- 7.
Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отимется луна
Всем ясно, что пророк духом возвестил о деяниях Госпо да во плоти. Дни же Господа — это не дни, которые Он прожил во плоти на земле, а добродетели, которые, озаряя нас будто дневным светом, заставляют праведность восходить в нас. Что же такое эта праведность, как не способность [правильного] распределения, не позволяющая, чтобы худшее восставало на лучшее, то есть мудрование плоти на закон духа? Обилие мира настает в нас тогда, когда успокоенные [в нас] страсти пребывают [уже] не восстающими на душу. Слова же пока не исчезнет луна означают следующее: чрез познание Бога, рождающего в нас праведность, настает обильный мир, такой, что даже простые образы, производимые нашим изменчивым естеством — ведь это и есть луна — совершенно исчезают.
Вопросы и затруднения.
- 8.
И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя
И Он будет господствовать, говорит псалмопевец, от моря до моря. В первом случае море означает делание, на чиная с которого Он овладевает теми, которые подвластны Его закону. До моря означает до безмерного знания, в котором плавают те, которые стали причастны к этому знанию посредством созерцания сущего. Или же разумей, что море есть крещение: в речении пророка, со гласно которому лик противника изгоняется в море первое, а задняя часть его — в море последнее, морем первым, как уже говорилось, считай крещение, а морем последним — воскресение, в котором исчезает задняя часть врага. Ведь тогда наше естество совершенно освобождается от закона греха, вложенного в нас по причине [пра родительского] преступления.
Или же иначе: лик диавола, то есть злые дела, изгоняется деланием, ибо это, как было сказано, и есть море пер вое; задняя же часть, то есть предвкушения зла и фантазии, изгоняются морем вторым, то есть знанием.
Вопросы и затруднения.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Максим Исповедник > Псалтирь > Глава 71