Глава 5

  • 1.

    Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи

    После того, как сказал о прообразе субботы, обращается к доказательству того, что и священники народа израильского были поставлены в прообраз Сына. Ибо всякий, говорит, первосвященник, который из людей берется, то есть избирается и помазуется, за людей поставляется пред Богом, чтобы чрез него передавались им дары Божии и чтобы он приносил пред Богом дары и жертвы, кои за грехи их приносились.

  • 2.

    могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью

    И умеренно (немного), по своей немощи, он сострадал грехам, поелику и сам облечен был плотью греха.

  • 3.

    и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

    И имел нужду, как за народ, так и себя самого и за грехи свои, приносить жертву.

  • 4.

    И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

    И не чрез похищение какое-либо принимал он священство, но как Аарон, коего избрал Бог посредством расцветшего жезла ((Числ 17:1) сл.).

  • 5.

    Ст. 5-6 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

    Так и Христос не Сам совершил избрание Себя, но Давид уже наперед предсказал о сем в словах: Сын мой (еси) Ты, Я ныне родил Тебя ((Пс 2:7)), - и еще говорит: Ты (еси) священник во век по подобию Мелхиседека ((Пс 109:4)).

  • 6.

    как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

    См. Толкование на (Евр 5:5)

  • 7.

    Ст. 7-8 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию

    И когда Он облечен был плотью, во дни плоти Своей, по наступлении ночи, в которую предавался (Иудою врагам), молитвы и прошения со слезами и воплем сильным принес Тому, Кто мог Его спасти от смерти. И услышан был в молитвах Своих. Каким же образом был Он услышан, когда молил об освобождении Себя от смерти ((Мф 26:39) сл. (Мк 14:35) сл., (Лк 22:44) сл. ср. (Ин 12:27)), - а между тем Он не был освобожден от нее? Он желал, чтобы в Нем Самом совершилась воля Отца. И из этого открывалось ясно, что Он был Сын Божий, так как душу Свою полагал за тварей для исполнения благоизволения Пославшего Его. Ясно открывалось и послушание Его посредством тех, кои распяли Его. Посему, если сами распинатели оказываются свидетелями того, что был Он услышан, - если, говорю, так, то следовательно Он желал умереть и просил о том, чтобы совершилась воля Отца Его. Также и прошения с сильным молением (воплем) приносил Он Тому, Кто мог спасти Его от смерти: не об освобождении от смерти молил Тот, Кто пришел для того, чтобы умереть, - и не о воскресении после смерти просил Он, если это уже ранее было обещано Ему, - но за распинавших Его молился, чтобы они не подверглись за то смерти. И он услышан был в молитвах Своих, поелику отверст был доступ к тому, чтобы распявшие Его могли получить жизнь. И тот, Кто совершил это, то есть Кто до такого унижения и страдания смирил Себя ради убийц Своих, Тот есть Сын Божий, - откуда и открылось, что услышан был, именно из того, что пострадал, - так как некоторые из убийц Его обратились и своим покаянием сделались проповедниками воскресения Его. А может быть также и себя самого имел в виду Апостол, когда говорил это о ближних своих.

  • 8.

    хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию

    См. Толкование на (Евр 5:7)

  • 9.

    и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного

    Итак, говорит, усовершившись, то есть все это совершив чрез послушание, Он сделался для нас виновником спасения вечнаго - вместо Адама, который непослушанием своим был для нас виновником смерти. Но не так, как воцарилась смерть Адама и над не согрешившими, так и жизнь царит и над не оправданными ((Рим 5:13) сл.); ибо, хотя Он и есть Податель жизни, но Он дарует ее только тем, кои повинуются, а не тем, кои отвращаются от Него.

  • 10.

    быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.

    А назван Он Первосвященником не от людей, но от Бога, - и не по подобию Аарона назван, но по подобию Мелхиседека.

  • 11.

    Ст. 11-12 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

    Многия у нас речи должны быть сказаны вам о лице и свойствах этого самого Мелхиседека, - не потому, что это трудно для раскрытия и непонятно, но по немощи слуха вашего, - и потому, что хотя вы должны быть (бы уже) учителями по давности времени, однако во время совершенства вашего оказалась необходимость, чтобы мы как детей снова вас учили тому, какое (есть) начало слова Божия, и вы сделались младенцами, нуждающимися уже в молоке, а не в твердой пище.

  • 12.

    Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

    См. Толкование на (Евр 5:11)

  • 13.

    Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец

    Всякий, кто в молоке имеет нужду для пищи, то есть у кого надежда спасения его и прибежища полагается в земных обетованиях закона, - тот неопытен в слове правды, то есть в распинании плоти нашей, посредством коего возвещается правда Божия.

  • 14.

    твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

    Совершенным же свойственна (есть) твердая пища, то есть страдание, написанное в новом благовестии (Евангелии), - о коих (совершенных) сказано: приготовьте Господу народ совершенный ((Лк 1:17); (Мк 1:3); (Ис 40:3)), у которых чувства, благодаря мерилу веры, приучены, - то есть ими самими, а не законом, - к различению добра и зла.