огненными пламенем ((Пс 103:4)).
- 9.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
См. Толкование на (Евр 1:8)
- 10.
И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих
И: Ты, Господи, в начале землю основал, и небеса, - то есть твердь, которая создана после земли, - дело рук Твоих суть.
- 11.
Ст. 11-12 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Здесь, как и в словах: они погибнут и прочее, - Апостол опять приводит изречение Давида ((Пс 101:26)). Если погибнут все творения, то следовательно погибнет и рай, который не имел погибнуть. Поэтому посредством рая, который не погиб, открывает, что вместе с нами (назначенными для блаженства в раю) обновятся и все твари ((Рим 8:18)), как учат одни, - а отнюдь не погибнут, как говорили другие.
- 12.
и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
См. Толкование на (Евр 1:11)
- 13.
Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
К кому, говорит, из Ангелов сказал: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих под ноги Твои ((Пс 109:1))?
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Послание к Евреям > Глава 1