- 1.
Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
Ибо закон есть тень, то есть все его земные обещания представляют собою только подобие будущих благ, - он не был самым образом вещей совершенным, поелику был несовершен. Подзаконные люди еще только ожидали совершенства; ибо если бы они были совершенны, то они не приносили бы одне и теже жертвы каждый год, кои никогда не могли приходящих (с этими жертвами) сделать совершенными.
- 2.
Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
Ибо если бы оне делали совершенными их, то прекратилось бы священство их, так как перестали бы приносить жертвы свои. И если бы свободна была от греха совесть их, то они однажды были бы очищены от нечистоты плотской.
- 3.
Ст. 3-4 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
Но ими (жертвами) напоминание грехов ежегодно бывает у них; ибо не могла кровь тельцов и козлов уничтожать грехи.
- 4.
ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
См. Толкование на (Евр 10:3)
- 5.
Ст. 5-7 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
Посему и Господь наш, когда входит в мир, говорит словами Давида; жертв и приношений Ты не восхотел, тело же уготовал Мне, дабы принесением его в жертву упразднить ветхозаветные жертвоприношения. И потом прибавляет, говоря: вот Я уже пришел, чтобы совершить волю Твою, Боже ((Пс 39:7)8).
- 6.
Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
См. Толкование на (Евр 10:5)
- 7.
Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
См. Толкование на (Евр 10:5)
- 8.
Ст. 8-10 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
Но в словах: иду совершить волю Твою, отменяет первое, чтобы второе постановить; так как тем самым Евангелием, которое упразднило приношения жертв, восхотел Он освятить нас посредством приношения тела Иисуса Христа, совершенного однажды.
- 9.
потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
См. Толкование на (Евр 10:8)
- 10.
По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
См. Толкование на (Евр 10:8)
- 11.
Ст. 11-13 И всякий священник ежедневно стои́т в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
Между тем как всякий священник, поставленный среди народа, одне и теже жертвы часто приносил, кои никогда не могли снять и очистить грехи: напротив Сын, однажды за грехи наши принесши себя в жертву, на всегда возсел одесную Бога, потом ожидая, доколе положатся враги Его ((Пс 2:8)).
- 12.
Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога
См. Толкование на (Евр 10:11)
- 13.
ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
См. Толкование на (Евр 10:11)
- 14.
Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
Ибо Он одним приношением Себя Самого (в жертву) соделал нас совершенными посредством крещения и освятил нас до кончины века (на всегда).
- 15.
Ст. 15-17 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
Свидетельствует о сем освящении грехов в Новом Завете пророк Иеремия, говоря так: дам законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, - и грехов и беззаконий их уже не вспомяну более ((Иер 31:33)34).
- 16.
Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их
См. Толкование на (Евр 10:15)
- 17.
и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
См. Толкование на (Евр 10:15)
- 18.
А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Но где такое прощение обещал нам, т.е. отпустить грехи наши, там уже нет необходимости совершать приношения, предписанные законом, за грехи наши.
- 19.
Ст. 19-21 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим
Итак мы имеем, братья, дерзновение входить во святилище, которое есть вера наша, - которое посредством крови Его обновило нам сей путь веры; ибо и древние имели ее, но бывшие потом (в средине между древними и нами) люди утратили ее, а в настоящее время Он опять возобновил ее в нас чрез завесу, то есть чрез плоть Свою: поелику Он есть также и Первосвященник наш; ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас первосвященник, не над скиниею временною, но над домом Божиим.
- 20.
который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою
См. Толкование на (Евр 10:19)
- 21.
и имея великого Священника над домом Божиим
См. Толкование на (Евр 10:19)
- 22.
Ст. 22-23 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
Да приступаем к Нему с истинным сердцем, чтобы достигнуть нам совершенства в вере, которую Он насадил в нас, - и да будет окропление над сердцами нашими, то есть да будут чрез Него омыты сердца наши, чтобы нам очиститься от совести лукавой, проявляющейся в помышлении зла, - и омоем тело наше крещением освящения, - будем держать в скорбях наших надежду, которая должна исполниться в свое время, - и чрез постоянное исповедание будем стоять неуклонно и да не колеблемся, приходя в отчаяние по причине отдаленности исполнения того, что нам обетовано, ибо верен Обещавший нам.
