Глава 9

  • 2.

    Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

    Не всему народу иудеев и не всему народу язычников, но всему народу, который собран и от иудеев и от язычников всей вселенной во единое исповедание Христа и называется христианским благодаря единому и одному и тому же восприятию таинств Христа. Именно нам, живущим в стране тени смертной, воссиял свет жизни.

    Гомилии на Евангелия.

  • 6.

    Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

    Все промышление о мире нашего Искупителя есть примирение. Ведь для того Он воплотился, для этого пострадал и воскрес из мертвых, чтобы нас, через грех подпавших под гнев Бога, Самому привести к миру Божьему (Флп 4:7) через примирение. Отсюда справедливо пророк Его именует Отцом вечности, Князем мира, и апостол, который писал уверовавшим из язычников, сказал: И придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф 2:17).

    Гомилии на Евангелия.

  • 7.

    Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

    После того как через апостолов был спасен Израиль, весь мир сбежался к пределам истинного и миротворного Соломона, о котором сказано: Умножится владычество Его и миру нет предела. Ведь Он Сам есть камень, отсеченный от горы, и когда обрушилось земное царство, враждебное вере, то Он один по всей вселенной содержит миротворную державу.

    Изложение Деяний апостолов.


    Как прообраз такого дома или храма духовного царь Соломон создал храм Господу во Иерусалиме, ведь сам Соломон, который переводится «миротворный», несет образ Того, о ком поет пророк: Умножится владычество Его и миру нет предела. О нем и апостол Церкви, который писал о язычниках, сказал: Благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф 2:17). А то, что Соломон строил храм в течение семи лет, а на восьмой год завершил и освятил, показывает, что во все время этого века, который круговращается семь дней, Господь созидает небесное строение из собранных верующих, а затем в будущей жизни при явлении славы воскресения завершит его, а также вознесет его в радость жизни бессмертной в вечном видении Его сияния, ибо Сам Он воскрес из мертвых в восьмой день, то есть после субботы - седьмого дня, и по справедливости выражает восьмеричным числом время нашего воскресения.

    На книги Ездры и Неемии.


    Нет никакого сомнения, что Соломон, который переводится как «миротворный», по своему имени и безмятежнейшему состоянию своего царства обозначает Того, о Котором говорит Исаия: Умножится владычество Его и миру нет предела. А Хирам, что по-латыни значит «живой», образно означает свыше уверовавших от язычников и славных жизнью вместе с верою. И ничто не препятствует тому, что, поскольку Хирам был царем и царской властью помогал Соломону в сооружении дома Господня, он преобразовательно обозначает самих владык, обратившихся к вере, достоянием которых Церковь имеет обыкновение часто получать помощь, благородно увеличиваться и утверждаться против еретиков, схизматиков и язычников государственными декретами. Итак, Соломон просит в строительстве Храма помощи от Хирама, потому что Господь, когда, придя во плоти, замыслил построить Себе дом, то есть возлюбленную Свою Церковь, то помощников этому делу Он избрал не только из иудеев, но также и из язычников. Ведь Он воспринял служителей слова из того и другого народа.

    О Храме.


    Когда Он рождался, то выбрал время наибольшего мира, ибо очевидно, что причиной Его рождения в мире было привести род человеческий к дарам вышнего мира. Следовательно, Господь наш родился во времена мира для того, чтобы самим состоянием времени научить, что Он есть Тот Самый, о Котором прежде возвещенное пророчество сказало: Умножится владычество Его и миру нет предела.

    Итак, Он вначале предпослал времена мира и затем - Сам Творец мира и Создатель времен, - явившись так во плоти прежде всего дому Иакова, то есть израильскому народу, Он открыл дверь света всем народам, стекшимся к Нему и проповедал радость вечного мира. Нельзя пройти мимо того, что безмятежность этого земного мира при рождении Царя Небесного не только предоставила свидетельство благодати, но и способствовала покорности ей, ибо дала способность проповедникам Сего Слова пройти по вселенной и рассеивать везде, где они хотели, благодать Евангелия.

    Гомилии на Евангелия.