- 23.
будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
См. Толкование на (Евр 10:22)
- 24.
Ст. 24-25 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
Из-за внешних гонений или внутренних скорбей да не оставляем друг друга без помощи, как есть обыкновение такое у некоторых, но будем утешать друг друга, - особенно когда увидите приближение дня скорби или гонения.
- 25.
Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
См. Толкование на (Евр 10:24)
- 26.
Ст. 26-27 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
Если же колеблемся и своевольно грешим после того, как получили это познание истины, данное нам чрез Христа: то уже не имеем жертвы лучшей, чем та, которую Христос принес за грехи. Но страшное наказание суда и ярость огня пожрет врагов, кои были противниками себе самим и ближним.
- 27.
но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
См. Толкование на (Евр 10:26)
- 28.
Ст. 28-29 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
Ибо если те, кои преступали немощный закон Моисеев, (бывший прообразом закона Христова), без всякаго милосердия, по показанию двух или трех свидетелей, подвергались смерти, и не давалось места покаянию: то сколь более, думаем, худших будет достоин наказаний тот, кто попирает не закон Моисеев, но Сына Божия, и кровь нового завета Его простою считает, то есть такою же, как кровь телицы, кропившуюся на завет Моисеев, между тем как она (кровь Нового Завета) безмерно превосходнее той (ветхозаветной), поелику чрез нее мы освящены в крещении от греха и беззакония, - и тот, кто духу благодати, вкропленной в нас, наносит оскорбление? - Это суть те, кои Евангелие считают таким же, как закон Моисеев.
- 29.
то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
См. Толкование на (Евр 10:28)
- 30.
Ст. 30-31 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!
После сего, устрашив их свидетельством из пророка: судит Господь народ Свой (Втор. 32:35-36 и (Пс 134:14)), Апостол возвращается к напоминанию им той первой радости, которая была у них вслед за обращением их в христианство.
- 31.
Страшно впасть в руки Бога живаго!
См. Толкование на (Евр 10:31)
- 32.
Вспомните, говорит, прежние дни, в кои вы, быв крещены, многия страдания и подвиги выдержали: - то суть грехи ваши.
Вспомните, говорит, прежние дни, в кои вы, быв крещены, многия страдания и подвиги выдержали: - то суть грехи ваши.
- 33.
то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии
То поношения, то скорби, говорит. Это указывает на то, что закон заставлял их открывать свои грехи над жертвами ихними, - а позор от людей побуждал их не открывать своих грехов; это, говорит, те самые скорби, кои вы имели при объявлении своих грехов, и те поношения, кои препятствовали вам открывать свои грехи. Итак, те угрызения совести, которые вы предпочитали и которые доставляли вам столь великую скорбь и столь сильные страдания, теперь принесены вами (в жертву) с благоговением и скромностью в крещении водами вместе с очищением, вами полученным. А также и зрелищем переселения были вы во дни преследования вас, и общниками также труждающихся сделавшись, как и вы труждались.
- 34.
ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
И даже до сего времени узникам сострадали вы и расхищение имений ваших не оплакивали, но напротив радовались в душе, поелику знали и надеялись, что лучшие блага вам уготованы на небе вместо того худшего и тленного, которое отнято у вас.
- 35.
Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
Итак, смотрите, не лишайте себя той уверенности, которую, как думаю я, вы усвоили себе, ибо вы знаете, что за нее предстоит великое мздовоздаяние.
- 36.
Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное
В терпении подобает вам творить волю Божию, чтобы получить эти, обещанные вам дары.
- 37.
ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
Не падайте же духом; ибо еще мало несколько-несколько, - Грядущий приидет во втором пришествии, - Он, Кто приходил в первом пришествии.
- 38.
Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
Ведь праведник (говорит Господь у пророка Аввакума) бывает жив тогда, когда в нем обретается вера и терпение; если же кто колеблется и мучится сомнением оттого, что не приходит мздовоздаятель, то не будет угоден он душе моей и в тот день ((Авв 2:3)4).
- 39.
Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души.
Мы же не пребываем в сомнении, которое вредит совершению подвига нашего и нас к погибели ведет, но в вере, коею совершаем приобретение души нашей и которая возвышает нас над всем.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Послание к Евреям > Глава 10